lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. СЕМЕН ФАРАДА

 

 

1389436645_1.jpg

Семен Фарада. "Уно моменто!"

Цитата



 

 

Семена Фарады не стало пять лет тому назад. В последний день 2013 года этому любимцу нескольких поколений, смешному и трогательному народному артисту России исполнилось бы 80 лет.

 

Семен Фарада сыграл почти в ста фильмах и даже в минутном эпизоде заставлял нас смеяться до слез. Не имея профессионального актерского образования, Фарада все-таки стал народным артистом. Простой, непутевый, добрый и парадоксальный Семен Фарада и родиться-то ухитрился в Новый год, 31 декабря.

В квартире Семена Фарады на Садовом кольце в центре Москвы живет по-прежнему большая дружная семья: сын Семена Львовича, его невестка, внучки, жена Маша. Здесь всегда тепло, гостеприимно и вкусно. Всe как любил сам Фарада. После его ухода четыре года назад всe так и осталось. Шумная, по мнению  соседей, подчас даже очень большая семья и бурная жизнь.

Количество талантов на квадратный метр превышает в этом доме все допустимые нормы. Внучки Фарады Миля и Соня имеют все шансы стать артистками в четвертом поколении. Их прадедом был Виталий Полицеймако, звезда ленинградского театра БДТ. Их дед – Семен Фарада, отец – Михаил Полицеймако. Мама Лариса, посвятившая себя воспитанию дочек, тоже артистка. Их бабушка, жена Семена Фарады Мария Полицеймако, всю жизнь играла в Театре на Таганке.

Новогоднюю комедию "Чародеи" режиссер Константин Бромберг решил снимать в только что отстроенном корпусе телецентра "Останкино". Небольшой эпизод, сыгранный 48-летним Семеном, запомнили все. Его герой плутает по коридорам и никак не может найти выход. Такой же извилистый и запутанный путь к славе был и у самого Фарады. Всенародное признание пришло к нему после сорока.

Семен Фарада родился в 1933 году в Москве в районе Речного вокзала. Правда, тогда это было просто село Никольское. Новогодний тост Фарады: "Однажды 1 апреля мои родители решили пошутить, и эта шутка через девять месяцев обернулась новогодним подарком. Мне приятно, что мой день рождения празднует вся страна, правда, не догадываясь об этом". Сам же Семен предпочитал праздновать свой день рождения исключительно в бане с друзьями. Это стало традицией, как в известном фильме.

 

"Ходить в баню 31 декабря мы начали намного раньше, чем это появилось в кино, - рассказывает друг Фарады Ростислав Суховер. – Эта наша традиция была всегда. Если у Сени дневной спектакль, мы ходили вечером, если вечерний – днем".

 

Непоседливый, шустрый Сеня обладал явными актерскими способностями, но его родители, как все родители в мире, хотели, чтобы их сын получил серьезную профессию.

"Я поступил в первое попавшееся по ходу трамвая учебное заведение, - с гордостью говорил Фарада про поступление в Бауманку, - на специальность "Инженер-механик по котельным установкам"". Но джаз и футбол победили начертательную геометрию, Фараду отчислили из вуза, и на целых четыре года он загремел в армию. Там его опять настигло призвание – Краснознаменный ансамбль Балтийского флота. Вернувшись из плавания, Семен все же завершил учебу в выбранном вузе. А после Бауманского 25-летний инженер начал карьеру артиста в знаменитом студенческом театре "Наш дом", руководил которым Марк Розовский.

 

"Он совершенно неповторим, - подчеркивает Марк Розовский. – И по сей день я не могу никакого аналога, который бы хоть как-то приближался к его образу, к его индивидуальности".

 

Театр-студия "Наш дом" гремел на всю Москву. Зиновий Гердт называл эту труппу "Коллективный Райкин". Семен Фарада, Александр Филиппенко, Геннадий Хазанов – на их спектакли было не попасть.

После "Пражской весны" 1968 года гайки в нашей стране стали закручивать всe сильнее. Несмотря на аншлаги, постановки "Нашего дома" то и дело запрещали, упрекая в антисоветчине. В 1969 году театр закрыли. И тут Фараду позвали в Театр на Таганке. В те времена это было практически невозможно, но Юрий Любимов взял в труппу театра человека без актерского образования.

В Театре на Таганке Семен Фарада, которому было уже 42 года, наконец встретил женщину своей жизни, актрису Марию Полицеймако. Она уже была известной артисткой, Семен еще только делал первые шаги на большой сцене, и оба были несвободны.

 

"Я знаю, что папа долго добивался ее, - рассказывает Михаил Полицеймако. - Там были какие-то конкуренты, которые тоже за мамой ухаживали".

 

Боролся за любовь Фарада по своим правилам. Галантно ухаживая за красавицей Машей, он жестко поставил условия: "Родишь сына - женюсь на тебе". В 43 года Семен Фарада стал отцом. 7 апреля 1976 года у них с Машей родился сын Миша. Семен Львович провел в стенах Театра на Таганке почти 30 лет. Сын рос рядом, в лабиринтах знаменитой Таганки.

Только на пятом десятке Семен Фарада стал популярен. Смешной серьезный человек с грустными глазами, клоун Сеня в детской программе "АБВГДЕйка". И он, и передача так понравились детям, что в редакцию стали приходить мешки писем. Это означало популярность. Или, как сказали бы сегодня, высокий рейтинг.

Но всесильного начальника, председателя Гостелерадио СССР товарища Лапина высокий рейтинг не убедил: "Не может быть у клоуна такого орлиного профиля!" За несколько лет до этого "Не может быть у артиста такой фамилии" Семен услышал на съемках картины "Вперед, гвардейцы!". Настоящая фамилия Семена – Фердман. Руководство "Таджикфильма" было не в восторге от непатриотической фамилии малоизвестного актера, о чем ему и сообщили. Семен поменял документы и стал Фарадой.

С фамилией разобраться оказалось проще, чем с всесильным председателем Гостелерадио. Так что через три года, по одной из версий, из-за орлиного профиля его отстранили от эфира. Хотя телеведущая Татьяна Черняева говорит, что это легенда, а на самом деле "всe упиралось в технологию, что сниматься они одновременно не могли, никак не получалось". Так или иначе, но ребятня лишилась смешного и грустного клоуна Сени.

Семен Фарада в кадре почти не улыбался. Но чем серьезней он был на экране, тем громче смеялась публика.

 

"Он был собран, мрачен немножко, - вспоминает режиссер Марк Захаров. – Вообще, это замечательно. Все настоящие комики мрачные".

 

Несмотря на огромную любовь к актерскому ремеслу, Семен Фарада раз и навсегда расставил свои приоритеты. На первом месте была семья. Фарада получил квартиру в центре Москвы в 50 лет и сразу объявил ее семейным гнездом для всех будущих поколений. Семен сразу привез в новую большую квартиру молодую жену, сына, маму и тещу. У каждого были свои привычки, темперамент и очень непростые характеры. Это создавало особенно веселую атмосферу. Бытовые вопросы решались исключительно в итальянском стиле.

 

"Ссорились, еще как! – рассказывает жена Фарады актриса Мария Полицеймако. - Инна Давыдовна всегда хотела, чтобы Сеня ел ее пищу. А когда я варила, она говорила, что я плохо варю. А Сеня любил то, что я готовлю. Они между собой ругались".

 

Звездный час Семена Фарады в кино настал, когда ему было 46. В 1979 году зрители увидели Семена сразу и в "Мюнхгаузене", и в "Гараже".

В знаменитой песне "Уно моменто" из фильма "Формула любви", которую зрители запомнили в исполнении блистательного дуэта Александра Абдулова и Семена Фарады, голос Фарады не звучит. Александру Абдулову на самом деле подпевает сам композитор Геннадий Гладков. Тем не менее в связи с этой песней мы запомнили именно Фараду, и ни у кого не возникло сомнения, что поет именно он. Народ обожал Фараду, его шутки, его невозмутимо серьезное лицо. И куда бы Фарада ни приехал на гастроли, его везде считали своим.

Начиная работу над фильмом "Ищите женщину", Алла Сурикова на одну из главных ролей пробовала Семена Фараду и Леонида Ярмольника. Победил Ярмольник, за что, по его словам, Фарада на него обиделся. Сурикова исправилась – она сняла Фараду с Ярмольником вместе в "Человеке с бульвара Капуцинов".

 

Большому актеру продолжали поручать маленькие роли. Сыграв почти в ста картинах, он написал: "Я прославился в капризном мире кинематографа как мастер эпизода и дальше хотел сменить фамилию Фарада на фамилию Эпизаде".

Свою книгу Фарада назвал "Уно моменто". Парадокс заключается в том, что он ненавидел эти слова, считая, что они просто прилипли к нему, но взял их в название книги, понимая, что именно они стали его визитной карточкой. Но актер, ставший заложником комедийного амплуа, мечтал играть в драме, а режиссеры видели его таким крайне редко, и это его задевало.

 

"Актеры почему-то все хотят играть то, что им не надо играть. Конечно, он комедийный артист", - убежден Юрий Любимов.

 

Был один фильм, участием в котором Семен Фарада особенно гордился: "Попугай, говорящий на идиш". В нем он сыграл серьезную драматическую роль. И что особенно ценно, его партнершей по фильму стала любимая жена Маша.

В 1998 году Фарада перенес операцию на сердце. Одним из требований врачей был категорический запрет на курение. Но Фарада не хотел менять свои привычки. Он не мог бросить курить, он не мог бросить кино, театр, концерты, своих зрителей. И, несмотря на запреты родных, продолжать жить в бешеном ритме.

"У него был такой календарь, на котором были записаны дела, - рассказывает Михаил Полицеймако. - 6 утра – Рик (это у нас была немецкая овчарка). Погулять, значит, потому что Миша спит. 7 утра – написано "Зубы", он шел к стоматологу. 12:00 – репетиция. 15:00 – концерт (воинская часть). 19:00 написано "Спектакль", допустим, "Мастер и Маргарита". 23:50 – вылет в Новый Уренгой".

И так каждый день. А еще нужно успеть на футбол, в баню с друзьями. Друзья занимали в жизни Фарады особое место. 15 июня 2000 года пришло страшное известие – скоропостижно скончался его давний близкий друг драматург Григорий Горин. Несмотря на уговоры жены, Семен Львович один поехал на похороны, и на следующий день ему самому стало плохо. Инсульт. Родные и сам Семен Фарада надеялись, что он скоро поправится и вернется к привычной жизни. Но этого не происходило.

Сейчас Михаил Полицеймако – успешный, известный актер. Тогда карьера Миши начинала складываться в Российском Молодежном театре, но болезнь отца перевернула всe. На лечение Семена Львовича нужны были большие деньги. Миша ушел из театра и брался за любую работу. Его профессиональный взлет начался с желания спасти родного человека.

 

"Девять лет борьбы, - рассказывает Михаил Полицеймако. - Встал на ноги, сломал шейку бедра. Операция. Не прижилась искусственная шейка бедра, еще операция. Потом свищ из этой шейки бедра. Потом пролежни. Всe равно вперед. Последний год он уже просто устал с этим бороться".

 

Уже четыре года елку наряжают без Семена Львовича. Внучки Миля и Соня вместе с папой разглядывают фотографии деда. Семен Фарада никогда не играл Деда Мороза и лишь однажды снялся в его костюме на пробах. Но внучки верят: настоящий Дед Мороз выглядит именно так, и он обязательно вернется 31 декабря, стоит лишь включить телевизор.

PR20131230124835.JPGPR20131230124938.JPGPR20131230125152.JPGPR20131230125225.JPGPR20131230125619.JPGPR20131230125700.JPGPR20131230125737.JPGPR20131230125947.JPG

 

                                          lineechka-84.gif

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments