lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

КАК СНИМАЛСЯ ФИЛЬМ "ИВАН ГРОЗНЫЙ" СЕРГЕЯ ЭЙЗЕНШТЕЙНА

 

    Автор:Александр Казакевич
КАК СНИМАЛСЯ ФИЛЬМ "ИВАН ГРОЗНЫЙ" СЕРГЕЯ ЭЙЗЕНШТЕЙНА
 

Сергей Эйзенштейн точно знал, что в Кремле вторую серию его «Ивана Грозного» посмотрели почти год назад. Сразу же запретили. А вот на прием к главному кинопродюсеру, кинокритику и киноцензору страны Иосифу Сталину его пригласили только теперь. 24 февраля 1947 года. в 23.00. Сталин спросил Эйзенштейна: 
Вы историю хоть немного читали?
Немного читал. - Робко ответил прославленный на весь мир режиссер.

Тогда, в середине 40-х, Иван Грозный не был настолько знаковым персонажем как теперь. В мощном потоке русской истории среди других деятелей его лично выбрал и выделил Иосиф Сталин. И теперь оставалось сделать только один шаг, чтобы закрепить сталинскую трактовку этого образа в умах советских людей. Этим шагом должен был стать выход на экраны биографического художественного фильма. Сталин нервничал, потому что по всей видимости для этой картины он выбрал не того режиссера. Сергей Эйзенштейн очень старался, но зачем-то усложнил концепцию и ушел куда-то в сторону. 
Поручение Сталина сделать фильм о царе Иване Сергею Эйзенштейну лично передал председатель Верховного Совета Андрей Жданов. Режиссеру было рекомендовано рассказать в фильме об Иване Грозном и опричнине, как «прогрессивной силе своего времени». А Сталинской премией в марте 1941 года за картину «Александр Невский» Эйзенштейну указали, в каком ключе он должен работать. 
Сергей Михайлович все намеки услышал и для «Ивана Грозного» позвал практически ту самую команду, с которой делал «Александра Невского». Правда кроме своего постоянного оператора Эдуарда Тиссэ, с которым снимал все свои картины, Эйзенштейн пригласил еще одного оператора Андрея Москвина. Обязанности между ними поделили: Тиссэ отвечал за натурные съемки, а Москвин - за павильонные. Как и в «Александре Невском» главную роль должен был исполнить Николай Черкасов. 
Сценарий охватывал тридцатилетний период жизни царя, начиная с венчания на царство и женитьбы на Анастасии Захарьиной вплоть до Ливонской войны. Эпиграфом к сценарию режиссер взял строчку из Сенеки: «Нет великого духа без примеси безумия». 
Несмотря, на то что «Иван Грозный» создавался во время Великой Отечественной войны, в эвакуации, на Алма-Атинской киностудии, Сергей Эйзенштейн поначалу ощущал себя счастливым художником с безграничными возможностями. Он писал, что как прорастает мешок картошки на его кухне, также его работа над «Грозным» прорастает массой эпизодов, реплик, ремарок. Он прорисовывал каждый будущий кадр, продумывал не только движения героев, но определял положение и образ каждой тени. Экспериментировал с цветом - поэтому в черно-белой картине появился яркий очень эмоциональный цветной кусок. Это тоже один из его экспериментов, который не вошел в фильм - пробы режиссера Михаила Ромма на роль королевы Англии. Попробоваться на роль Ефросиньи Старицкой, которую в результате сыграла Серафима Бирман, специально в Алама-Ату приезжала Фаина Раневская.
Как ему хотелось, чтобы роль царицы Анастасии исполнила балерина Галина Уланова! Там, в Алма-Ате, на сцене местного театра оперы и балета он увидел ее в «Жизели». Несмотря на работу над фильмом, он продолжал ходить на все ее представления. Однажды после спектакля он набрался решимости и предложил сыграть у него в фильме. Уланова увлеклась этой ролью. Но участие в фильме привязывало ее к Алма-Ате, а у балерины на тот момент было запланировано много поездок. Для съемок она могла выделить только месяц. А этого было недостаточно. В результате царицу сыграла Людмила Целиковская. 
Во время съемок Сергея Эйзенштейна очень торопили. Председатель Комитета по делам Кинематографии Иван Большаков и без того сложный кинематографическийй процесс превратил в настоящую пытку. По рассказам, когда Эйзенштейн из-за болезни не мог работать, Большаков требовал, чтобы съемки продолжали помощники режиссера. 
В результате режиссер пишет личное письмо Сталину, в котором рассказывает об истощенных, живущих впроголодь членах киногруппы и о своем функциональном расстройстве нервной системы. Но при этом он подчеркивает: Я скорее умру, чем позволю себе перейти на халтурную спешку в постановке такой темы, как «Иван Грозный».
У фильма пытались ужать финансирование, режиссера заставляли сократить общий метраж картины. В ответ Эйзенштейн засыпал все инстанции телеграммами, жаловался на бездушных чиновников, требовал нужное количество пленки. В результате коробки с готовой версией первой серии, которая посвящена 18 годам правления Ивана Грозного, до введения опричнины в 1565 году, он везет в Комитет по кинематографии 7 декабря 1944 года. 31 декабря члены комитета подписывают документы о приемке «Ивана Грозного». А уже 16 января 1945 года картину показывают в кинотеатрах военной Москвы. Можно сказать, что первую серию приняли без замечаний в авторском варианте. Съемочную группу выдвинули на Сталинскую премию.
2 февраля 1946 года в Доме кино проходит бал, в честь лауреатов Сталинской премии. Эйзенштейн не только приглашен, он председательствует на банкете, лихо танцует с актрисой Верой Марецкой. В этот момент всеобщей радости кто-то шепнул Эйзенштейну, что именно сегодня в Кремль запросили вторую серию «Ивана Грозного». Режиссер словно предчувствует недоброе. В Кремлевскую больницу его увозят прямо из Дома кино. Через полчаса после сообщения новости. У него тяжелейший инфаркт миокарда.
Рассказывают, что во время кремлевского просмотра второй сериии «Ивана Грозного» в зале боялись пошевелиться. Когда зажгли свет, Сталин отрезал: Не фильм, а кошмар. И пригрозил, что теперь возьмется за кинематографистов, а то во время войны все руки не доходили. 
Через несколько дней это уже рассказали Сергею Эйзенштейну, который продолжал находиться в больнице. Сталину не понравились, что во второй серии Иван Грозный действует недостаточно решительно, а опричники похожи на шайку дегенератов. 
Сергей Эйзенштейн просчитывает разные последствия, которые его могут ожидать за фильм, вывавший нарекания вождя народов. В один из больничных вечеров 48-летний Сергей Михайлович кладет перед собой лист бумаги и начинает писать мемуары. Он делает попытку остаться режиссером своей судьбы и принимает решение: загнать себя насмерть работой. Но отвлечься не получается: через три месяца, в сентябре 1946 года выходит постановление ЦК ВКПБ с решением о запрещении фильма. 
В постановлении Эйзенштейна причислили к тем, кто «легкомысленно и безответственно относится к своим обязанностям, недобросовестно работает над созданием кинофильмов». Среди тех, кто не побоялся его навестить в эти дни - композитор Сергей Прокофьев, которому опустошенный Эйзенштейн говорит страшную фразу «Жизнь кончена, остался лишь постскриптум». 
Чтобы избежать трагического постскриптума, по договоренности с Эйзенштейном, Николай Черкасов отправляет в Кремль Сталину письмо, в котором просит принять его и режиссера картины «Иван Грозный». Три месяца они мучительно ждут ответа. Наконец их приглашают. С Эйзенштейном Сталин практически не разговаривал, но вместо Сталина на режиссера обрушились Жданов и Молотов, которые во время беседы находились в кабинете. Они торопились высказать многочисленные претензии, упрекали великого кинематографиста, что Грозный получился неврастеником, конечно, он был очень жестоким, говорили они, но нужно показать советскому зрителю, почему необходимо быть жестоким. Эйзенштейна упрекали, что он очень увлекся тенями. Что много показывает бороду Грозного. И обязательно в картине у него четко должно прозвучать, для чего тирану были необходимы репрессии. 
Говорят, великий режиссер соглашался все поправить, и просил только об одном: не торопить его с переделками. 
Сталин прощался, сначала с Черкасовым, а только потом с Эйзенштейном. Прощался со словами: Помогай, Бог!
Через день, 26 февраля 1947 года газеты напечатли указ о присвоении Черкасову звания народного артиста СССР. Эйзенштейна официально никак не наградили, но ему дали понять, что он имеет право работать дальше. А в те годы это уже была высшая награда. 
На съемочную площадку Сергей Эйзенштейн больше никогда не вышел. Все время ссылался на плохое самочувствие. Правда в этот период он продолжал преподавать во ВГИКе, много писал.
Во время прощания с актером и режиссером Соломоном Михоэлсом 12 января 1948 года Эйзенштейн шепнул одному из друзей: Я следующий. 
Причиной его смерти стал новый инфаркт. Он умер с 10 на 11 февраля в своем кабинете, как говорят, протянув руку к приемнику, чтобы послушать новости. На письменном столе осталась лежать незаконченная статья об использовании цвета в кино. Режиссеру было 50 лет. 
Вторую серию «Ивана Грозного» рискнули показать только через 10 лет после смерти Эйзенштейна. Третья серия эпопеи смонтирована не была. Небольшие фрагменты, которые должны были в нее войти зрители увидели лишь в 1988 году в честь 90-летнего юбилея Сергея Эйзенштейна.

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments