lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ... ЭЛЬЗА ЛЕЖДЕЙ



Заслуженная артистка РСФСР (1974)



Эльза Леждей была очень красивой женщиной. Ее спокойствие, замедленность в реакциях, на первый взгляд даже некоторая скованность и сдержанность граничили с холодностью. Ее часто приглашали сниматься, и предлагаемые роли были разнообразны, и почти взаимоисключающи. Причиной этого была красота, диктовавшая выбор актрисы на роли.




Эльза Леждей родилась 19 февраля 1933 года в Севастополе.

После окончания школы она отправилась в столицу, чтобы поступить на актерское отделение. Красавицу-абитуриентку, выглядевшую по-южному ярко, приняли сразу в два театральных училища - Щукинское и Щепкинское. Она выбрала училище имени Щепкина, и в 1955 году успешно его окончила. Получив театральное образование, Эльза Леждей стала актрисой Театра-студии киноактёра.

Леждей пришла в кино во времена оттепели, пьянившей воздухом перемен. В те годы у зрителя возникла потребность в утончённой женственности. Эльза, которой часто доводилось играть вполне земных героинь, значительно и чуть загадочно смотрелась и в крестьянском сарафане, и в комиссарской кожанке. И это притом, что больше всего ей подходили экзотические шляпы.



Дебютировала Эльза Леждей в 1954 году в костюмно-историческом фильме Юрия Егорова "Море студёное". В нём она играла непреклонную поморку Варвару, хранившую верность жениху, который пропал без вести в морских просторах. Критики эту работу заметили, а авторитетнейший актёр Николай Крючков даже приветствовал в печати появление молодой перспективной актрисы.

На те годы пришёлся брак Леждей с кинорежиссёром Владимиром Наумовым. Наумов снимал кино в партнёрстве с Александром Аловым. Их дуэт снял картины "Тревожная молодость", "Павел Корчагин", "Ветер", "Скверный анекдот", "Бег", "Легенда о Тиле", "Тегеран-43" и другие работы. Наумов стал для Леждей Пигмалионом, вылепившим из любимой женщины интересную актрису и яркую личность. Специалистам нравились работы Леждей в фильмах её супруга. Эксперты особо отмечали точно найденные нюансы. Например, в картине "Ветер" её проститутка Мари, неожиданно влюбившаяся в комсомольца, могла вынуть кисейный платочек как бы из другой жизни и смахнуть им копоть с ящика под вагоном, в котором предстояло отправиться в дальний путь. Или негероическим жестом ужаса зажать уши во время расстрела, разделив судьбу своих новых друзей-комсомольцев. Такие "говорящие" детали придумывались вместе с Наумовым.



Василий Лановой, партнёр Леждей по фильму "Павел Корчагин", свидетельствовал: "Володя вылизывал для неё каждый кадр. И это замечательно... хотя и немного обидно. То есть жаль, что другими исполнителями он не занимался так подробно. Знаете, со времён "Павла Корчагина" я вообще стараюсь не участвовать в фильме, если в нём снимается жена режиссёра. Впрочем, против Эльзы ничего не имею: она была замечательным человеком - добрым и располагающим".



В фильме "Баллада о солдате" главным для актрисы было раскрыть внутреннюю красоту героини, ту красоту, которая, по словам Достоевского, спасает мир.



На перроне вокзала инвалид, вернувшийся с фронта, ждет свою жену. Ожидание мучительно, он без ноги, нужен ли он молодой и красивой женщине. Встреча должна все решить. Идет время, а ее все нет. Напряжение становится невыносимым, каждая секунда усугубляет это состояние. И когда уже нет надежды, когда сигарета докурена так, что обжигает пальцы, в глубине перрона появляется женщина. Плохо одетая, в кургузом пальто с короткими рукавами (как долго искала именно это пальто актриса!), в сбившейся косынке, она бежала навстречу человеку, которого ждала, который жив. Это порыв отчаянного счастья. В такие секунды обнажается все. И все, что есть в этой женщине, - прекрасно. Это и радость, и горечь, и страх - ведь и она другая, постаревшая, измученная непосильным мужским трудом, с натруженными работой руками. Ее счастье и духовно и плотско. Она исступленно целовала мужа, словно боясь, что он исчезнет. Огромное женское чувство любви в этой картине было сыграно Эльзой Леждей с истинно драматической силой и полнотой. 



Евгений Урбанский и Эльза Леждей в фильме "Баллада о солдате".

Многочисленные роли красивых и благополучных женщин, сыгранные Леждей ранее, стали как бы предысторией характера, так талантливо раскрытого ей в "Балладе о солдате", в которой у Леждей все было глубоко прочувствовано. Материал захватил ее целиком, захватил настолько, что, казалось, актриса в этот момент своей жизни переживала самое сильное потрясение. Этой ролью Леждей доказала, что о ней можно говорить, как об актрисе, способной на многое, так как она многое знает о человеке, о его слабости и силе, о его страданиях и счастье. О его истинной красоте.



Разрыву с первым мужем предшествовала нечаянная встреча на съёмочной площадке фильма "Хоккеисты". Леждей играла в нём спортивную журналистку. В роли хоккейного форварда, с которым у её героини возникали лирические отношения, снимался Вячеслав Шалевич, который вспоминал: "Постепенно мы присмотрелись друг к другу, и между нами завязался роман, который длился больше двух лет. Правда, поначалу Элла была несвободна, но вскоре освободилась. Какое-то время мы жили вместе".

Леждей была крупной, содержательной личностью, и Шалевич говорил о ней тепло. Она любила Феллини, обожала литературу, писала стихи - причём не для печати, а только для себя. Актриса любила читать Блока, мечтала создать спектакль-композицию по переписке Чехова. К людям она относилась очень избирательно, и кого попало к себе не приближала. Тот же Шалевич познакомился в её доме, к примеру, с Игорем Можейко (знаменитым фантастом Киром Булычёвым) и известной тележурналисткой Галиной Шерговой - ближайшей подругой Эльзы. Да и сам Вячеслав Анатольевич долгие годы входил в "ближний круг" актрисы: даже когда она вышла замуж за Всеволода Сафонова, продолжал поддерживать дружеские отношения с ними обоими.



Инна Кондратьева, Григорий Чухрай, Эльза Леждей, Анатолий Гребнев. 1963

"Элла была мужественной женщиной, - говорил Вячеслав Анатольевич. - Когда отношения стали сходить на нет, она решительно объявила, что мы расходимся. Никто никого не предавал, мы простились друзьями. Кстати, был один эпизод, в котором обозначился её особенный характер. Когда мы уже не жили вместе, у меня появилась новая подруга - роскошная женщина, имя которой не назову. Узнав об этом увлечении и полагая, что я не буду счастлив с новой избранницей, Эльза взяла и вернулась! Заявила: "Я на месте!" Тогда немедленно вернулся и я... Хотя, как только был разрушен альянс с той моей приятельницей, которая, по мнению Эллы, мне не подходила, она снова со мной попрощалась: "Ну вот. Теперь я могу оставить тебя окончательно. Ещё не раз вспомнишь, как я тебя спасла". И ведь действительно спасла. Я думаю, она была права, оградив меня от легкомысленного, но опасного увлечения! Я бы сказал, что с её стороны это был мужественный поступок. Она вообще была жертвенной женщиной".



Вторым мужем Эльзы Леждей стал Всеволод Сафонов. С этим интеллигентным красивым актёром она впервые встретилась в 1957-м году во время съемок фильма "Шторм". К моменту повторной встречи Сафонов пережил и настоящую славу, и полузабвение, и увлечение алкоголем. Говорят, Леждей дала согласие на брак лишь при условии, что будущий муж справится с пагубным пристрастием. И он справился.

Брак оказался исключительно гармоничным. Друзья утверждали, что Всеволод Дмитриевич соответствовал Эльзе Ивановне по уровню интеллекта, их любовь была глубокой и взаимной. Супруги относились друг к другу нежнейшим образом и прожили вместе 21 год. Когда Сафонов тяжело заболел, Леждей делала всё возможное, чтобы продлить жизнь дорогого ей человека - и при этом умудрилась ни словом, ни взглядом не выдать страшной тайны, что дни его сочтены. В 1992 году Эльза Ивановна осталась одна.

Она пережила мужа на девять лет. На вопрос, сильной была она женщиной или слабой, её партнеры и друзья обычно отвечали, что сильной. А некоторые при этом добавляли: "Сложной". Но никто никогда не видел Леждей плачущей, свои боли и горести актриса тщательно скрывала.

К сожалению, нельзя сказать, что, взяв в профессии хороший старт, Леждей год от года набирала обороты. В этом смысле печально сказался разрыв с Наумовым. Были заметные работы в фильмах "Первый эшелон" в 1955 году, "Баллада о солдате" в 1959 году, "Жизнь сначала" в 1961 году, "На трассе" в 1963 году и другие картины, но в итоге самой значимой её ролью публике показалась Зина Кибрит - эксперт-криминалист из многолетнего телесериала "Следствие ведут Знатоки". Как писали критики, "она воплотила земной идеал государственного человека - и в народе её полностью отождествили с ролью, и на душе было спокойнее, оттого что за порядком в стране следят такие люди, как Кибрит". Между тем, многие считали, что эта роль стала для неё роковой. Имидж элегантной сыщицы сроднился с актрисой. И других работ с каждым годом становилось, к сожалению, всё меньше, что мало радовало актрису. 

Нынешнее поколение телевизионных киноманов вряд ли понимает, чем были для их пап и мам в 1970-е и 1980-е годы многосерийные фильмы "Знатоки". Трех отважных и остроумных следователей зрители ждали на экранах с нетерпением. Их любили, потому что они были честными, справедливыми, сильными. Они заставляли замирать у телевизора всю страну, хотя по нынешним бандитско-капиталистическим временам их дела были порой смехотворно наивными. И, вполне возможно, были сплошной фантазией их создателей. 



Заложницей своей роли Леждей стала ещё и потому, что она просто жила этим фильмом, весь свой нерастраченный талант вкладывая в Зиночку Кибрит. Сама выстраивала её судьбу, наотрез отказывалась от попыток сценаристов придумать своей героине личную жизнь.

Против судьбы Эльза Леждей никогда не бунтовала. И вовсе не из смирения, а скорее из гордости. Она никому себя не навязывала. Тот же Вячеслав Шалевич вспоминал, что в конце 1960-х годов они оба снимались в картине "Эскадра уходит на Запад". Он играл французского матроса, а она - Жанну Лябурб, прибывшую в Одессу по заданию Ленина агитировать моряков Антанты. Украинские режиссёры, снимавшие фильм, вдруг надумали заменить Леждей Барбарой Брыльской, только-только вошедшей в моду. Узнав об этом, Шалевич заявил, что если подобное случится, то и он уйдёт из картины. И Эльзе Ивановне удалось закончить работу, сыграв одну из лучших своих ролей. Правда, когда она узнала, что бывший возлюбленный за неё вступился, то задним числом его отругала. Потому что сама бы ни за что не опустилась до защиты собственных интересов. Она была очень горда, и оставалась такой всю жизнь.

Её коллеги по сериалу Каневский и Мартынюк говорили о ней с теплотой и симпатией. Леонид Каневский рассказывал: "Я очень жалею, что последние годы крайне редко с ней общался. Но Эльза была чрезвычайно сложный человек. Ее история — трагическая. Это несчастье, которое коснулось не только ее одну. Масса замечательных актеров уходили из жизни без копейки денег — даже похоронить не на что было. Вицин, Филиппов, Леждей... — знаковые актеры, любимцы. Это самая настоящая катастрофа".

Георгий Мартынюк рассказывал: "Она была великолепным другом и человеком. Все наши совместные "знатоковские" посиделки проходили именно у Леждей. И даже если повод был незначительным, столы всегда ломились. И в то же время она была вещью в себе. После закрытия сериала мы общались все реже. А в последнее время и вовсе не виделись, она жила очень замкнуто. Я знал, что она серьезно больна. Ей предстояла трудная операция на легких. Думаю, рак ее и свалил".



Эльза Леждей была самостоятельной женщиной. Она выстроила судьбу сама - и сделала это, как сумела. По крайней мере, оградила себя от случайных людей и необязательных отношений, что по нынешним временам - большая редкость. В последние годы Леждей жила одна на небогатую пенсию и на помощь Гильдии киноактеров... Тосковала по покойному мужу. Болела... Когда в 1998-м году журналисты позвонили Леждей поздравить её с юбилеем, та горько произнесла: "Спасибо, но писать про меня не надо. Я живу тихо и скромно. Тусовки и шум не для меня. Ничего сверхъестественного в моей жизни не происходит..." И заплакала.

Со своими коллегами по "Знатокам" она виделась редко. Да и вообще, редко выходила из дома. По словам консьержки дома, где жила актриса, "...внешне Леждей выглядела хорошо, но в те редкие моменты, когда кто-то забирал её на улицу или дачу, было заметно, что Эльзочка ослабла. Практически каждый день её навещал сын от первого брака Алексей, иногда приводил внука, семилетнего Володю. Именно Лёша и обнаружил мать мёртвой. Сразу вызвали "скорую". Врачи говорили о раке лёгких и сердечном приступе".

Эльза Леждей умерла 12 июня 2001 года. Она была похоронена в Москве на Хованском кладбище, рядом с матерью и мужем.



Об Эльзе Леждей был снят документальный фильм "Роковая роль".







Текст подготовил Андрей Гончаров









19 февраля 1933 года – 12 июня 2001 года 


   

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments