Необыкновенным и манящим представляется будущее молодых дарований. Успех и слава, познанные ими в ранние годы, вселяют надежду на дальнейшую жизнь с прекрасными перспективами. Все сбывается у обладателей счастливой судьбы, но известно немало одаренных людей, жизнь которых оборвалась неожиданно, на взлете. Сегодня о непростой судьбе талантливой балерины рассказывает Passion.ru.
В 1924 году по всему Ленинграду были расклеены афиши с анонсом спектакля «Спящая красавица», напротив роли Феи Бриллиантов стояла фамилия балерины, утонувшей предыдущим вечером. Это была Лидия Иванова. Зрители встали, почтив память балерины, а ее роль исполнила другая танцовщица. Европейские любители балетного искусства, ожидавшие летние гастроли Ивановой, также не увидели ее выступлений, составлявших серьезную конкуренцию великим танцовщицам.
Поступление в театр
Годы учебы
Безвременно погибшей балерине театра оперы и балета не исполнилось и 21 года. Она с завидным успехом танцевала всего три сезона, исполнила множество сольных номеров и вторых партий в спектаклях классического репертуара. Молодой танцовщице предсказывали блестящее будущее, ее считали надеждой русского балета. Лидия Иванова была выпускницей Государственного академического театрального балетного училища Ленинграда - «колыбели» русского классического танца. Здесь талантливая девочка училась пять лет.
Ансамбль зданий на улице Росси производил неизгладимое впечатление на каждого прохожего.Женское отделение училища располагалось на втором этаже. Пол в зале для занятий был дощатый, покатый, вдоль всей стены стояли высокие зеркала, в которых отражались все находившиеся в помещении. Вдоль стен на кронштейнах крепились длинные палки - станки, на уровне пола располагались широкие, закругленные сверху окна. Здесь, в волшебном мире музыки, что звучала повсюду в исполнении симфонического оркестра, Лидия Иванова училась у знаменитой балерины Ольги Преображенской, которая была педагогом класса.
В отличие от других учебных заведений города, хореографическое училище отапливалось, в залах стояли большие печи, и в перерывах ученики теснились у них, стараясь согреться. При огромной затрате физической энергии всем необходимо было хорошее питание но в те голодные годы не было в достатке даже хлеба. Те, кто жил в интернате при училище, утром получали чай с куском хлеба и кашу, на обед и ужин ели макароны с постным маслом или чечевицу. Остальные ученики в училище могли только пообедать. Некоторые однокурсники Лиды часто бывали в доме Ивановых.
В уютную квартирку она приводила двух-трёх человек, которых угощала чаем, а то и обедом. Всех встречали радушно. Отец Лиды - военный, бывший прапорщик пехотного полка, в годы революции принял сторону новой власти. Лида внешне походила на мать, родители обожали свою единственную дочь, гордились ееуспехами.
В хореографическом училище был маленький театр с настоящей сценой, кулисами, партером и оркестровой ямой, где стоял рояль. В спектаклях участвовали воспитанники от младших до выпускных классов, это было отличной сценической практикой. Спектакли, утренники и вечера в училище привлекали любителей балета, пытавшихся «открыть» в маленьких танцовщицах и танцорах будущих знаменитостей большой сцены. Неизменными зрителями были и родители учеников. На этой сцене в студенческие годы выступала и Лидочка Иванова, поражавшая педагогов и поклонников своим талантом. В юные годы ее имя было хорошо известно знатокам балетного искусства.
Воспоминания современника балерины
Работа в театре
Учеба закончилась в 1921 году. В программу выпускного спектакля по желанию О. Преображенской был включен полузабытый спектакль Сен-Санса «Жавотта», в котором образ капризной и влюбленной девочки должна была исполнить Лида. Когда-то сама преподаватель воплотила на сцене этот образ, ставший большой удачей в ее творческой судьбе. Блестящего исполнения она ждала и от своей талантливой ученицы.
За несколько дней до спектакля эти надежды рухнули - Лида заболела воспалением легких: высокая температура и общее тяжелое состояние не оставляли шансов на участие в постановке. Неприятности с этим выпускным спектаклем, к счастью, не сказались на артистическойкарьере выпускницы училища.
В театре ее приняли доброжелательно. Приветливость эта объяснялась несколькими фактами - Иванова была одаренной танцовщицей, а за последние годы из театра уехали за границу практически все известные балерины, поэтому талантливое пополнение было кстати. Минуя кордебалет, Иванова стала исполнять вторые роли.
Известный балетмейстер Ростислав Захаров, также окончивший ленинградское училище, так отзывался о Лидии Ивановой: «Ее, пожалуй, ни с кем нельзя было сравнить: необычайная экспрессия, бурный темперамент, способность выражать как неукротимую жизнерадостность, так и глубокий трагизм. К тому же она обладала невероятно высоким и широким, почти мужским прыжком. Помню, как она танцевала в программе «Грустный вальс» Сибелиуса. В простом темно-коричневом хитоне она летала по сцене, с огромной силой воплощая содержание этого музыкального произведения. В этом прыжке, словно в исступлении, летала по сцене Лида Иванова, повисая в воздухе на шпагате. Иногда в том же концерте она выступала и в задорной и кокетливой «Польке» Рахманинова, почти не спускаясь с пальцев. Там не было ни одного прыжка, но исполнение было столь выразительно, задорное настроение танцовщицы столь заразительно, что публика заставляла ее повторять этот номер по два, а то и три раза». |
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru