lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

КОРОЛИ ЭПИЗОДА СОВЕТСКОГО КИНО. ЧАСТЬ-3

 

Продолжение статьи про актёров, которые много и заметно снимались в эпизодах.
Часть 2
  • Рина ЗеленаяЕкатерина Зелёная родилась 7 ноября 1901 года в Ташкенте. Училась в реальном училище. Затем её отца, Василия Ивановича Зелёного, перевели по службе из Ташкента в Москву и Катерину определили в гимназию В.П. фон Дервис. Актрисой она стала совершенно случайно: шла по Москве и увидела объявление: «Набор в театральную школу». Из 80 желающих приняли в училище только 22 человека, в том числе и Екатерину. В 1919 году окончила Московское Театральное училище при Свободном театре.
    С началом Гражданской войны семья Зелёных переехала в Одессу, где молодая актриса устроилась на работу в местный театр «КРОТ» — «Конфрерия Рыцарей Острого Театра». Именно тогда Екатерина стала Риной — её имя не помещалось на афише театра.

    Короли эпизода советского кино. Часть 3 актер, эпизод, кино, роль
  • Некоторое время спустя Рина Зелёная вернулась в Москву. Работала в московском театре «Не рыдай», затем — в петроградском «Балаганчике». В 1924-1928 годах — актриса Московского театра Сатиры. С 1928 года — актриса Театра обозрений при Доме печати (впоследствии — Театр эстрады и миниатюр). В 1930-х годах выступала на эстраде с рассказами о детях, работала на радио.
    Впервые Рина Зеленая снялась в 1931 году в первой советской звуковой картине «Путевка в жизнь», где исполняла блатные куплеты в шайке бандита Жигана. Восемь лет спустя она вместе с Агнией Барто написала сценарий к ленте «Подкидыш». Зеленая буквально на коленях написала несколько сцен про тараторшу Аришу, которую и сыграла. А историю о старушке, которая зашла попить воды, потом хватились — «пианины нету», актриса вообще придумала на ходу.
    На одном из концертов произошла осечка: аккомпаниатор, с которым должна была выступать Зеленая, не приехал. Администратор уговорил актрису «исполнить что-нибудь». Она вышла на сцену и неуверенным детским голосом прочитала «Мойдодыр» Чуковского. Так в 1929 году родилось ее новое амплуа, породнившее ее с миллионами зрителей и слушателей. Слава Рины Зеленой как исполнительницы «детских монологов» была велика, особенно в довоенное время. Если в кухню на коммуналке вбегал ребенок и кричал: «Рина Зеленая!» — кухня пустела. Соседи разбегались по комнатам к своим репродукторам. Ей приходили тысячи писем, с ней хотели дружить и те, кто воспринимал ее как обыкновенную девочку (телевидение появилось много позднее, и многие знали лишь ее голос), и те, кто знал, что это уважаемая актриса, которую зовут Рина Зеленая. Актриса объездила десятки пионерлагерей, сотни школ. Выступала перед солдатами, академиками, спортсменами, учителями, выезжала в самые дальние уголки Советского Союза. В каждой статье о Рине Васильевне упоминалась ее поездка на Северный полюс.

    Короли эпизода советского кино. Часть 3 актер, эпизод, кино, роль
  • Рина Зеленая была страстной спортсменкой. Она увлекалась теннисом, греблей в четверке, гимнастикой, коньками, и биллиардом в компании Маяковского.
    Она была отзывчивой, непрактичной, и вечно удивлялась — откуда у коллег берутся деньги? Ее карман всегда был пуст — гонорары мгновенно тратились на родных, друзей и светскую жизнь. Как люди шьют, укладывают чемоданы, готовят еду — все это было Рине непонятно. Она меняла квартиры — лишь бы их не ремонтировать. Если чувствовала голод, сообщала домашним: «Меня пора кормить».
    Вторая мировая война застала Театр миниатюр, в котором работала Рина Зелёная, на гастролях. В Министерстве культуры было решено труппу не эвакуировать, а продлить гастроли на неопределенный срок. Рина Васильевна просилась на фронт и вскоре она уже выступала с фронтовой концертной бригадой Аркадия Райкина. Осенью 1945 года она побывала в Берлине и даже расписалась на рейхстаге.
    Первый супруг — Владимир Блюменфельд, юрист. Второй — архитектор Константин Топуридзе (автор фонтанов на ВВЦ «Дружба народов — «Каменный цветок» и т.д.), вместе они прожили 40 лет. Своих детей у Зелёной не было. Она воспитала двух сыновей Топуридзе. После смерти мужа начала быстро стариться. «После шестидесяти Рина Васильевна много болела, перенесла много операций, сильно сдала, — вспоминала племянница актрисы Екатерина. — Она буквально за несколько лет превратилась в старушку, сильно располнела… А ведь была такой красавицей в молодости, занималась спортом, очень эффектно одевалась. После болезни Рина Васильевна стала одеваться скромно, лишь бы быть незаметной, и очень стеснялась своего нового облика. Но именно такой ее узнал массовый зритель и полюбил!»
    Актриса очень обрадовалась, когда ей предложили сыграть роль черепахи Тортиллы в фильме «Приключения буратино». Главным образом, потому что ее героиня должна петь. А петь Рина Васильевна любила. «Когда по радио теперь объявляют: «Романс Тортиллы». Исполняет Рина Зеленая», я чувствую себя тенором в опере», — говорила потом актриса. Кстати, песенка Тортиллы должна была быть на куплет длиннее:
    Мне казалось, счастье рядом —
    Только лапу протяни.
    Но осенним листопадом
    Пролетели лета дни.
    Старость — все—таки не радость,
    Люди правду говорят.
    Как мне счастье улыбалось
    Триста лет тому назад!
    Рине Васильевна куплет очень не понравился: «Что такое «лапу»? Какую лапу? Нет у меня никаких лап!» И не стала петь.

    Короли эпизода советского кино. Часть 3 актер, эпизод, кино, роль
  • Последней ролью, которую актриса сыграла в кино, стала миссис Хадсон. Работа над образом растянулась на семь лет, последний из фильмов о приключениях Шерлока Холмса был снят в 1986 году, когда Зеленой исполнилось восемьдесят пять лет, и по такому случаю она сказала режиссеру Игорю Масленникову: «Теперь называйте меня Руина Зеленая». Выступая по телевидению в посвященной ей передаче, актриса предположила, что этим образом ее кинокарьера и завершится. Только по традиции сетовала — «была таким же предметом мебели, как шкаф». В дальнейшем об этой роли Зеленая почти не вспоминала. «Об этой роли и говорить то особо нечего, — сетовала Зеленая. — Вот если бы фильм назывался «Шерлок Холмс и миссис Хадсон» — это другое дело».
    Настоящее удовольствие Рина Зеленая испытывала во время озвучания мультфильмов, где ей чаще всего приходилось озвучивать юных героев. Рина Васильевна никогда не ограничивалась готовым текстом. «Как все шаблонно!» — возмущалась она и аккуратно переписывала роль со своими пометками и исправлениями в школьную тетрадку. Именно благодаря ей по сей день популярны Вовка из Тридевятого царства, Лягушонок, который ищет папу, Щенок, пытавшийся понять, кто же сказал «мяу», и цирковое чудо Лошарик.
    На исходе 1980—х годов Рина Зеленая лишь изредка выезжая на творческие встречи, записи на радио или озвучание мультфильмов. Она почти ничего не видела из—за астигматизма, с трудом передвигалась после перелома шейки бедра, каждое утро делала «лежачую» гимнастику. Ее раздражала старость, но чувство юмора ей не изменяло «Бог покарал меня долголетием», — часто повторяла актриса. Однажды во время прогулки Рина Зеленая оступилась и упала в кусты рядом с дорожкой. Встать самостоятельно не смогла и стала дожидаться, когда кто—нибудь пройдет мимо. А дождавшись, сказала: «Обратите внимание! Здесь валяется Рина Зеленая! Она упала!»
    Одним из последних ее появлений на публике был творческий вечер Марии Мироновой. Хозяйка вечера стояла у микрофона, а Рина безучастно сидела рядом на стуле и дремала. Только однажды, когда подруга пустилась в какие—то совсем уж неправдоподобные воспоминания, приговаривая: «Вот Рина не даст соврать», Зеленая встрепенулась: «Ну почему же… Врите на здоровье!».
    Последние годы жизни актриса прожила в центре Москвы, на Смоленском бульваре вместе с племянницей Тамарой Элиавой и ее супругом Юрием Хмелецким.
    1 апреля 1991 года Рине Васильевне должны были присвоить звание Народной артистки СССР. Но именно в этот день она ушла из жизни. Похоронена на Введенском (Немецком) кладбище в Лефортово, Москва.

    Короли эпизода советского кино. Часть 3 актер, эпизод, кино, роль
  • Владимир Басов
    Родился 28 июля 1923 года в городе Уразове (Валуйский уезд, Воронежская губерния). Из воспоминаний Басова о детских и юношеских годах: «Меня мама родила, можно сказать, проездом — в городе Уразове. Потом вот так, с мальчонкой под мышкой, путешествовала по всей стране. Побывали мы на Турксибе и на Волге, жили в Липецке, Воронеже, Курске… Отец мой, красный комиссар, философ по образованию, боролся с басмачами в Средней Азии, и в конце концов мы с мамой приехали в Мары, что недалеко от Кушки, самой южной точки Советского Союза. Отец служил на границе, мать заведовала коммуной для детей военнослужащих. В семь лет я пошел в школу, но мне там показалось неинтересно — все, чему учили первоклассников, я давно уже знал из маминых сельских уроков.

    Короли эпизода советского кино. Часть 3 актер, эпизод, кино, роль
  • В тридцать первом году, после трагической смерти отца, мы переехали к дяде, в город Железнодорожный по Нижегородской дороге, и я стал ходить сразу в третий класс, миновав первый и второй. Вскоре маму назначили секретарем редакции районной газеты в Калининской области, и свой четвертый класс я закончил в Кашине. Летом загостился у тетки под Сухуми — так понравилось, что решил там остаться на весь пятый год, а потом еще и шестой прихватил. В селе Александрово Горьковской области закончен был седьмой класс — мама снова стала книгоношей. Ну а потом Москва — десятилетка, а вечерами Художественное училище имени 1905 года…»
    Летом 1941 года Басов пришёл во ВГИК, чтобы узнать правила приёма в это учебное заведение. Ему объяснили, какие документы для этого требуются, какие экзамены предстоит преодолеть. Басов ушёл уверенный в том, что обязательно поступит. Но в его планы вмешалась война.
    Владимир Басов ушёл на фронт в июле 1941 года. Сначала лейтенант интендантской службы Басов служил начальником клуба 4-й отдельной стрелковой бригады, за отличную организацию художественной самодеятельности в боевых условиях был награжден медалью "За боевые заслуги". А потом его военная судьба делает крутой поворот, и Владимир Басов становится минометчиком. Немало подвигов совершила минометная батарея старшего лейтенанта Басова, сам он был ранен 23 февраля 1945 года, вернулся в строй после ранения. Войну закончил в чине капитана и в должности заместителя начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования.

    Короли эпизода советского кино. Часть 3 актер, эпизод, кино, роль
  • В 1947 году Басов вновь пришел во ВГИК и поступил на режиссерский факультет в мастерскую Сергея Юткевича и Михаила Ромма. В 1948 году вступил в ВКП(б) .
    После съемок своей первой картины «Школа мужества» Владимир Басов получил «зеленый свет» в кинематографе и снимал картины одну за другой: «Крушение эмирата», «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Случай на шахте восемь», «Жизнь прошла мимо», «Золотой дом».
    Одной из лучших режиссёрских работ Владимира Басова стал фильм "Щит и меч" (1968). В ряде своих фильмов выступает как автор или соавтор сценариев. Его творчество разнообразно по тематике и жанрам — от историко-революционных фильмов до приключенских лент. Среди лучших экранизаций произведений советской литературы: "Школа мужества" по А.П. Гайдару, "Битва в пути" по одноимённому роману Г.Е. Николаевой, "Тишина" по повести Ю.В. Бондарева, "Дни Турбиных" по М.А. Булгакову. Фильмы Владимир Басов обычно снимал со скоростью, абсолютно невообразимой для советского кинематографа, за 2-3 месяца. Среди советских режиссеров он был, пожалуй, единственный режиссер, у которого кинопроизводство было поставлено так же четко, как и в западном кинематографе.

    Короли эпизода советского кино. Часть 3 актер, эпизод, кино, роль
  • Как актёр кино Владимир Басов дебютировал в своём фильме «Школа мужества» в 1954 году. В 1964 году в послужном списке Басова появилась эпизодическая, но довольно яркая роль в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Актер Евгений Стеблов рассказывал: «Артист, который должен был играть эту роль, заболел, и его нужно было срочно заменить. Режиссер Владимир Басов, который тогда озвучивал свою картину, в этот момент случайно проходил по тон-студии. Данелия уговорил его выручить нас и сняться в этом эпизоде. Так в нашем кинематографе появился блестящий актер». Всего Владимир Басов снялся более чем в 80 фильмах, в основном в эпизодических ролях. В каждую из них он сумел внести столько нестандартного и незабываемого юмора и энергетики, что его герои навсегда остались в памяти зрителей, несмотря на то, что в кадре герои Владимира Басова, чаще всего, находились всего несколько минут.
    Дочь Елизавета Басова: «Папа был настоящим денди, обожал пижонить. Родители вывозили нас летом за границу (отец мог себе это позволить). И я помню, как, приезжая в какой-нибудь город, мы первым делом неслись в магазины, где папа выбирал себе потрясающие костюмы, рубашки, вокруг него вертелось огромное количество народа — ведь в Европе Басова знали, там с успехом шли его фильмы. Еще он не мог жить без машин и гениально их водил. Начинал с «Москвича», а потом одна за другой у него менялись «Волги», которые в те времена просто так никому не выдавались, а ему их привозили прямо с завода. Машину он лелеял, выходил разогревать ее за час до выезда. За границей он покупал для нее какие-то особенные зеркала, чехлы на руль и прочие мелочи».
    Сын Александр Басов: «Первый инсульт с ним случился в 1984 году. После него он стал плохо себя чувствовать, больше лежал, ходил с палочкой, но умудрялся работать, ездил на студию. Снял картину по пьесе «Семь криков в океане». Написал сценарий по Агате Кристи, но снимал его уже другой режиссер. Большое спасибо Володе Досталю, который тогда придумал ему должность режиссера-консультанта. Отец до самой кончины получал не только пенсию, но и полноценную зарплату. Иногда он просил яду, когда хотел, чтоб ему посочувствовали. Для него немощь была трагедией. Он же всегда был человек подвижный, не ходил, а летал. Второй инсульт случился в ванной. Он пошел бриться, что делал всегда сам, хотя и плохо уже, но все попытки его побрить встречали сопротивление. И вдруг упал и мгновенно умер. У меня на глазах». Это случилось 17 сентября 1987 года.
    Заслуженный деятель искусств РСФСР (17.03.1964). Народный артист РСФСР (7.01.1977). Народный артист СССР (14.10.1983).

    Короли эпизода советского кино. Часть 3 актер, эпизод, кино, роль
  • Мария Виноградова
    Мария Виноградова родилась 13 июля 1922 года в городе Наволоки Ивановской области.
    Впервые снялась в кино в 1940 году на студии «Союздетфильм», в 1943 году она окончила актерский факультет ВГИКа, с 1945 года стала актрисой Театра-студии киноактера, где сыграла множество ролей подростков, самым знаменитым из которых стал Звездный мальчик, а с 1949-го по 1952-й год работала в труппе Драматического театра советских войск в Германии.
    Мария Сергеевна сыграла около 100 ролей в кино. Она была одинаково хорошо востребована и в советский, и в постсоветский периоды отечественного кинематографа. Ее можно было увидеть в образах всевозможных уборщиц и домработниц, кастелянш и контролерш, деревенских теток и городских старушек. При этом роли и титулы, достойные ее таланта, часто обходили стороной Виноградову. «Самая народная незаслуженная артистка» — так называли режиссеры Марию Виноградову до того, как она получила свое первое и единственное звание Заслуженной артистки РСФСР.

    Короли эпизода советского кино. Часть 3 актер, эпизод, кино, роль
  • Актрису часто приглашали дублировать иностранных актрис. Мария Виноградова озвучивала фильмы с участием Одри Хепберн Джины Лоллобриджиды и Софико Чиаурели. Всего на ее счету было около 200 дублированных ролей. Она могла отстоять у микрофона по 10-12 часов в сутки.
    Мария Сергеевна была очень востребована в мультипликации. Она была любимой актрисой мультипликаторов: ее голосом было озвучено около 300 персонажей. «Мария Сергеевна, Муся, Муха… Как мы ее любили! — рассказывала народная артистка СССР Лидия Смирнова. — Это не человек, это вихрь, темперамент. В ней все кипело, она вечно куда-то мчалась: съемки, концерты. На репетициях я не помню, чтобы она стояла или сидела, она все время была в движении. Как удачно пристало к ней прозвище Муха! Она украшала своим талантом любой проходной эпизод, потому что много фантазировала и привносила от себя. И, как никто, умела дружить. В театре не было человека, который бы ее не любил. Мария Сергеевна не была красивой, но в ней было столько обаяния, что она казалась красавицей».
    Мария Виноградова скончалась 2 июля 1995 года в Москве. Многие не сразу поверили. У тех, кто видел ее за два дня до этого на «Мосфильме», в голове не укладывалось: «Как? Муха? Не может быть». Она могла три дня пролежать в постели, а на четвертый упорхнуть на съемки, и никто подумать не мог, что еще вчера ей было очень плохо. Известие о ее смерти выглядело совершенно неправдоподобно.

    Короли эпизода советского кино. Часть 3 актер, эпизод, кино, роль
  • Анатолий Обухов
    Родился 26 мая 1935 в Москве в рабочей семье. Отец погиб в первые месяцы войны, на попечении матери остались двое детей. Семья голодала, дети иногда даже просили милостыню. Став школьниками, Толя и Нина учили мать грамоте.
    С малых лет Анатолий Обухов тянулся ко всему, что связано с искусством – рисовал, пел, занимался в художественной самодеятельности. С годами он совершенствовал своё мастерство – научился игре на различных музыкальных инструментах, прекрасно исполнял романсы, руководил кантри-клубом, превосходно писал картины, сочинял рассказы и эссе.

    Короли эпизода советского кино. Часть 3 актер, эпизод, кино, роль
  • В 1954-1958 годах учился в Плехановском институте, но бросил институт. Он ничего не понимал в экономике, поэтому решил связать свою жизнь со сценой. В 1964 году закончил Театральное училище имени М.С. Щепкина и стал актёром Малого театра. Но Малый театр не пришёлся ему по душе – очень серьёзный и академичный. Обухов, как человек остроумный, нашёл применение своему мастерству в театре Гоголя, который полюбил безгранично. И все в театре любили Анатолия Матвеевича.
    На сцене актёр блистал в самых разных жанрах. Играл и главные, и второстепенные роли. Участвовал в многочисленных концертах, играл отрывки из произведений Шукшина.
    В кино исполнил ряд небольших ролей и запоминающихся эпизодов, благодаря яркой фактурной внешности. Обухов играл браконьеров, мясников, торгашей, пьяниц. Но даже в этих образах он был заметен. Например, в комедии «Не может быть!» его Гость смешно выпивал гремучую смесь, приготовленную Савелием Крамаровым, а фраза «Я – Гриша!» («Семь стариков и одна девушка») стала «крылатой».

    Короли эпизода советского кино. Часть 3 актер, эпизод, кино, роль
  • В 1994 году Анатолий Обухов принял приглашение Николая Губенко на роль в театре «Содружество актёров Таганки». Возвращаясь домой после очередной репетиции, актёр почувствовал себя плохо и потерял сознание. Из-за чёрствости работников метро и попутчиков, Анатолий Матвеевич пролежал на полу около часа, пока его не узнали ехавшие мимо коллеги из театра. Они вызвали «Скорую», но уже было поздно.

    Короли эпизода советского кино. Часть 3 актер, эпизод, кино, роль
  • Леонид Плешаков
    Леонид Петрович Плешаков родился 5 февраля 1932 года.
    В своё время это был талантливый журналист, какие бы сложнейшие проблемы не поднимались в его материалах, всегда в них звучало его собственное, принципиальное мнение. Именно поэтому многие издания, будь то "Комсомолка", "Смена", "Огонек", считали за честь напечатать его статьи. Он, прекрасно владея словом, мог сказать больше и интереснее своих собратьев по перу. Именно поэтому ему открывались и министры, и директора, и актеры, и самые обычные люди из далекой глубинки.
    Талантливый человек талантлив во всем. Снимаясь в эпизодических ролях, он сделал образы своих героев яркими и запоминающимися, а многие реплики разошлись на цитаты. Всего он снялся в 11 фильмах.
    Эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта.
    "...Папаша! Огоньку не найдется?" Он не попал даже в титры этого фильма, но после 20 секунд появления на экране его образ стал 100% узнаваем. Интересно, что коротенький эпизод снимался 4 часа!
    В картотеке Мосфильма знали, что если вам нужен колоритный бородач, то это к Леониду Петровичу.
    Умер Леонид Петрович в марте 2004 года.

    Короли эпизода советского кино. Часть 3 актер, эпизод, кино, роль
  • Анатолий Подшивалов
    Анатолий Подшивалов родился в Ленинграде 20 апреля 1945 года.
    Окончил драматическую студию при Большом драматическом театре им. М. Горького. На сцене БДТ дебютировал ещё в 1961 году в роли Юнги в спектакле «Гибель эскадры» по пьесе А. Корнейчука. В 1965 году был принят в труппу театра.
    Наиболее известной работой в кино стала роль цыгана Громоносцева в фильме "Республика ШКИД". В основном играл эпизодические роли. Вспомнить хотя бы маркера с волчьей пастью из "Приключений Шерлока Холмса" и милиционера в "Иване Васильевиче" с фразой, которая стала крылатой -"Тамбовский волк тебе боярин". Всего успел сняться в 18 фильмах.
    На одной из съёмок на голову Анатолию Подшивалову упал осветительный прибор, из-за чего на месте травмы образовалась опухоль; после операции стал другим человеком, произошли изменения и в его внешности. Актёр больше не мог сниматься в кино; он продолжал служить в БДТ, но на сцену мог выходить только в массовках. Умер 10 августа 1987 года.

    Короли эпизода советского кино. Часть 3 актер, эпизод, кино, роль

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments