Wikimedia Foundation
Но была в жизни поэта и другая страсть, куда более ранняя. И отголоски ее слышатся в самых первых его стихах, названных "Ante Lucem" - "До Рассвета" и предваряющих знаменитые "Стихи о Прекрасной Даме".
Высокая, статная, очень красивая темноволосая дама с тонким профилем, синими глазами, глубоким, вкрадчивым голосом – и златокудрый, светлоглазый, немного скованный гимназист…. Видимо, поначалу их сблизила любовь к искусству – Блок тогда бредил театром, а Ксения Михайловна Садовская обожала Вагнера и едва не закончила петербургскую консерваторию по классу пения (увы, помешала ей в этом развившаяся болезнь горла).
Ксения Михайловна была кокеткой и говоруньей – поэтому неудивительно, что их отношения быстро переросли рамки знакомства и невинных бесед. Мать относилась к этому спокойно: "Сашура у нас тут ухаживал с великим успехом, пленил барыню, мать трех детей и действительную статскую советницу... ", - а ее сестра, будущий первый биограф Блока, писала в дневнике совсем иное: "Он, ухаживая впервые, пропадал, бросал нас, был неумолим и эгоистичен. Она помыкала им, кокетничала, вела себя дрянно, бездушно и недостойно".
Однако этому курортному флирту суждено было стать одним из самых ярких переживаний в жизни поэта.
Wikimedia Foundation
Сердце помнит долгий срок.
Поздний вечер над прудами.
Раздушенный ваш платок...
Так или иначе, роман Блока вскоре стал известен в семье. На этот раз мать встревожилась не на шутку, навестив Ксению Михайловну и попросив ее прекратить эти отношения. Слова своего "барыня" не сдержала; впрочем, уже в августе на Блока нахлынула новая любовь - и история с К.М.С. отступила на задний план.
Wikimedia Foundation
Жизнь давно сожжена и рассказана, Только первая снится любовь, Как бесценный ларец перевязана Накрест лентою алой, как кровь… |
Ксения Михайловна жила в одном городе с "Гаэтаном", но ни разу с ним не столкнулась и ничего не знала о его славе - вращалась она совсем в другой среде, а поэзии не любила и не понимала. Уже после революции, в 1919 году, она похоронила мужа, долгое время нищенствовала и в Одессе, где тогда жила ее замужняя дочь, попала в больницу с признаками душевного заболевания.
Врач ее оказался поклонником Блока – и обратил внимание на совпадение имени пациентки с именем К.М.С. (в литературе эти инициалы были уже раскрыты). И когда бывшая статская советница услышала посвященные ей стихи – на глазах ее показались слезы… |
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru