lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ...НАДЕЖДА РУМЯНЦЕВА: У ИСТОКОВ ТВОРЧЕСТВА

 

НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА РУМЯНЦЕВА (1930-2008)

Перед экзаменаторами студии при Детском театре стояла Надя Румян­цева. Ей уже около семнадцати, но она такая маленькая, такая курносая, и голосок у нее такой тоненький, что больше двенадцати ей никто не давал.
—Ну-с, деточка, что вы можете нам прочитать? — спросил степенный председатель.
—Монолог Фамусова.
—Че-ей? — изумился председатель.
—Грибоедова,— наивно сообщила Надя и начала читать.
Она запахивала воображаемый халат, по­правляла на носу воображаемые очки, словом, «перевоплощалась», как могла. Вид девчушки, изображавшей толстого, важного старика, был до того уморительным, что строгие члены ко­миссии не удержались от хохота.
—Провалилась! — сочувственно шепнул На­де кто-то из поступающих, когда ее отпусти­ла комиссия.— Тебе бы им Офелию грянуть, а ты — Фамусова!..
Однако Надю приняли. И не только приня­ли, но вскоре поручили ей одну из главных ролей в пьесе С. Михалкова «Я хочу домой». Да, это уже не учебные упражнения, а настоя­щий спектакль. Как было страшно! Надя дви­галась по сцене, будто в тумане, ноги стали ватными, руки дрожали, на глаза невольно на­вертывались слезы. К счастью, по ходу дейст­вия ей нужно было плакать, и всем показа­лось, что юная актриса делает это от души. Газеты похвалили ее за искренность, непосред­ственность.
И вот актрису приглашают принять участие в фильме «Навстречу жизни».

Навстречу жизни (1952)
—Перед съемками,— вспоминает она,— я месяца полтора обучалась работать на токар­ном станке вместе с воспитанниками ремес­ленного училища, которым посвящен фильм. И в конце концов достигла того, что не все детали, выточенные мною, попадали в брак. Получилось, что я дебютировала дважды: как киноактриса и как токарь.
После этого фильма Надежда Румянцева перешла во Всесоюзный государственный инсти­тут кинематографии.
—На приемных экзаменах,— рассказывает профессор О. Пыжова,—нас заинтересовала выразительная внешность Нади. У нее была уди­вительно своеобразная манера двигаться и го­ворить. Мы ее приняли. И не ошиблись. Надя оказалась серьезной и требовательной сту­денткой. Она никогда не шла от внешнего рисунка роли, а старалась прежде всего рас­крыть характер, самые тонкие душевные пе­реживания. В пьесе по повести В. Пановой «Спутники» — дипломном спектакле нашей мастерской — Надя играла беспризорную де­вочку. Помню, среди зрителей у нас был гость из Бразилии. Его потрясла игра Румянцевой, он плакал. Горе ее героини стало близким и понятным человеку, не изведавшему ужасов войны.
Еще во время пребывания в институте Румян­цева снялась в фильмах: «Мексиканец», «Ве­сенние голоса», «Сын», «Море зовет». Сама она считает наибольшей удачей из этих работ роль Мэй в «Мексиканце».

Мексиканец (1955)Сын (1955)Весенние голоса (1955)

Море зовет (1956)
В 1954 году Румянцева с отличием окончи­ла институт и была принята на «Мосфильм». За шесть лет ее видели в десяти фильмах. От роли к роли она по крупицам собирала характерные черты советской девушки — про­стой и скромной, беспокойной и горячей. Застенчивые, не слишком заметные, не очень ловкие в разговоре, ее героини чудесны своей внутренней силой, благородством души.
Самый яркий такой образ у Румянцевой по­лучился в фильме «Неподдающиеся», где ее героиня Надя Берестова «усмиряет» двух бес­шабашных парней. Удача актрисы объясняется здесь, конечно, и тем, что автор сценария Т. Сытина писала роль именно для Румян­цевой. Еще до съемок драматург и актриса часто встречались, беседовали, обсуждали от­дельные сцены, диалоги.

Неподдающиеся (1959)
В этом фильме отчетливо проявилась еще одна сторона дарования актрисы — комедийность. Румянцева не комикует, не делает ни­каких усилий, чтобы насмешить зрителя. Смеш­ное заключается в том, что опека и перевос­питание двух великовозрастных парней пору­чены девчушке «от горшка два вершка». Мож­но было на эту основу нанизывать внешне эффектные комические трюки. А можно сыграть такую вот девушку, наивную, простодушную, добрую, старающуюся быть реши­тельной и строгой.
Румянцева выбрала второе. И зашагала по экранам симпатичная девушка с двумя «непод­дающимися». И зазвучал в кинотеатрах смех. В забавной комсомолке открылась зрителю пленительная и трогательная душа человека — то смелого, то робкого, но всегда искренне­го, честного и горячо преданного своему делу.
— Сейчас,— сообщила Румянцева,— я сни­маюсь в «Вольном ветре» — экранизации опе­ретты И. Дунаевского. Роль эта необычна для меня. Петь в фильме буду не я, но танцевать придется самой.

На съемках фильма ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР (1961)Вольный ветер (1961)
Мне очень хотелось бы сниматься в фильме по новому сценарию Т. Сытиной. Это повесть о юной москвичке. Она втайне влюблена в парня, который, окончив институт, едет на уральский завод. Без билета, без денег девуш­ка отправляется за любимым. На заводе девушек на работу не принимают, и она пе­реодевается парнем… Для актрисы такая двой­ная задача не из легких, но мне она кажется очень увлекательной

1961 год

PS: Надежда Васильевна Румянцева умерла 8 апреля 2008 года, похоронена на Армянском кладбище в Москве. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ…

rumyantseva-nadejda2

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments