С этим стройным, среднего роста человеком было так легко и непринужденно. Не верилось, что это именно тот Михаил Ножкин, заслуженный артист РСФСР, популярный киноактер, талантливый поэт…
Когда вышел фильм «Каждый вечер в одиннадцать», никто не мог предположить, какое будущее у актера, создавшего образ молодого ученого.
Кое-кто из кинокритиков считает фильм неудачным. Однако больше всего писем от благодарных зрителей Михаил Иванович получил именно после него. Может потому, что рассказывается в картине о самом страшном зле в мире — об одиночестве, о неумении хороших людей найти друг друга. Красивое, хорошее произведение. А доброта — главная черта характера М. Ножкина.
Это первое впечатление вскоре подтвердила художник-гример студии «Мосфильм» И. Перминова, которая «жаловалась» на актера, хорошо улыбающееся лицо которого так трудно сделать жестким и волевым, как того требует роль Рощина в фильме «Хождение по мукам». Однако он перевоплощается. И не только внешне, но и внутренне и, отключившись от всего, что волновало сегодня, вчера, начинает жить жизнью героя. Последнее прикосновение гримера — и перед нами уже не Михаил Ножкин, а полковник белогвардейской армии Вадим Рощин.
И так, кажется, все легко, что быть актером каждый сумел бы. А в действительности — какой это тяжелый труд!
Особенно донимают пустяки. Из огромного двора, среди которого нужно в полном военном обмундировании падать в густую пыль, режиссер выберет обязательно тот квадратный метр, где больше всего острых камней… Во время съемок в Евпатории немало нервов забрал, казалось, самый простой 20-секундный эпизод — нужно было закурить, а спички не зажигаются, а камера снимает…
Говорят, солдаты (статисты) отказывались сниматься; их даже в армии не принуждают столько бегать в полной выкладке. Актеры же все могут. Такие их будни.
К работе в кино Михаил Ножкин относится очень серьезно. Прежде чем приступить к той или иной роли, изучает окружение героя, проблемы, что его волнуют. Актер отказался от участия в нескольких интересных картинах, но перед предложением народного артиста СССР режиссера В. Ордынского сняться в фильме по трилогии А. Толстого не устоял.
Он уже был советским разведчиком («Ошибка резидента»),
ученым-биофизиком («Каждый вечер в одиннадцать»), защитником окружающей среды («У озера»).
Работая над созданием образа Кржижановского («Надежда»), актер пытался показать Глеба Максимилиановича не только как революционера и ученого-энергетика, но и как поэта, чуткого товарища, в которого для каждого находилось хорошо подбадривающее слово.
Уже в который раз в своем творчестве Михаил Иванович обращается к вечной и важной для него теме добра. К сожалению, еще много в жизни зла и жестокости. И потому, по мнению актера, добро должно иметь «кулаки». Для М. Ножкина «кулаки» — это его меткие миниатюры, куплеты, репризы, которые исполняли ведущие актеры-сатирики: Миронова, Менакер, Шуров и Рикунин, Миров и Новицкий. Бен Бенцианов после концерта в театре города Евпатория, где артист в то время снимался, представил зрителям Михаила Ножкина как автора своей программы.
До 1967 года, когда тяга к кино победила окончательно, он часто сам выступал с собственными эстрадными программами.
А еще раньше (теперь даже трудно представить!) М. Ножкин своим главным делом считал строительство. Закончив институт, работал прорабом, строил Новые Черемушки в Москве и в то же время по вечерам принимал участие в самодеятельности.
Дальше начал учиться в театральной студии при Московском Государственном театре эстрады. Лет пятнадцать тому назад В. Диховичный, которого М. Ножкин считает своим первым учителем в литературе, заявил, что отныне он прекращает с ним любые отношения как с актером и знает лишь как поэта.
А часто стихотворения появляются сразу с музыкой. И возникает песня. Так появилась одна из самых популярных эстрадных песен «Березовый сок». Во время съемок киноэпопеи «Освобождение» ему сказали: «Нужна песня о войне». И вот она уже в фильме:
Еще немного, еще чуть-чуть,
Последний бой — он трудный самый,
А я в Россию — домой хочу
Я так давно не видел маму…
Песня о войне… Для М. Ножкина война — это его нелегкое детство. Воспитателями парня были раненные солдаты из ближайшего московского госпиталя. Михаил Иванович и сегодня вспоминает то тяжелое, но прекрасное время, когда люди жилы беднее, зато дружно, поддерживая друг друга. Отголосок войны слышим и в стихотворении «Две коляски», идея которого возникла, когда автор увидел на улице рядом с коляской младенца коляску инвалида.
Много у него есть песен, написанных в соавторстве с профессиональными композиторами. На слова актера-поэта писали Д. Тухманов, В. Шаинский, А. Эшпай, А. Лепин. Соловьев-Седой.
Во многих кинофильмах звучат песни М. Ножкина — «Сибирячка», «Сельский детектив», «Олень — Золотые Рога», «Шельменко-денщик» и др. Особенно дороги ему созданые им шестнадцать стихотворных строк, которые стали песней «Я люблю тебя, Россия».
Поэзии, песни М. И. Ножкина опоэтизируют будни, помогают жить, преодолевать трудности.
Как-то товарищ Михаила Ивановича — заместитель командира подводной лодки, которая шла в далекое плавание, — попросил актера-поэта записать на магнитофонную ленту его песни: «Когда будет тяжело, включу для моих ребят».
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru