lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

"МЕФИСТО"

 

Автор  АЛЕКСАНДР КАЗАКЕВИЧ
"МЕФИСТО"
 

7 октября 1963 года в старинном немецком городке Тюбинген в спектакле по пьесе Шекспира «Мера за Меру» состоялся дебют артиста Клауса Марии Брандауэра. Просматривая на следующий день газеты, в надежде найти рецензию на свою игру, молодой актер наткнулся на некрологи, посвященные известному немецкому актеру Густафу Грюндгенсу. И в каждом из них упоминался скандальный роман Клауса Манна «Мефисто: история одной карьеры». 
В этот же день Брандауэр нашел эту книгу и тут же начал читать. Роман его сразу захватил. Он даже не понимал про кого читает… Про коллегу, друга, про самого себя? Напряжение нарастало от сцены к сцене. Это был рассказ про каждого артиста, который мечатет о славе и готов ради нее на любые компромиссы. 
Закрывая книгу, Клаус Мария Брандауэр уже знал, что роль Мефисто - это роль всей его жизни. Он непременно ее получит.

Надо только немного подождать. До того момента, когда 1982 году режиссер Иштван Сабо и актер Клаус Мария Брандауэр на сцене во время церемонии вручения Оскара будут благодарить самых близких людей и под аплодисменты высоко поднимать над головой золотую статуэтку - высшую кинематографическую награду за картину «Мефисто» - «Лучший фильм на иностранном языке», ждать пришлось 17 лет. 
По сей день эта кинолента остается абсолютным рекордсменом среди венгерских кинокартин. У фильма было все, о чем мечтают режиссеры: невероятный прокатный успех, признание кинокритиков и широкого зрителя. А для Клауса Марии Брандауэра наступило время мировой славы. 
«Мефисто» – первый фильм из трилогии Сабо. Каждая из трех киноработ была посвящена истории одной карьеры, истории одной судьбы. И в каждой из них Брандауэр сыграл главную роль.
Когда пару лет до их оскаровского триумфа Иштван Сабо собирался позвонить начинавшему набирать популярность 36-летнему актеру Брандауэру, он намеревался его просто попробовать. И даже не был уверен, что артист знаком с романом Клауса Манна. Сабо хотел ему рассказать, что это будет его первая экранизация, что картина будет посвящена взаимоотношениям артиста и власти, а действие происходит в середине тридцатых годов в Германии. Но стоило режиссеру произнести название романа, как в телефонную трубку он услышал мощный крик: «Иштван! Это моя роль! Я твой человек!» 
И растерянный режиссер пообещал, что отдаст эту роль только ему. 

 



А роль действительно была потрясающая. Рассказ начинался с того, как талантливый актер впадал в отчаяние, потому что успех слишком долго обходил его стороной. Его имя не могли запомнить даже в театре, где он служил, и печатали с ошибками в афишах. А ради чего еще живут актеры, как не ради славы? Что же он делает не так? Возможно надо немного поменять поведение, стать менее бескомпромиссным, где-то лишний раз улыбнуться, сделать комплимент - ведь это ничего не стоит. Он же актер и может играть роль не только на подмостках. Слегка манипулировать окружающими людьми для одаренного человека - это совсем несложно, а иногда даже чуть-чуть забавно. Но слава оказалась капризной и опасной дамой. За свое расположение она потребовала новых жертв, которые уже были не так безобидны, как в начале. И вот ему уже надо отдать свою душу. Руководство Третьего Рейха готово ее принять и растоптать. Нацисты виртуозные охотники за душами людей. В то время как он играл Мефистофеля на сцене, они заняли место мефистофелей в жизни. И уже они манипулируют тем, кто совсем недавно насмехался над этим миром. 

Самое пронзительное в этой истории - что ее главный герой существовал на самом деле. Его не надо придумывать. 
Кроме того автор романа «Мефисто: история одной карьеры» Клаус Манн, старший сын писателя Томаса Манна, много лет называл прототипа главного героя баловня судьбы артиста Густафа Грюндгенса своим ближайшим другом. Пару лет, когда Густаф был женат на сестре Клауса Манна Эрики, они даже считались родственниками. А вот когда на выборах победил Гитлер, Томас и Клаус Манны эмигрировали, а Густаф Грюндгенс остался в Германии, сотрудничал с властями, благодаря этому стал директором Государственного театра в Берлине. А главное, его первой ролью действительно была роль Мефистофеля. 
Конечно, Клаусом Манном при написании романа «Мефисто» владели эмоции: злости, разочарования в друге, непонимания его поступков. Но поскольку книга вышла в 1936-м году, никто не мог предположить насколько далеко смогут зайти нацисты. А вот когда почти через почти полвека Иштван Сабо снимал свой фильм по этой книге, люди уже много знали про нацизм.
Поэтому режиссер предлагает финал, которого нет в романе: при помощи прожекторов героя гоняют по недостроенному стадиону. 
Главный герой картины Хендрик Хёфген часто смотрится в зеркало. И всегда это разные эмоции. Постепенно взгляд становится все менее и менее самодовольным. Артист всматривается в свое лицо с тревогой, словно опасаясь, что там от него настоящего ничего не осталось. Что теперь он вечно будет носить одну из своих масок. Хотя в его окружении все в масках - артисты на сцене, власти тоже в масках, но до поры до времени. Вначале они должны подпустить свою жертву на нужное расстояние. 

 




Режиссер задает вопросы. Много вопросов. И большинство из них касаются взаимоотношений художника и власти. Почему злые, бездушные, часто невежественные люди, скрывая под масками свою звериную сущность, с такой легкостью могут подчинять талантливых и образованных и управлять ими? Почему как только художник уходит в своем творчестве от нравственных ориентиров, его талант оказывается бесплодным, а личность разрушается? И самые главные вопросы - может ли художник жить вне политики? Можно ли от политики отделить искусство? 
В картине почти нет обычных людей. После прихода нацистов к власти улицы как правило пусты. Так же жутковато пустынны пейзажи, предназначенные для смерти врагов третьего рейха. Камера замечает только людей, связанных с сюжетом: политиков, их окружение, актеров с их близкими, зрителей в театральных залах и исполнителей приговоров. Этого достаточно, чтобы на все заданные вопросы получить ответы. И сделать вывод, что маленьких компромиссов с нацизмом не бывает. 
Играть в этом фильме Клаус Мария Брандауэр стремился еще и потому, что чувствовал родство с главным героем. И не по части компромиссов. Но как и Хендрик Хёфген он на многое готов был ради актерского успеха. В том числе после третьего курса хлопнуть институтской дверью, чтобы посвятить себя сцене, переехал для этого в немецкий городок, где ему обещали роли. И слова о том, что он женат на театре принадлежат как Мефисто в фильме, так и самому Брандауэру. 
И даже добиваясь успеха, получая главные роли, он продолжал завидовать игре своих партнеров на сцене. Поэтому играть в этом фильме для него было словно терапией... 
Когда в 1936 году роман «Мефисто: история одной карьеры» был напечатан, читатели за вымышленными именами легко узнавали своих знакомых, реальных лиц. Сердца вынужденных немецких эмигрантов переполняли боль и стыд за свою страну, где к власти пришли нацисты. После окончания Второй Мировой войны все были уверены, что предатели, поддержавшие режим, должны быть наказаны, стать изгоями в цивилизованном обществе. Но оказалось, кто умел приспосабливаться, может использовать этот талант при любой власти.
Прототип Мефисто Густаф Грюндгенс после войны был арестован, провел несколько месяцев в тюрьме, но за него заступились высокопоставленные покровители и его реабилитировали. В дальнейшем он даже несколько лет был президентом Союза театральных деятелей Германии. Во время гастролей 1959 года выступал в Москве и Ленинграде. Он играл не только на сцене, но и в кино. Кстати, последней его работой в кинематографе стал фильм «Фауст». 
После его смерти родственники судились с издателями книги, обвиняли роман в клевете и выиграли суд. Роман в Германии в течение нескольких лет был запрещен. 
А вот автор романа Клаус Манн через несколько лет после эмиграции из Германии закончил жизнь самоубийством. В 1947 году он наложил на себя руки во французском городке Канны. По иронии судьбы, в 1981 году именно на Каннском кинофестивале состояся первый показ фильма, он получил свои первые награды: приз ФИПРЕССИ и награду за лучший сценарий. И уже на утро после показа весь мир заговорил о необычном немецком актере Клауса Марии Брандауэре.

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments