lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

ДОБРЫЕ ОТКРЫТКИ. ЕЛИЗАВЕТА МЕРКУРЬЕВНА БЁМ

 

На Новый год!
Счастья: сто пудов!
Здоровья: сколь войдет!
Любви: без меры!
В прошлом году исполнилось 170 лет со дня рождения замечательной русской художницы Елизаветы Меркурьевны Бём. Сегодня это имя о многом говорит искусствоведам и практически ничего людям, далеким от искусства. Но именно для них она иллюстрировала литературные произведения, азбуку и с упоением рисовала праздничные открытки, которые давно признаны уникальными.
303 450
wikimedia.org 
Елизавета Бём родилась 24 февраля 1843 года в дворянской семье. Ее отец Меркурий Николаевич Эндауров служил коллежским асессором. В 23 года она вышла замуж за Людвига Францевича Бёма (1825-1904), который был известным скрипачом, как и его отец, в свое время приглашенный из Венгрии и ставший солистом Петербургского Императорского оркестра. Кстати, Франц Бём известен и как педагог русских композиторов Глинки, Львова, Верстовского. В семье долго хранились две реликвии – скрипка Страдивари и письмо Бетховена.

Лиза Эндаурова с 14 лет училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге, которую в 1864 году закончила с серебряной медалью. Преподавали в этой школе замечательные учителя – И.Крамской, П.Чистяков, Л.Примацци, А.Бейдман. Талант Лизы Эндауровой был разносторонним, ей ничего не мешало экспериментировать, быть самобытной и даже дерзкой - возможно, потому, что материальная сторона дела ее не интересовала ни в семье родителей, ни после замужества.


Новая страница жизни

В 1968 году у супругов Бём родилась дочь, названная, как и мама, Елизаветой. Это событие сделало близкую художнице детскую тему еще более интересной. Часто она рисовала с натуры именно крестьянских детей. Добрая "тётка Бёмиха" приезжала в деревни и рисовала детей, угощая их сладостями.

В то время многие художники, а также писатели старались привлечь внимание общественности к судьбе детей, живущих в бедных семьях, создавая полные трагизма полотна и литературные произведения. Это и "Тройка" Перова, и "Дети, бегущие от грозы" Маковского. Но дети в работах Бём были другими – сытыми, довольными жизнью, хорошо одетыми, часто в русский национальный костюм. Ее не занимал социальный аспект, а привлекала внешняя красота детей, наивность их глаз, чистота улыбок, непосредственность и искренность. И они "жили" счастливой беззаботной жизнью на страницах сказок и азбуки, а также на чудесных открытках.

От акварелей до силуэтов

Ей удавалось писать акварели, заниматься литографией, создавать модные в то время "Силуэты". Кстати, за 14 лет с 1875-го по 1889 год были выпущены 14 альбомов с силуэтами. Среди них альбомы "Силуэты из жизни детей", "Пирог", "Из деревенских воспоминаний", "Поговорки и присказки в силуэтах", "Пословицы в силуэтах". 

630 300
wikimedia.org 

Сам Крамской называл ее силуэты совершенством. Эти работы на одном из международных конкурсов получили Серебряную медаль. Ярким событием 1883 года стал Альбом "Типы из "Записок охотника" И.С Тургенева в силуэтах". Уникальность этого альбома была очевидной: черные силуэты чередовались с цветными рисунками, что, без сомнения, впечатляло. К счастью, альбом был издан в последний год жизни писателя. Кстати, стоит вспомнить и о двух силуэтах для рассказа "Муму".

Елизавета Бём иллюстрировала журналы, среди них – и детские "Малютка" и "Игрушечка". Ее рисунки украшали великие романы, в том числе "Анна Каренина", а также известную сказку "Репка", поэму Некрасова "Мороз Красный нос". Ее Наташа Ростова, Татьяна Ларина, Ванька Жуков – прекрасны! Оригинальны и рисунки на библейские темы.

Как ни странно, иллюстрации для "Азбуки" - большого детского альбома для рассматривания, а также басен Крылова успеха не принесли. Критика была беспощадной: дети казались неестественными, а сама книга почему-то напоминала им лавку старьевщика. А ведь рисунки в ней замечательные: рядом с буквой А (Аз) – Ангел, с буквой В (Веди) – Витязь…

От глины до стекла

Имя Елизаветы Меркурьевны Бём также вошло в историю отечественного декоративно-прикладного искусства. Расписанные молитвенники и веера, рисунки для вышивок и кружев, расшитые бисером кокошники, ковши из дерева и фигурки из глины. Все это было сделано руками художницы. А еще были стекло и хрусталь! Что, впрочем, не вызывает особого удивления, ведь на Дядьковском заводе работал брат художницы.

630 300
wikimedia.org 
Работы Бём признаются как символичные в развитии русского национального стиля в стекле. По ее рисункам создавались необыкновенные по красоте изделия, которые могли ею и расписываться. Её роспись украшала и фарфор, а рисунки использовались для изготовления эмалей. В них было все: оригинальность, сложная игра цвета и даже народный юмор! А потому работы выставлялись в Париже, Мюнхене, Берлине, Милане, Чикаго и получали медали. Без сомнения, это был новый взгляд на стекло.

Стиль Бём

Критика почти всегда была благосклонная к художнице, а ее работы охотно приобретались коллекционерами. Среди них не только П.М. Третьяков и И. Е. Цветков, но и члены царской фамилии.

Критики первыми заговорили о "Стиле Бём", которому многие пытались подражать. Но главным критиком, вернее, почитателем творчества Е. Бём был ее муж – профессор консерватории в Санкт-Петербурге.

Стоит сказать об одной уникальной особенности стиля Бём – о коротких остроумных подписях: прибаутках, пословицах, загадках, стихотворных строчках, которые были везде – от открыток до изделий из стекла. На открытке с изображением девочки, рисующей куклу, надпись гласит: "Не моя вина, что рожа крива". Или открытка, на которой девочка в окружении матрешек готовит еду для кукол: "На праздник. Купите щи. Чтобы гости шли!". 

На одной из открыток есть и уникальная подпись – стихотворные строки, а под ними инициалы "К.Р.": "Я нарву вам букет к именинам, много пестрых пахучих цветов: и шиповнику с диким жасмином и широких кленовых листов". "К.Р." - поэтический псевдоним Великого князя Константина Константиновича Романова (1858-1915). 

630 300
wikimedia.org 


Впечатляет надпись в стихах на наборе для алкогольных напитков, в который входили стаканы-обманки с нарисованными чертиками, призывающими выпить: "на здоровье", "на веселье", "на задор", "чай, кофе не по нутру, была бы водка по утру", "где выпивал, там и ночевал", "на радости выпил, с горя – запил", "хошь – не хошь, а выпить надо!". Есть надпись и на штофе: "Здорово, стаканчики, каково поживали? Меня поджидали. Пей, пей – увидишь чертей".

Праздничные открытки

Еще одной вехой творчества Елизаветы Бём стали открытки, в том числе рождественские и пасхальные. Хотя в то время праздничной могла быть любая открытка, даже не тематическая. По рисункам Бём было издано 300 открыток, от которых и сегодня веет задушевностью и сердечностью. Сотрудничество Бём с "Общиной Св. Евгении", издательство которой начало выпуск отечественных открыток, оказалось очень плодотворным. Открытки художницы нравились покупателям, потому что воспроизводили сцены из русской, а не заграничной жизни. Краски, темы, манера письма, оригинальность подписей делали открытки интересными для коллекционеров.

Праздничные открытки желали хорошего урожая, приплода скота, веселой встречи Рождества, традиционных гуляний и забав. Да и родные пейзажи были ближе русской душе. Но открытки Бём были особенными. Кто же становился главным героем, к примеру, рождественских открыток художницы? Оказывается, не Дед Мороз, не Снегурочка, не Снежная баба, а дети.

На одной открытке мальчик и девочка летят с горы не в санках, а в гигантских лаптях. Еще одна забавная открытка, на которой девочка и мальчик сидят в лапте, который везет ежик. Надпись гласит: "Зима. В гостях хорошо, а дома лучше". Вот девочка с куклой на фоне большой рождественской звезды: "Рождественская звезда много счастья принесла. Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит". Часто на ее открытках дети несут елочки или окружены вихрем метели: "Мороз не велик, да стоять не велит". Интересна открытка, на которой мальчик везет мешки на санках: "Везу счастье на Новый год. Кому мало - кому до отвала. А вам больше всех". А вот хмурый сердитый мальчик в зимней одежде с палкой, в в руках и в мешке - игрушки, подпись: "Рождественский бука". Хороша и румяная девочка, прижимающая к груди куклу и мишку, рядом елочка: "Вы всегда нас радовали. И дарили и ласкали. Как же нам вам отдарить? Чем на елку подарить?"

 


582 202
wikimedia.org 

Но часто на открытках Елизаветы Меркурьевны дети совершают недетские поступки. Например, маленький мальчик в кроватке поднимает бокал: "С новым годом!". На другой – задумчивый мальчик лет пяти держит в руках рюмку, рядом – вторая: "1 января. Первая рюмка колом. Вторая соколом".

Мальчик и девочка на праздничных открытках – любимый дуэт художницы. Однако не только их изображение, но подписи кажутся несколько взрослыми. Обнимающиеся мальчик и девочка, над ними надпись: "Поцелуй в уста ради праздника Христа". Или пара в национальной одежде Кавказа: "Много дев у нас в горах. Ночь и звезды в их очах. С ними жить - завидна доля. Но еще милее воля!". Забавна и открытка, на которой девочка в богатом русском костюме задумчиво смотрит на кукол-пареньков, одетых в боярское платье. Подпись кажется неожиданной: "Ух-ты, ах-ты, как-то мне замуж идти! За худаго не охота. Хорошаго негде взять!". Еще одна парочка с белой собакой: "Сибирь под снегом закоченела. Без холода не пробыть. Без милаго не прожить!". Две девочки с серьезными глазами, одна внимательно смотрит на другую: "Всякая невеста для своего жениха родится!"

Привлекают внимание философские открытки. Вот красивый русоголовый мальчик сидит за столом, перед ним миска да огромная кружка: "Сяду я за стол да подумаю. Как мне жить. Как мне быть одинокому!". Или серьезная девочка с куклой, рядом глиняный горшок с деревянной ложкой: "Счастье придет и на печи найдет". Так тема праздничных открыток больше никогда и ни у кого не звучала. Не повторился огромный талант Елизаветы Бём. 

Елизавета Меркурьевна Бём ушла из жизни 25 июня 1914 года. И только с 90-х годов ХХ века стал оживать интерес к этой замечательной художнице.
 
Ольга Сокиркина

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments