Как удивительно легко порой возникают мысли: казалось, не было ещё долю секунды назад ничего такого, что бы привлекло, удивило или заставило оформиться в предложения разрозненные обрывки отдельных фраз, и вдруг – вспышка молнии/зажжённая лампочка/озарение (нужное подчеркнуть). Нет, писать так – значит, использовать литературные штампы, повторяться. А если взять другое сравнение: мысли – это отточенные и быстрые движения ног ирландских танцоров?
Картошка – всему голова?
Ирландия – страна с влажным климатом, злаки там всегда вызревали плохо. А изменилось всё, когда в середине XVI века до Британских островов добрался картофель. Сразу стало как-то сытнее жить ирландцам. Одно было плохо: английский король Генрих VIII, собравшись в очередной раз жениться, не сговорился с римским Папой и создал свою, Англиканскую, церковь. Испортились у Англии отношения с Ирландией именно потому, что последняя оставалась католической. Стала с тех пор Англия притеснительницей: и законы тут тебе карательные, лишавшие католиков политических и гражданских прав, и система дискриминации. Говорят, начали с тех пор ирландцы танцевать одними только ногами.
А правы ли историки?
Хотя, если быть до конца верным исторической правде, не всё так просто с ногами было у ирландцев. Версий есть несколько.
1. В ходе английской колонизации, как уже отмечалось, гонения на проявления ирландской культуры усилились, а потому более полутора веков обучение танцам и музыке было тайным. Основную нагрузку взяли на себя бродячие учителя, мастера танцев. На сельских вечеринках люди танцевали в группах, а показывал им движения тот самый учитель. При этом в дозор отправлялся юный танцор, при появлении неприятеля делавший ровно столько условных движений ногами, сколько видел на дороге солдат.
2. Массовые танцы запрещали не только англичане, но и католические священники, тоже гонимые, но влиятельные. Они считали настоящим распутством движения руками. Именно поэтому в изначальной, старой школе ирландского танца руки у танцоров неподвижны.
3. Требование фиксировать руки вводили сами мастера, поскольку танцполом часто служили переполненные пабы, помещение кухни, стол, перевернутая большая бочка или снятая с петель дверь. В этом случае от исполнителя требовался необычайный самоконтроль, а сложные движения удерживали внимание зрителя.
Танцуют все!
Красавец ирландец, одетый по последней моде, изысканно, даже щеголевато, приходил в деревню, где ему с почётом предоставляли кров, ведь он был учителем танцев и музыкантом. Три недели он вёл занятия, показывал известные ему элементы, каждый из которых был рассчитан на восемь тактов музыки и назывался «шаг», или «степ». Когда курс модных танцев заканчивался, с ним расплачивались, но ещё неделю шла «стажировка»: учитель вставал с арфой, волынкой или скрипкой с музыкантами, наблюдая за тем, как усвоили урок подопечные. Конечно же, танцы и в то время были соревновательной дисциплиной. Высший балл выставлялся за технику – тому, у кого шагов было больше, а прыжки выше, а вовсе не за артистизм. Проигравший танцевальный мастер покидал деревню, уступив более умелому конкуренту, что позволяло мирно и справедливо разделить сферы влияния танцевальных школ. Если же в центре танцевальной площадки ставился большой пирог, то в городке или в деревне начинались соревнования, где изделие из теста становилось призом для победителя. Такой стиль сольных танцев получил название Sean-nos – старая школа.
В какую степ?
Изначально в Ирландии танцевали джиги и рилы, а позднее хорнпайпы. Главная их особенность – это практически неподвижный корпус и опущенные вниз руки с зажатыми кулаками. И в отношении их всех употребляется термин «степ-танцы», что связано именно с «шагами»-элементами, а не с американским степом или русской «чечёткой» – ударами ногами в жёсткой обуви с набойками, как это мы помним по фильмам «Свадьба в Малиновке» и «Зимний вечер в Гаграх». Обувь для ирландских танцев существует двух типов – это обувь для мягкого танца (soft shoes), которая может быть женской (pumps) или мужской (boys reel shoes), и обувь для степа (hard shoes, jig shoes – «джиговая обувь») – она универсальна. Безусловно, обувь для ирландского танца, как и сами танцы, отличается между собой принципиально.
Правило: мысли ногами!
Конечно же, существуют правила для исполнителей ирландских степ-танцев, оговаривающих, что и когда может делать танцор. Но, в то же время, есть великое множество вариаций, сотни новых движений и элементов, позволяющих сказать: «Быстрее мысли ногами, и всеобщее внимание тебе обеспечено!»
Автор: Марта Матвеева
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-69466/
© Shkolazhizni.ru
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru