© 2014 Thinkstock
В начале XIX века цыгане, жившие в Севилье, называли себя "фламенкос", поэтому выражение "канто фламенко" означало "пение андалусийских цыган". Однако, несмотря на многочисленные исследования, до конца выяснить происхождение и значение слова невозможно. Впрочем, для чего нам искать смыслы, когда само фламенко живет и пылает!
Фламенко вышло из маленьких внутренних двориков, патио, где большая семья, несколько поколений, братья и сестры с женами и мужьями собирались после знойного дня. Появлялась гитара, и ноги сами несли в пляс. Танцоры и музыканты прекрасно понимали друг друга. Пока кто-то танцевал в круге, остальные не смотрели безучастно. Они пели, подбадривали солистов выкриками и хлопали в такт, выписывая красивую ритмичную мелодию. Так пение (cante), гитара (guitarra) и танец (baile) создали то, что стало называться фламенко.
ТАНЕЦ Танцует в Севилье Кармен у стен, голубых от мела, и жарки зрачки у Кармен, а волосы снежно-белы. Невесты, закройте ставни! Змея в волосах желтеет, и словно из дали дальней, танцуя, встает былое и бредит любовью давней. Невесты, закройте ставни! Пустынны дворы Севильи, и в их глубине вечерней сердцам андалузским снятся следы позабытых терний. Невесты, закройте ставни! |
Также невозможно представить себе черноокую испанку без веера и шали с длинными кистями (мантон). Ловко складывая и раскрывая веер, танцовщица будто играет со зрителем, плетет невесомое кружево, творит волшебство. Мантон в ее руках вздымается как крылья мощной птицы. Он не должен быть ни легким, ни тяжелым; ложась на плечи, концами своими он должен закрывать пальцы танцовщицы.
Музыканта-перкуссиониста часто можно видеть сидящим на прямоугольном ящике. Это музыкальный инструмент, кахон. На нем играют руками или барабанными щетками. С внутренней стороны натянуты струны, касающиеся тонкой передней стенки. Звук можно извлечь практически любой - от низких до высоких. Считается, что инструмент изобрели рабы в испанских колониях, приспособив для игры ящик для фруктов. Во фламенко он вошел сравнительно недавно, когда ныне покойный Пако де Лусия, выдающийся гитарист, получил кахон в подарок от перуанского мастера.
Очень много для популяризации яркого искусства сделал режиссер Карлос Саура. Вот уже более 30 лет он является ведущим кинематографистом Испании. В 1980-х годах он снял серию фильмов – "Кровавая свадьба", "Кармен" и "Колдовская любовь" - танцевальные спектакли, в которых приняли участие несравненные Антонио Гадес и Марио Майя, самые прославленные исполнители того времени. Продолжая собственную традицию, Саура вскоре создал документальные ленты "Севильянос" и "Фламенко". В этих своеобразных фильмах-концертах снимались не только звезды, такие, как Пако де Лусия и Хоакин Кортес, но и рядовые музыканты и танцоры, влюбленные в свое дело и умеющие заразить публику.
© 2014 Thinkstock |
Увидеть фламенко можно, и не уезжая из России. Здесь уже есть свои мастера этого искусства, готовые и научить желающих, и продемонстрировать свое мастерство на московском фестивале "¡Viva España!". Приходите! Фламенко, прекрасный андалусийский цветок, никого не оставляет равнодушным!
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru