Источник вдохновения «Завтрак на траве» *** В 1863 году художник Эдуард Мане написал свой шедевр «Завтрак на траве». Замысел картины сложился во время прогулки. Как вспоминал друг художника Антонен Пруст, однажды, во время моциона по Аржантейю, Мане увидел купающихся женщин. Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле «ню» Парижскому Салону. Он хотел изобразить некую «увеселительную прогулку» - то ли «купание», то ли «завтрак на траве». Джорджоне «Сельский концерт», 1510 год. Именно об этой картине Эдуард Мане вспомнил, когда задумал свой «Завтрак на траве» В поисках подходящего фона Мане вспомнил о картине Джорджоне «Сельский концерт», а саму композицию подсмотрел на гравюре Марка Раймонди «Суд Париса». Он не стесняясь, «процитировал» шедевры старых мастеров, только вместо «невидимых» нимф и богинь на фоне пейзажа изобразил реальных людей, занятых своими привычными делами. Гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса», 1513-1514 годы. Свой новаторский метод Мане назвал фрагментированием - перенесением классического фрагмента из родной среды в иную - современную. Но, как это часто случается в искусстве, ни критики, ни общество не смогли оценить гениальность идеи Мане: картину сочли непристойной и не допустили к выставке в Салоне.  По распоряжению императора Наполеона III ее вместе с другими «неформатными» картинами поместили в специальный зал, позже получивший название «Салон отверженных». Аморальный сюжета картины: две обнаженные женщины отдыхают на природе в компании с мужчинами, вызвал последующую волну подражаний. Пабло Пикассо. «Завтрак на траве». 1960 г. На протяжении полутора столетий различные художники, в том числе знаменитые, интерпретировали эту картину на свой лад. Многие, естественно, с юмором. Особенно отличились русские. В сравнении с оригиналом, их «Завтраки на траве» выглядят карикатурно.  Уинн Чемберлен. «Завтрак на траве». 1964 г.  Фернандо Ботеро. «Завтрак на траве». 1969 г.  Бенон Либерский. «Завтрак на траве». 1984 г.  Ю Минцзюнь. «Завтрак на траве». 1996 г. Не удивляйтесь, что все персонажи на картине на одно лицо. Этот китайский художник всегда изображает только себя. Кстати, эта картина в прошлом году была выставлена на продажу за 1,5 млн дол.  Иван Лубенников. «Завтрак на траве». 2009 г.  Василий Шульженко. «Завтрак на траве». Правда, женщина у них одна на двоих почему-то. Где вторая купальщица - не понятно. Зато на заднем плане справа какие-то корабли страшных размеров, авианосцы что ли на боевом дежурстве? Ну вся страна в одной картине! *** Кто знает, была бы сейчас известна картина Мане, если бы непредвиденное событие весной 1863, которое открыло в истории мирового искусства новую эпоху. Ведь тогда за месяц до открытия очередного Салона стало известно, что около четырех тысяч работ «доблестное» жюри не допустило к выставке. Разгорелся скандал, в который пришлось вмешаться самому императору.   «Молодой человек в костюме махо» и «Портрет мадемуазель В. в костюме эспада». Эти две картины Мане также выставлялись в Салоне 1863 года. Наполеон III принял решение: салон открыть, а через две недели в соседних залах Дворца промышленности развесить картины, отвергнутые членами жюри. Пусть публика смотрит обе выставки и сама делает выводы, что достойно ее внимания, а что нет! Эдуард Мане «Музыка в cаду Тюильри» 1859 год. И этой картиной ему не удалось покорить Салон. Общество было шокировано: такое случилось впервые! Газеты же написали, что выставка эта - не что иное, как «причуда» Его Величества императора.
Музыка: David Garrett «Serenade» *** Эдуард Мане «В оранжерее» 1879.  |  Lyarder |
|
|