В 1968 году состоялась премьера первой экранизации романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок». После показа в зале повисла тишина – у зрителей осталось двоякое впечатление от фильма. Затем посыпалась критика – мол, не смешно. И лишь спустя годы телезрители оценили и комедию, и Бендера-Юрского по достоинству.
Идея снять фильм по роману «Золотой теленок» возникла у режиссера Михаила Швейцера еще в 1964 году. Но целых два года у него ушло на получение разрешения на съемки у чиновников, поэтому к работе приступили только в 1966 году.
Сергей Юрский и Леонид Куравлев
В ролях Остапа и Шуры Швейцер видел Сергея Юрского и Леонида Куравлева, которые с блеском исполнили роли в его фильме «Время, вперед!».
Леонид Куравлев и Сергей Юрский в фильме «Время, вперед!».
Однако Госкино потребовало провести кастинг. Образ Остапа на себя примеривали Александр Пороховщиков и Владимир Басов.
Александр Пороховщиков и Владимир Басов.
Швейцер пригласил было на пробы и Арчила Гомиашвили, однако актера не отпустили из театра в Грузии.
Арчил Гомиашвили в фильме Леонида Гайдая
Впрочем, Гомиашвили все-таки станет сыном турецко-подданного – чуть позже, в «12 стульях» Леонида Гайдая.
Шуру Балаганова мог сыграть Вячеслав Невинный, а Михаила Паниковского – Ролан Быков. Но тут вмешалась судьба. Однажды режиссер попросил своего друга Зиновия Гердта подыграть Невинному на пробах, чтобы подменить Быкова, пока тот в отъезде.
Гердт так вошел в роль, что Швейцер понял, что нашел настоящего Паниковского и отказал Быкову. Зиновий Ефимович хотя и был немного смущен (до этого он был больше известен как актер театра кукол), но согласился. Правда, поставил одно условие: его Паниковский будет не отвратительным типом, как в книге, а жалким.
Как хромота помогла актеру в создании образа? И что такого страшного случилось с ним на съемках?
Когда Швейцер утвердил Зиновия Гердта, всем стало ясно, что на роль Шуры Балаганова больше подходит Леонид Куравлев, нежели Невинный.
А на роль Адама Козлевича, водителя автомобиля «Антилопа Гну», Швейцер выбрал ленинградского актера Николая Боярского – дядю знаменитого нынче Михаила Боярского.
Натуру 30-х годов для съемок тоже пришлось изрядно поискать, пока Швейцер не остановил свой выбор на городке Юрьев-Польский во Владимирской области – именно он и стал Арбатовым.
Приезд съемочной группы для городка стал настоящим праздником для местных жителей, своего рода развлечением. И что любопытно, даже сейчас, спустя почти полвека, в Юрьев-Польском можно найти знакомые по фильму виды. Например, то самое здание, откуда выкидывали Паниковского.
Город Черноморск снимали в Одессе, а работа над остальными эпизодами, в том числе над сценой, когда Остапа обирают на румынской границе, проходила в Москве. Рассказывает Сергей Юрский:
– Это снималось на совершенно пустом аэродроме в Тушино – тогда это была пустыня внутри города. Снималось зимой, и я за это заплатил тяжелым воспалением легких, потому что все реально было – снег, множественные дубли…
– Оказывается, в конечную версию фильма вошло далеко не все, – говорит шеф-редактор программы Юлия Микитенко. – При монтаже был вырезан целый двадцатиминутный эпизод (из-за цензуры, конечно) – «Воронья слободка» с участием Анатолия Папанова в роли Васисуалия Лоханкина.
К сожалению, полностью фрагмент не сохранился, но небольшая сцена невероятным образом уцелела. Бесспорно, фильм этот просто бессмертен. И по просшествию стольких лет мы смотрим его в который раз с огромным удовольствием. Так же как и новые фильмы. Тем более есть прекрасная возможность смотреть кино бесплатно онлайн в хорошем качестве.<a href="http://ribalych.ru/2014/02/07/interesnye-fakty-o-s...ino-zolotoj-telenok/" style="display:none">Интересные факты о старом кино: «Золотой теленок»</a>
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru