lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

КАК СНИМАЛСЯ ФИЛЬМ МАРКА ЗАХАРОВА "УБИТЬ ДРАКОНА"

 

    Автор: Александр Казакевич
 
 
КАК СНИМАЛСЯ ФИЛЬМ МАРКА ЗАХАРОВА "УБИТЬ ДРАКОНА"
 

 Когда снимали кадры для самого начала картины «Убить дракона», исполнитель главной роли  Александр Абдулов со свойственным ему максимализмом отказался от помощи каскадеров. Режиссер Марк Захаров знал, что спорить с ним не имеет смысла. У актера были свои представления о профессии, которые он никогда не нарушал. Если была хоть малейшая возможность выполнить трюк самому, он так и поступал. И это его подняли краном  за ноги на высоту 45 метров. 

Поскольку картина была советско-германская, на съемках присутствовал немецкий продюсер. Марк   Захаров  спросил его, сколько бы тот заплатил за такой трюк немецкому актеру. Тот ответил без колебаний — тридцать тысяч  марок. А Абдулову по разнарядке полагались  только суточные. Потом актер с режиссером  все обсуждали эту невероятную  для советских людей сумму 30 ТЫСЯЧ!  и фантазировали, как бы ее можно было потратить!

 

Когда начались съемки, предполагалось, что у картины будет совсем другое название «Странствующий рыцарь». Странствующий рыцарь  - это Ланцелот, потомок того самого легендарного Ланцелота, который совершил всем памятный подвиг, убил дракона! Но теперь все КАЖЕТСЯ  похожим на то древнее предание, и все-таки ВСЕ по-другому. Когда Лонцелот разговаривает с рыбаками он удивленно замечает, что рыбаков, в принципе, Дракон устраивает. И они совсем не готовы к тому, что Дракона нужно убить. 

 «Дракон» - это сказочная пьеса драматурга Шварца, вершина его творчества. Евгений Шварц написал ее в 1943 году, когда могло показаться, что она про фашизм, который хочет завладеть миром. Под этим идеологическим прикрытием тогда же, в годы войны  "Дракон"  был показан в Ленинградском театре Комедии. После московской премьеры спектакля, поставленного Николаем Акимовым, «Дракон» был снят, а пьеса была запрещена. Ведь советские цензоры не ели свой хлеб даром. За виртуозным эзоповым языком Шварца они безошибочно увидели критику советской власти, однопартийной системы, тоталитарного государства. 

Цитата ИЗ ФИЛЬМА: 

— Ради кого идете на смерть? Ходите подарить им свободу? А что они с ней будут делать? Зачем она им, не думали?  Фридрихсен, тебе нужна свобода?

— Мне? Ну зачем?

— А может вам, сударыня?

— Зачем мне свобода? Я замужем!

————————————————

В среде интеллигенции  это произведение считалось культовым. Делались даже попытки его поставить. Одна из них, наиболее успешная, была осуществлена начинающим режиссером Марком Захоровым в 1962-м в студенческом театре МГУ.  На одну из генеральных репетиций  приехали Олег  Ефремов, Валентин Плучек и другие звезды постановочного дела. Они не только посмотрели, но и надавили на принимающую комиссию своим авторитетом. Под их нажимом  спектакль Захарова был принят, но просуществовал недолго. Как только разразился скандал по поводу знаменитой выставки абстракционистов в московском Манеже, опасную пьесу тут же закрыли. Раз и навсегда. Поэтому, когда Захаров написал председателю  Гостелерадио  Леониду Кравченко заявку на постановку «Дракона» все  ждали решения с оптимизмом: ведь в стране  начались новые времена, все запрещенное начали снимать с полок, печатать, публиковать, ставить. Почему бы не поставить и «Дракона». А уже если кто-то возьмется за это  - то конечно, режиссер воплотивший до этого «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца Марк Захаров.

Цитата ИЗ ФИЛЬМА: 

Во первых он начал большое строительство, а во вторых - запретил цыган

———————————————

 Захаров счастлив. Его заветная мечта осуществится. Он уже решил для себя, что Ланцелота сыграет только Александр Абдулов - звезда его театра имени Ленинского Комсомола. А Бургомистра - исключительно  Евгений Леонов.

По поводу дракона тоже не было особых сомнений. Безусловно - это Олег Янковский. Марк Захаров пишет даже специальное письмо с просьбой в качестве исключения утвердить этих актеров на свои роли без проб, учитывая их большой опыт работы в кино и что они уже снимались в фильмах  Марка Захарова. 

 На роль  отца Эльзы он приглашает актера не из театра, которым руководит, а  «со стороны». Вначале ведутся переговоры с Алексеем Петренко, потом уже вроде бы окончательно утверждается Олег Борисов, но в конце концов роль достается Вячеславу Тихонову. 

На роль возлюбленной Ланцелота Эльзы утверждается дочь режиссера Александра Захарова. 

Несмотря на все старания Николай Караченцов уже не подходит по возрасту на роль лучшего ученика дракона Генриха и  здесь мы видим одно из первых появлений на экранах будущей звезды Ленкома Виктора Ракова. 

А еще в картине Захаров снимает лицедея Вячеслава Полунина. Он играет очень трудный и нужный  фильму образ горожанина, который убил в себе поэзию полета и превратился в человека с тачкой. 

Текст песен пишет Юлий Ким, музыку Геннадий Гладков. «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Формулу любви» - Марк Анатольевич делал именно с ними. И в конечном итоге собирается любимая зрителями по предыдущим телевизионным проектам талантливая захаровская команда. Вот только появилась идея, что неплохо бы эту картину сделать не телевизионной, а выпустить ее в широкий прокат на большие экраны.

 Для Марка Захарова - это незнакомый опыт. Но проектом заинтересовались немецкие продюсеры и готовы финансово поддержать будущую картину, в том числе и качественной кинопленкой. У Марка Захарова со времен «Обыкновенного чуда»  остались прекрасные отношения с кинематографистами Германии.  Как и в «Обыкновенном чуде»,  многие сцены «Дракона» снимались на натуре  в средневековых замках. Особенно облюбовали кинематографисты  замок в городе Мальборк в Германии.  Многие натурные съемки были сняты на старинных улочках немецких городов, которые стали великолепными декорациями. Снимали  также в  польских городах -  Гданьске и   Вроцлаве. 

 Внимание к сценарию возрастает и появляются серьезные замечания со стороны комиссии Мосфильма. Захарову рекомендуют выровнять ритмику обеих частей, более выразительно прописать образы положительных и отрицательных героев, определиться с жанром своего произведения, отказаться от публицистических реплик на злобу дня, переработать финал. И еще: картину просят удешевить. Новые времена - трудные. Бюджет студии сокращается. Режиссеру рекомендуют подумать об отказе от сложных трюков и дорогостоящих сцен. 

ЦИТАТА ИЗ ФИЛЬМА: 

Смелые люди, но всего боятся.

—————————————————

Но тонкое чутье подсказывает Захарову: трудности заключаются не в рекомендациях худсоветов, которых  за свою жизнь он наслушался  предостаточно. Нет, сложности будущего фильма заключались в другом: в бурных переменах, происходивших в обществе. Он понимает, что зрителю сегодня  может  уже и не понадобится шварцевский Дракон со всеми его зашифрованными образами, тонкими намеками и юмором с потайными смыслами.  

 Он обращается к своему проверенному соавтору Григорию Горину, чтобы совместно с ним решить, как преподнести  Дракона  зрителям  во  взбудораженной стране. В какой-то степени они становятся заложниками этого бурного времени. Ведь все  уже начали говорить буквально. Никому больше не нужны пародии. Никто не собирается читать между строк. Зачем? Все что приходит на ум можно выкрикнуть на площади, напечатать в газете, прочитать в Огоньке. Драконов, которые правят столетиями, кажется, больше никогда не будет. Образы, показанные в фильме воспринимаются как ретро. Зачем вообще нужно вспоминать былых генсеков, увешанных орденами? 

Им тогда показалось, что мало кто услышал идею,  о  которой в голос кричал мудрый Шварц, и из-за которой за постановку «Убить дракона» взялись Захаров, Горин и вся их команда. 

Сначала в фильме жители города не готовы к тому, что Дракона вообще нужно убивать. Это делает иноземец, который не ценит местных традиций. Жители Драконии умудряются придумать для себя, как оправдать любой поступок и любую  жестокость своего тоталитарного хозяина. Они готовы не видеть, не слышать, не думать, не обсуждать.

ЦИТАТА ИЗ ФИЛЬМА: 

Это не народ, это хуже народа. Это лучшие люди города.

——————————————

Критика была в восторге от работы Олега  Янковского. Иностранная пресса писал о нем: Невероятно! Он играет одними глазами!

Его трехголовый дракон - это и образ трех страшнейших диктатур двадцатого века. Это и триединство армии, тайной полиции и бюрократии.  Он и циничный злодей и тонкий психолог. 

 Дракон - это и ловкий мудрец, который лучше Ланцелота понимает, что жители Драконии просто не готовы существовать без жесткого подчинения. И правда: город в котором никогда ничего не случалось,  без дракона начинает переживать свои самые худшие времена. 

 Ланцелот, который хотел освободить, принес только вред. Рабская психология не уходит из душ горожан вместе с драконом. Ведь дракон поселился в каждом из них. Лишиться дракона - это все  равно что лишиться смысла жизни. 

ЦИТАТА ИЗ ФИЛЬМА: 

Единственный способ избавиться от дракона - это иметь своего собственного

——————————————-

Вот почему бургомистр очень быстро переписывает миф про победу над драконом под себя и занимает его вакансию. Если использовать старую схему, то руководить этими людьми можно очень легко. Достаточно только один абсурд поменять на другой. И красавица невеста уже с ним собирается под венец. 

Ланцелот в растерянности. Все происходит не так, как должно происходить в сказке! В сказке добро побеждает зло - и все! А здесь на смену зла приходит новое зло, и неизвестно какое из них хуже! Более того, от этого что-то неправильное начинает происходить в душе самого Ланцелота. Он тоже в чем-то делается Драконом. 

Трудно представить, сколько Захаров с Гориным переписали финалов для фильма «Убить Дракона»! Подобно времени за окном, он писали жесткое и в чем-то реалистичное произведение. Ну не получалось здесь никакого хэппи-энда! Не получалось безграничной солнечной любви! Не получалось сказки!  Даже улыбнуться для Лонцелота - теперь большое усилие. Эльза немного помогает этому, но как можно улыбаться в городе, в котором дракон проник в душу каждого человека.  

Пророчество оказалось пророческим. Через четверть века остановившись, чтобы отдышаться, можно наконец-то посмотреть на себя в захаровское зеркало и пусть с опозданием расслышать все предупреждения, которые двадцать пять лет назад могли, как казалось,  относится к кому угодно, но только не к себе.

В 1962 году Марк Захаров фактически начинает свой путь в режиссуру с «Дракона». В 1988 году он выпускает «Убить дракона» на большие экраны и  после этого порывает с кинематографом.  Он сам себя чувствует  Ланцелотом, у которого опускаются руки и разочарование отравляет душу. Но бывают случаи, когда фильмы со временем не стареют. И тогда им обязательно нужно дать новый шанс, чтобы посмотреть их новыми глазами.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments