Англичанин Луис Уильям Уэйн вошел в историю мировой живописи как художник-атропоморфист. Субъектами большинства его картин являлись домашние животные. Особенно часто он изображал кошачье общество, представляя его как человечье. Писатель Герберт Уэллс подчеркивал, что Уэйн превратил себя в усатого-полосатого. «Он изобрел кошачий стиль, целый кошачий мир. Все английские коты должны стыдиться, если не будут хотя бы немного походить на котов Луиса Уэйна». 5 августа, в день рождения Луиса Уэйна, предлагаю полюбоваться его картинами.
Луис Уильям Уэйн родился 5 августа 1860 года в Лондоне. Он был старшим в семье, где воспитывалось еще 5 сестер. В роду Уэйнов была дурная наследственность. В возрасте 13 лет психическим расстройством заболела самая младшая девочка, да и сам живописец на склоне лет страдал шизофренией.
Художественные наклонности проявились в раннем детстве, когда он наблюдал, как придумывала узоры для турецких ковров его мать. Луис окончил школу искусств в Лондоне, а затем занялся преподавательской деятельностью. Когда ему было 20 лет, умер его отец, и молодой человек фактически остался единственным кормильцем в семье: все сестры остались старыми девами и жили с матерью.
Однако творческое начало победило, и Луис стал вольным художником, изображавшим мирные картинки деревенской жизни. Он сотрудничает с такими журналами, как «Illustrated Sporting and Dramatic News» и «Illustrated London News». Особенно необычно выглядели его рисунки животных, обитателей сельских подворий.
В возрасте 23 лет Уэйн вопреки воле семьи женится на гувернантке своих сестер Эмили Ричардсон, которая была старше его на десять лет, и покидает родной очаг. Однако счастье молодых было недолгим: через три года Эмили скончалась от рака. Во время болезни жены единственным ее утешением домашний черно-белый котёнок Питер Великий, названный в честь русского царя-реформатора Романова. Чтобы порадовать Эмили, Уэйн обучил животное различным трюкам: кот носил очки и сидел смирно перед книгой, делая вид, что читает. Эти прикольные сценки и легли в основу его будущих картин. Позже Уэйн писал о Питере: «…именно он дал мне толчок для развития моих навыков и дал основу для моих работ».
Первый рисунок Уэйна с очеловеченными кошками был опубликован в рождественском выпуске «llustrated London News» под названием «Рождественская вечеринка котят» (A Kittens’ Christmas Party). 150 усатых-полосатых, многие из которых были похожи на домашнего любимца, занимались предновогодними хлопотами: писали открытки, сочиняли приглашения, держали в лапах воздушные шарики и развлекались играми. На этом рисунке кошки все ещё ходили на четырёх лапах, были без одежды и не имели того самого характерного впоследствии для картин Уэйна выражения «человеческого лица».
С течением времени его хвостатые любимцы встали на задние лапы, обрели способность широко улыбаться, корчить рожи и облачаться в людскую одежду. На картинах Уэйна кошки музицируют, пьют чай, играют в карты, рыбачат, курят и слушают оперу.
С 1902 года его рисунки становятся особенно популярными. Иллюстрации Уэйна часто представляли откровенную пародию на человеческое общество с его пагубными пристрастиями. Все чаще Луис представлял хвостатых на месте посетителей ресторана или прохожих. Прогуливаясь, художник постоянно заносил эскизы в блокнот. Однажды Уэйн увидел, как навстречу выскочившей на дорогу кошке мчится автобус. Не раздумывая ни минуты, он ловко подскочил к водителю и повернул руль в другую сторону. Очнувшись в больнице, Уэйн первым делом спросил о состоянии кота.
Несмотря на то, что художник был популярен, он часто оставался без гроша. В нем не было предпринимательской жилки, и его часто обманывали авантюристы. В 1907-м Уэйн был вынужден бежать в Штаты из-за надвигавшегося скандала за долги. Так начался американский период творчества художника, где основным жанром стали комиксы. Через три года, когда в Лондоне скончалась его мать, Уэйн возвращается на родину. В годы Первой мировой войны оказался на грани нищеты, получая скудные заказы на оформление книг. Это время и запустило его наследственное заболевание. Из добродушного он превратился в агрессивного человека с манией преследования и явными признаками сумасшествия. С 1924-го основным местом его проживания стала психиатрическая клиника, где и провел художник свои последние годы жизни. Скончался Уэйн 4 июля 1939 года.
Второй пик популярности картины художника пережили в конце ХХ века. Раритетные открытки с рисунками Уэйна стали объектом коллекционирования, цена колебалась от 500—800 долларов за штуку.
Автор: Наталья Ханина
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru