lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

КАК СНИМАЛСЯ ФИЛЬМ "ВАССА"

 

    Автор: Александр Казакевич
КАК СНИМАЛСЯ ФИЛЬМ "ВАССА"
 

25 марта 1982 года Глебу Панфилову казалось, что неудачное стечение обстоятельств погубило еще не снятый им кинофильм. По крайней мере его начало. Он хотел снять ледоход на Волге. И этот ледоход должен был раздавить баржу, принадлежащую семье Железновых. Но к началу ледохода костюмы исполнителей главных ролей были еще не готовы. А потом снимать было поздно: природа съемочную группу ждать не стала. 
Чтобы не ждать целый год нового ледохода, надо было придумать что-то другое. И Глеб Панфилов придумал. Придумал пожар. Сначала Васса Железнова с управляющим и шофером смотрели как на Волге горит пароход Вассы Борисовны. Потом они должны были сесть в автомобиль и уже в салоне машины продолжить свой разговор. Но антикварный автомобиль не завелся. Панфилов махнул рукой оператору: снимай, как актеры, ожидая починки, общаются друг с другом. Потом, на монтаже, на эти кадры наложили нужный текст. Всем показалось, что картина от такого начала только выиграла.

Прежде по телевизору часто показывали кинофильм 1954 года режиссера Леонида Лукова «Васса Железнова» по пьесе Горького с Верой Пашенной в главной роли. Считалось, что так и должна выглядеть правильная Васса. Властная дама за 60, окруженная взрослыми дочерьми и приживалками разных мастей. 
Но однажды Глебу Панфилову после просмотра этого фильма  захотелось заглянуть в первоисточник, где он с удивлением прочитал, что Вассе у Горького всего 42 года, а выглядела она еще моложе. То есть на тот момент она была всего на несколько лет старше жены Глеба Панфилова и его музы Инны Чуриковой. Глебу Анатольевичу пришла идея, что через тридцать лет после фильма с Пашенной у него есть полное право по-новому взглянуть на этот образ. А дальше - больше. Панфилов поднимает документы, чтобы понять, что представляло собой русское дореволюционное купечество. Ведь для многих русский купец оставался этаким Садко в фильме Птушко. А ведь купечество - это еще и Мамонтов, Морозов, Третьяков, Щукин, Сытин. Это музеи, театры, книги, огромный деятельный труд. В архивах он читает невероятные цифры. Оказывается перед революцией в одном только Нижнем Новгороде уже было пятьдесят автомобилей, в домах - двести лифтов, заасфальтированные улицы, электричество, телефон. И Васса из таких современных людей. Окончила гимназию, по иностранному говорит, умножила капитал отца. 
7 января 1981 года Панфилов приносит на Мосфильм заявку, и поначалу у него в качестве заголовка - название известного романса «Дремлют чинары», который вполне соответствует атмосфере дома Вассы Железновой. Глеб Панфилов сам пишет сценарий. В его представлении дом главной героини - это просторное помещение, декорированное в стиле модерн.
В соответствии с модой тех лет в доме почти нет дверей. Теперь их заменили изящные перегородки. Здесь появились разные новшества, которые могут себе позволить только состоятельные люди. Гордостью картины становится лифт, передвигающийся при помощи ручного управления. У Вассы конечно же есть телефон, один из первых в городе. Ее автомобиль выписан из Парижа. Среди ее людей Пятеркин - это уже не просто лакей из бывших матросов. Это личный шофер, талантливый человек, хоть и заправляет иностранную машину самогоном. Ее Анна Оношенкова - не приживалка, она секретарь. И кабинет Вассы Борисовны в доме называют «офисом». Правда чай она по прежнему продолжает пить из двухведёрного самовара. Но самое главное, впервые с 1936 года, когда Вассу на театральной сцене сыграла сначала Фаина Раневская, а потом Серафима Бирман, зашел разговор о ее сердце, о ее душе. 
На дочерей Вассы (Ольга Машная и Яна Поплавская) создатели фильма тоже взглянули свежим взглядом. Впервые за все постановки в театре и кино - это не перезрелые тридцатилетние невесты, а юные создания шестнадцати-восемнадцати лет. Внука Вассы сыграл сын Глеба Панфилова и Инны Чуриковой Иван. 
Трагедия Вассы тоже зазвучала по-другому. Ведь теперь умирает не пожилой, пришедший к своему рубежу человек, а женщина в рассвете сил, умирает явно преждевременно. 
Актеров, которых Глеб Панфилов приглашает на пробы, он сам снимает на фотокамеру. До того, как перейти на высшие режиссерские курсы Глеб Анатольевич несколько лет учился на операторском факультете ВГИКА. Поэтому он всегда сам знает, как должен выглядеть кадр, что в нем лишнее и каким должно быть освещение. Особенно для него важно сделать групповой фотопортрет, чтобы сразу увидеть каждого артиста вместе с исполнителями других ролей. 
Сыгравший роль мужа Вассы Сергея Петровича Железнова Вадим Медведев снимался у Панфилова раньше в картине «Прошу слова» в роли архитектора. Тогда он всех поразил своей основательностью. Он просто въедался в каждую деталь, выстраивая свою роль. И даже заставил режиссера более внимательно присмотреться к этому второстепенному персонажу. Поэтому, в поиске Железнова Панфилов сразу вспомнил о Медведеве. Здесь от актера как раз требовался безупречно четкий рисунок роли. 
Выбор Валентины Теличкиной на роль Анны Оношенковой стал неожиданностью. Все привыкли, что эта актриса создает образы полные сердечного тепла, умеющие любить и сострадать. Здесь же ее героиня человек опасный, тихий хищник. Валентина Ивановна уже играла прежде у Глеба Панфилова в фильме «Начало» подругу героини Инны Чуриковой, Паши. Здесь она уже не подруга, а доверенное лицо. Она первой узнает о планах Железновой. С ней Васса Борисовна вечерами распивает чаи у самовара. Но именно Оношенкова не приносит чай своей хозяйке, когда та в первый раз почувствовала себя плохо. А после смерти Железновой она подменяет собой скончавшуюся хозяйку, занимая ее место и в кабинете, и в доме. Даже внешне она становится как Васса. Но у нее абсолютно другой масштаб. И в этом горьковская правда: мелкие но хваткие люди вытесняют более ярких, не спускают им с рук ни малейшей оплошности и бесцеремонно подменяют их собой. 
Роли Рашель не было в первом варианте пьесы Горького «Васса Железнова». Она появилась только в редакции 1935 года. Теперь тема революционных веяний зазвучала жестче. Партийное руководство страны потребовало, чтобы писатель более ярко показал обострение классовых противоречий, грядущую смену эпох. Режиссер хотел найти актрису, которая по типажу, изяществом и утонченностью напоминала бы Беллу Ахмадулину. Кто-то из коллег посоветовал ему посмотреть актрису Валентину Якунину, которая несколько лет назад до этого окончила ГИТИС. И это было стопроцентным попаданием. Решительную и яркую Рашель в исполнении Валентины Якуниной все сразу запомнили. Но как и ее героиня в фильме «Васса», в реальной жизни в середине девяностых годов актриса уехала из нашей страны. 
В сценарии Глеба Панфилова был один эпизод, от которого из-за метража картины пришлось отказаться. Брат упрекает сестру, что на месте дома он в детстве землянику собирал, здесь яблони росли, а она все вырубила. Получается, что у Вассы Железновой был свой Вишневый сад, который она сама приказала уничтожить, чтобы построить этот роскошный дом. Ведь Васса Борисовна хочет идти в ногу со временем, не отстать от моды. Она получает то, что престижно, но трагически теряет все, что по-настоящему важно. 
Фильм Глеба Панфилова мосфильмовское руководство очень хорошо принимает. Фактически не было никаких ситуаций, чтобы режиссеру не пошли навстречу. Только когда он, уже поменяв название с «Дремлют чинары» на «Васса Железнова», решил сделать еще короче и оставить лишь имя героини, были некоторые возражения. В процессе работы ему даже удалось убедить всех, что фильм не утратит динамики и зрелищности, если его сделать двухсерийным. 
Тогда, в начале восьмидесятых казалось, что крепкий режиссер с сильной командой приступает к экранизации политически верного произведения, в центре внимания которого исторический момент наивысшего подъема российского капитализма перед самой его гибелью. Но буквально через несколько лет в нашей стране тема масштаба российских предпринимателей снова станет актуальной. Снова настанет время экономических перемен, промышленных переворотов, деловых людей, начала и конца капиталистических династий. Это подарит картине «Васса» новое современное звучание. 
На тринадцатом московском кинофестивале в 1983 году картина Глеба Панфилова «Васса» получает один из трех золотых призов. А через два года в 1985-м съемочная группа «Вассы» удостаивается Государственной премии. 
Заканчивается фильм планами парохода, идущего по Волге на фоне города. Это уже 80-е годы 20 века. Сейчас этот город называется Нижний Новгород, а в год съемок символично носил имя писателя Горького. 
Пароход, который снимали в фильме "Васса", настоящий, построен до революции в 1914 году на Сормовском Заводе в Нижнем Новгороде по заказу пароходного общества "Самолет". Первоначальное название - Великая Княжна Ольга Николаевна. В 1917 году переименован в "Володарский". В 1990 году его прОдали частной фирме с условием восстановления. Говорят, одно время он работал как ресторан. В 2000 году судно по неустановленной причине сгорело и его разобрали на металл.

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments