lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Category:

ГЕННАДИЙ ГЛАДКОВ. ТВОРЧЕСТВО С УЛЫБКОЙ

Автор - Алевтина_Князева. Это цитата этого сообщения
Геннадий Гладков. Творчество с улыбкой.

 

Биографию композитора Геннадия Гладкова вы можете прочитать на многих сайтах. Меня поразило другое: способность человека до старости сохранять душевную молодость. Радостное мироощущение. А ведь детство композитора было довоенным, молодость – послевоенная. Что это значит, объяснять не надо. Он рос в семье музыкальной, любил музыку, чувствовал её всеми фибрами души, но серьезно заниматься музыкой времени не было: Геннадий был старшим в семье, поэтому в первую очередь приходилось думать не о себе, а значит, не о музыке. После 7-го класса Геннадий поступил в химический техникум и закончил его. А музыкой и песнями занимался во дворе со своими сверстниками. В то время московские дворы были своеобразными клубами, где обсуждались домашние и заводские дела, куда из тесных коммунальных квартир выносились торжества и праздники. Здесь был свой театр: свои настоящие слезы и смех, и Геннадий был неизменным и незаменимым оркестром этого театра. Ставилась у стенки табуретка, а впоследствии невесть откуда взявшийся стул с высокой витиевато выделанной спинкой, и аккордеон в руках Геннадия начинал петь про все то, что жило в человеческих душах. 

 

Геннадий Гладков

Геннадий Гладков

 Когда работал в НИИ красителей, участвовал в организации музыкальных вечеров, самодеятельных ансамблей, все яснее осознавая, что без музыки его жизнь состояться не может.

 В 1959 году Геннадий Гладков поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского. По классу композиции он учился у В.Г. Фере, чуткого педагога, умевшего разглядеть и высоко ценившего в своих учениках их индивидуальность. Со временем  всё больше погружался в музыкальные жанры, рождённые ХХ веком. Мультфильмы, теле- и кинофильмы – стала основной стезей композитора.



 

 

Геннадий Гладков проснулся знаменитым, когда на экранах появилась музыкальная мультипликационная лента «Бременские музыканты», сразу ставшая визитной карточкой композитора. Точный сценарий Василия Ливанова, режиссерская работа Инессы Ковалевской, прекрасные стихи Юрия Энтина – и фильм, окрыленный удивительной по своей демократичности и образности музыкой Геннадия Гладкова, стал всеобщим любимцем. Уже здесь основные грани творчества композитора предстают во всей полноте: яркость и неповторимость, удивительная мелодичность, в которой всегда сквозит улыбка, фантастическая ритмика.  

 

  Своеобразие дарования Гладкова, неизменно сказывающееся в мюзиклах, романсах, музыке к фильмам, предрешило и необычный характер его оперного дебюта. Г. Гладков назвал свою оперу лирико-комической – в ней достаточно эпизодов, окрашенных ярким непринужденным юмором, достаточно теплой, сердечно-искренней лирики.



 Гладков написал музыку ко многим известным нам спектаклям. Мы их помним. Забыть невозможно, но часто не знаем, что восхищаясь спектаклем, мы слышим музыку Геннадия Гладкова.  ( «Оптимистическая трагедия»,  «Двенадцать стульев» «Собака на сене»  и многие другие). Геннадий Гладков много пишет для кино. С одним только Марком Захаровым, которого он считает своим главным режиссером и единомышленником,  «Обыкновенное чудо» (1978), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988), «Дон Сезар де Базан» (1989), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), песня из которого практически стала гимном кино. А разве можно забыть кинофильм и музыку из кинофильма «Джентльмены удачи»?

Эстетическое кредо Гладкова – красота, лаконизм и сдержанность. Он прежде всего лирик: мелодии, бесспорно, главенствуют в его музыке. Юмор и любовь – вот две главные краски его художественной палитры. Но социальная острота, ирония, сатира присутствуют порой даже в невинных детских произведениях, как, например, в мюзиклах «Иван и Алена против Дракона» («Шиворот-навыворот»), «Хоттабыч», «Голубой щенок», «Маша и Витя против диких гитар».

Геннадий Гладков – великолепный знаток музыкальных стилей и жанров. Трансформация и модуляция жанров – его излюбленные композиционные приемы. У него есть разные  по характеру вальсы и фокстроты, марши и танго, галопы, польки, канканы, шимми, мазурки, регтаймы, полонезы. То же в отношении вокальных жанров: романсы, песни, куплеты, серенады, припевки, частушки, величальные, ариозо, речитативные сцены, песнопения, баллады, гимны – всё это неполный перечень жанрового богатства, подвластного композитору, где не существует непреодолимой пропасти между жанрами концертными и уличными, деревенскими и городскими, высокими и низкими.



 

 И как же важно для человека, тем более для человека творческого сохранить в себе детство, сохранить радугу детства. Иногда  даже непонятно, кто взрослей: известный композитор или дети, которые пришли его слушать. Помимо принесших ему широкую популярность песен из мультипликационных фильмов «Бременские музыканты», «По следам Бременских музыкантов», «Как львенок и черепаха пели песню», «Голубой щенок», «Зарядка для хвоста» и многих других, дети сразу подхватывали его «Поэму о пионерке» на стихи Э. Багрицкого, «Спор о спорте» на стихи Ю. Энтина, песни из цикла «Белый Север» на стихи М. Пляцковского и многое другое, написанное с трогательной любовью и самоотдачей. С 1992 по 2001 год Геннадий Гладков ежегодно писал детские мюзиклы для Кремлевской елки.



Помимо уже упомянутых фильмов Геннадий Гладков является автором музыки к картинам: «Обратной дороги нет» (1970), «Шаг с крыши» (1970), «Пропажа свидетеля» (1971), «Включите северное сияние» (1972), «Ночной мотоциклист» (1972), «Стоянка поезда две минуты» (1972), «Бесстрашный атаман» (1973), «Люди и манекены» (1974), «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975), «Что наша жизнь?!» (к/а «Ау-у!», 1975), «Пока безумствует мечта» (1978), «Жил-был настройщик…» (1979), «Благочестивая Марта» (1980), «Таинственный старик» (1980), «Вакансия» (1981), «Берегите мужчин!» (1982), «Не хочу быть взрослым» (1982), «Очень важная персона» (1984), «Гум-гам» (1985), «Поезд вне расписания» (1985), «Забавы молодых» (1987), «Две стрелы. Детектив каменного века» (1989), «Князь Удача Андреевич» (1989), «Чокнутые» (1991), «Танец дьявола» (1992), «Тартюф» (1992), «Завтрак с видом на Эльбрус» (1993), «Охота» (1994), «Дон-Кихот возвращается» (1997), «Кармен» (2003); мультипликационным фильмам: «Ограбление по …», «Каша из топора», «Разлученные», «Клетка», «Три лягушонка», «А вдруг получится», «Зарядка для хвоста», «Завтра будет завтра», «Синяя борода», «Куплю привидение», «Макбет», «Фаэтон – сын Солнца», «Синяя птица», «Новые Бременские», «О рыбаке и рыбке» и др.

Эстетическое кредо Гладкова – красота, лаконизм и сдержанность. Он прежде всего лирик, но лирик с улыбкой. Юмор и любовь – вот главные качества  его музыкального творчества.  И социальная острота, ирония, сатира присутствуют порой даже в невинных детских произведениях.



«Джентльмены удачи»

Проснись и пой. Из кинофильма «Джентльмены удачи»

Песня про чёрного кота

Расскажи, Снегурочка, где была.

Благочестивая Марта

Песня Остапа Бендера

Человек с бульвара Капуцинов

Полёт из кинофильма «Малыш и Карлсон»

Дуэт Эмилии и Эмиля

Михаил Боярский / Дон Дублон

Г. Вицин. Песня про слона

Прощание

 

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments