lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

КУЛЬТОВЫЕ РЕЖИССЕРЫ ХХ ВЕКА. ЧАСТЬ 1

 

19 января у киноманов аж двойной праздник – в именинниках Дэвид Линч и Федерико Феллини. Их имена совершенно заслуженно внесены в список режиссеров, которые перевернули кинематограф или, как минимум, сказали в нем свое новое и очень веское слово. Начнем с виновников.

Федерико Феллини (1920 – 1993)

Карьера Феллини началась с радио – ему предложили перенести на экран его забавные аудиопьесы. Так начался путь режиссера, которому суждено было стать одним из самых выдающихся – не только своего времени, но и во всей истории кино. Именно он сумел изящно вплести в визуальность "движущихся картинок" метафоры, символы и дух притчи, рассказывая при этом о простых и сложных человеческих жизнях, судьбах, трудном выборе, разочарованиях, желаниях, надеждах, но нередко и их тщетности.

Неудивительно, что после выхода некоторых картин Феллини подолгу восстанавливался, ведь во время их создания он практически обнажал все то, что было в его душе. Именно подобное авторское откровенное высказывание, умело подчеркнутое монтажными приемами, определило самореализацию многих режиссеров кино.

Избранная фильмография  

"Дорога" (1954) – в главных ролях Джульетта Мазина и Энтони Куинн.

"Сладкая жизнь" (1960) – в главных ролях Марчелло Мастроянни и Анук Эме. В фильме также принимает участие Адриано Челентано в роли певца.



"Восемь с половиной" (1963) – в главных ролях Марчелло Мастроянни и Клаудиа Кардинале.



"Город женщин" (1980) – в главной роли по-прежнему Марчелло Мастроянни.



Дэвид Линч (1946)

Один из самых ярких представителей независимого кино, обладатель ряда наград, в том числе и за вклад в мировое кино, имеет ни на что и ни на кого похожий почерк. Его картины всегда мрачны, балансируют на грани реальности и сумасшествия, нередко состоят из вроде бы непараллельных и даже неперпендикулярных историй, которые настолько причудливым образом могут быть взаимосвязаны, что после просмотра зритель чувствует себя немножко не в своем уме, а в Мэри-Эннином.

При этом, буквально препарируя внутренний мир и эмоциональный опыт своих героев, Линч нередко поднимает в своих работах простые истины: добра и зла, честности и лицемерия, человечности и "нормальности", граничащей с жестокостью. Однако делает это настолько изощренным способом, что для анализа критики обращаются к трудам психиатров, психологов и философов, чтобы найти объяснения.

Каждая его картина, даже изначально разгромленная прессой, теперь имеет статус культовой. Кстати сказать, сам Дэвид Линч почти никогда не озвучивает трактовки своих картин, имея в виду, что зритель должен самостоятельно пережить показанную историю и сделать собственные выводы.

Избранная фильмография

"Человек-слон" (1980) – в главных ролях Энтони Хопкинс и Джон Хёрт.



"Синий бархат" (1986) – в главных ролях Кайл Маклахлен и Изабелла Росселлини.

"Шоссе в никуда" (1997) – в главных ролях Билл Пуллман и Патрисия Аркетт.



И, конечно же, "Твин Пикс" – сериал (1990 – 1991) и приквел к нему (1992) – в главной роли Кайл Маклахлен.



Джим Джармуш (1953)

Учась в Париже, Джим – который, кстати, тоже празднует день рождения на днях, 22 января – увлекся "правильным" французским кино. И, вернувшись домой, в Америку, принялся развивать авторское направление, став одним из гуру жанра.

Джармуш не боится экспериментировать: от экзистенциальной философской драмы к разговорным новеллам или понятной человеческой мелодраме. Для него главное не мода, а стиль, он пробует на вкус тот или иной жанр, как бы немного играя в него. Вся наша жизнь состоит из множества историй – которые происходят с нами или с нашими знакомыми. И вот их-то Джим и переносит на экран, давая возможность посмотреть на все со стороны.

Избранная фильмография

"Более странно, чем в раю" (1984) – в главных ролях Джон Лури и Эстер Балинт.

"Мертвец" (1995) – в главной роли Джонни Депп.



"Кофе и сигареты" (2003) – в главных ролях любимые артисты Джима: Кейт Бланшетт, Билл Мюррей, Альфред Молина, Игги Поп, Том Уэйтс, Стив Бушеми и другие.



"Сломанные цветы" (2005) – в главных ролях Билл Мюррей и Женщины: Шэрон Стоун, Жюли Дельпи, Джессика Лэнг, Тильда Суинтон.



Стэнли Кубрик (1928 – 1999)

Кубрик привнес в кино то, чему его так недоставало – не бояться быть ближе к народу. Именно Стэнли Кубрик начал активно использовать в своих фильмах не только классическую, но и популярную на тот момент музыку. И именно Стэнли Кубрик привил кинематографистам любовь к крупным планам – чтобы было видно каждое движение брови, каждое вздрагивания зрачка героя. Тем самым, завысив, конечно, планку и для актеров.

И именно Стэнли Кубрик сделал большую ставку на использование спецэффектов, которые должны были формировать полную картинку для зрителя, не заставляя его додумывать и представлять, как оно могло бы быть.

Про Кубрика говорили, что он маньяк и требует любую, даже не самую значительную сцену довести до совершенства. Но именно этой скрупулезностью, вниманием к любым мелочам и фанатичной преданностью не только процессу, но и результату, вдохновлялись многие из тех, кто пришел в кино после него. А его фильмы и по сей день входят в списки лучших всех времен и в рейтинги картин, обязательных к просмотру.

Избранная фильмография

"Космическая одиссея 2001" (1968) – в главных ролях Кир Дулли и Гарри Локвуд.



"Заводной апельсин" (1971) – в главной роли Малькольм Макдауэлл.



"Сияние" (1980) – в главной роли Джек Николсон.



"С широко закрытыми глазами" (1999) – в главных ролях Том Круз и Николь Кидман.

Стивен Спилберг (1946)

До слез трогательная история о мальчике-роботе (в исполнении замечательного Хейли Джоела Осмента), который больше всего на свете хотел стать настоящим – чтобы человеческая мама, так необдуманно запустившая в нем программу любви, любила его в ответ. За нее Стэнли Кубрик пытался взяться еще в 1970-х, но не видел способов воплощения, поскольку считал (и совершенно справедливо!), что компьютерная графика еще не достигла должного уровня. Через год после смерти Кубрика по личной просьбе продюсера Яна Харлана, который вместе с Кубриком затевал проект, и сестры Стэнли за дело взялся Стивен Спилберг.

В отличие от многих других перечисленных в сегодняшнем обзоре режиссеров, Стивен стал известен в жанре не авторского кино, а самого что ни на есть мейнстримового. Но зато какого! Имя Спилберга – что в качестве режиссера, что в качестве продюсера – стало эдаким знаком качества: определенно, стоит посмотреть. Созданная им вместе с партнерами компания Dreamworks вскоре после основания стала одной из самых известных студий, релизы которых гарантированно будут успешны и любимы.

Талант Спилберга – в безупречном вкусе и понимании, что хочет зритель и как это следует ему преподнести. И это умение не стоит недооценивать: на таких навыкав держится весь бизнес кино.

Избранная фильмография

"Челюсти" (1975) – в главной роли акула.



"Близкие контакты третьей степени" (1977) – в главных ролях Ричард Дрейфус и Мелинда Диллон.

Франшиза "Индиана Джонс" (с 1981) – в главных ролях Харрисон Форд и Шон Коннери.

"Список Шиндлера" (1993) – в главных ролях Лиам Нисон и Бен Кингсли.



"Поймай меня, если сможешь" (2002) – в главных ролях Леонардо Ди Каприо и Том Хэнкс.



В качестве продюсера в число выпущенным им проектов, входят такие фильмы, как "Назад в будущее", "Кто подставил кролика Роджера", "Люди в черном", "Письма с Иводзимы", "Трансформеры", "Легенда Зорро" и множество других самых-самых известных.

Михаил Ромм (1901 – 1971)

Выдающийся советский режиссер, волшебным образом сделавший карьеру именно в Советском Союзе, получил не только самые престижные отечественные премии, но и ряд наград на международных кинофестивалях – в Каннах, в Венеции, в Карловых Варах, в Мельбурне, в Сан-Франциско.

Ромм стал известен не только как режиссер художественного кино – документальная работа "Обыкновенная фашизм" и о сей день считается одной из самых сильных публицистических лент. Для его создания были использованы только подлинные фото- и видеоархивы, а также материалы Нюрнбергского процесса. Друзья Михаила Ромма рассказывали, что во время работы над проектом он едва удержался от того, чтобы впасть в настоящую депрессию – настолько ужасной была история, которую ему предстояло показать.

Михаил Ромм воспитал не одного талантливого режиссера – о своих подопечных он заботился как о собственных детях, помогая им в сложных ситуациях, поддерживая в желании "не прогибаться под изменчивый мир" и отстаивая их работы перед всевозможными комиссиями. Именно Михаил Ромм считается главным наставником и вдохновителем еще одного великого режиссера – Андрея Тарковского.

Избранная фильмография

"Пышка" (1934) – в главных ролях Галина Сергеева и Андрей Файт. В фильме также принимала участие Фаина Раневская.



"Убийство на улице Данте" (1956) – в главных ролях Евгения Козырева и Михаил Козаков. В фильме приняли участие Ростислав Плятт, Валентин Гафт, Георгий Вицин, Иннокентий Смоктуновский.

>
 

"Девять дней одного года" (1962) – в главных ролях Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский. В фильме также снимались Ада Войцик, Евгений Евстигнеев, Зиновий Гердт, Игорь Ясулович, Лев Дуров, Люсьена Овчинникова.

Альфред Хичкок (1899 – 1980)

Человек, который научил зрителей бояться чего-то более непостигаемого, чем изображение приближающегося поезда. В его фильмах становится страшно даже непонятно от чего – просто неспокойно, и хочется включить свет во всей квартире. У профессионалов это называется саспенсом, чтобы вы знали! А другими словами, нагнетание атмосферы.

Причем, Хичкок совсем необязательно использовал образы, намекающие на реальную угрозу жизни. И психологического нагнетания, помещения персонажа в нестандартную и некомфортную позицию потенциальной жертвы более чем хватало, что зритель начинал и себя чувствовать тревожно.

При этом важно понимать, что целью Хичкока не был страх ради просто страха. Как правило, реальное воплощение получали внутренние демоны рассматриваемого человека – то есть, история не про инстинкты, а про неразрешенные проблемы, которыми герои себя как раз и калечат.

Избранная фильмография

"Шантаж" (1929) – в главной роли Анни Ондра.

"Человек, который слишком много знал" (1934) – в главных ролях Лесли Бэнкс и Питер Лорри.



"Головокружение" (1958) – в главных ролях Джеймс Стюарт и Ким Новак.



"К северу через северо-запад" (1959) – в главной роли Кэри Грант.



Продолжение ЗДЕСЬ...

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments