lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

РОСТИСЛАВ ПЛЯТТ: СОВЕСТЬ СОВЕТСКОГО КИНЕМАТОГРАФА

Автор - ЕЖИЧКА. Это цитата этого сообщения
♥ღ♥Ростислав Плятт: совесть советского кинематографа♥ღ♥

157068229 (458x700, 225Kb)
Если бы Ростислав Плятт сыграл на киноэкране всего одну роль - пастора Шлага, он и тогда вошел бы в историю советского кино как создатель самого нравственного образа на экране. Но было бы весьма затруднительно играть такого героя тому, кто не был совестлив и благороден в реальной жизни...

Детские годы

Ростислав Плятт родился 30 ноября 1908 года в Ростове-на-Дону. Его отец, поляк Иван Плятт, был адвокатом. Мама Зинаида Павловна Закаменная была украинкой из Полтавы. В 1909 году отец по совету врачей перевез семью в Кисловодск, поскольку Зинаида Павловна страдала болезнью легких. Когда она умерла, Ростислав с отцом в 1916 году переехали в Москву, хотя бабушки Ростислава хотели, чтобы он рос либо в Украине, либо в Польше.
">
«Мне рассказывали, что у моей колыбели сходились две бабки: Жозефина Феликсовна, мать отца, и Александра Лукинична, мамина мать, - и начиналась тихая битва, - вспоминал Плятт. - Одна следила, чтобы дитя не усвоило ничего из хохлацкой речи, другая, наоборот, охраняла ребенка от всяких полонизмов. Успеха добились обе: когда я вырос, выяснилось, что я не знаю ни одного языка, кроме русского».
С будущей профессией Ростислав, как гласит семейная легенда, определился в пять лет, когда отец повел его на цирковое представление. Мальчик настолько искренне сопереживал одному клоуну и негодовал по поводу хитростей другого, целиком и полностью уйдя с головой в происходившее на манеже, что в какой-то момент не выдержал и закричал: «Вы что, не видите, что он вас обманывает?» Отец был доволен: он увидел, что его сын способен к состраданию и сочувствию.

В школе Ростислав посещал драмкружок, а вскоре поступил в театральную студию Юрия Завадского. Выйдя на театральные подмостки, Ростислав придумал себе псевдоним, который вписал в паспорт. Ему всегда казалось, что в фамилии Плят есть какая-то незавершенность, и он добавил вторую букву т, а заодно изменил и отчество с Ивановича на Яновича. Юный артист был уверен, что Ростислав Иванович звучит некрасиво, зато имя Ян больше подходит его отцу-поляку. Нужно сказать, что Иван Плят совершенно спокойно отнесся к собственному переименованию и «усовершенствованию» фамилии.

Актер «второго плана»

В 1936 году Плятт вместе с театром Завадского переехал в Ростов-на-Дону из-за отсутствия подходящего помещения в Москве. В Ростове Плятта очень любили. Особенно сложно было достать билеты на спектакли, где он играл в дуэте с Верой Марецкой - супругой режиссера Юрия Завадского.

В 1938 году Плятт вернулся в Москву, поработал в Московском театре драмы, а в 1943-м вернулся к Завадскому и больше не уходил из театра имени Моссовета.

За долгие годы работы он выступал в самых разных по масштабу и жанрам ролях. С каждым годом в искусстве Плятта все значительнее определялась психологическая разработка персонажей. Но пожалуй, вершиной его сценической деятельности в 1960-х годах стал образ старика Купера в спектакле «Дальше - тишина», где он сыграл в дуэте с блистательной Фаиной Раневской.

Плятту исполнилось 30 лет, когда он начал сниматься в кино. Благодаря эпизодической роли в популярном детском фильме «Подкидыш», исполненной в 1939 году, актер сразу стал известным. Он добился признания, играя в кино роли второго плана.

Плятт тяготел к характерным ролям. Именно таким он был в «Весне» - худой, эксцентричный актер с яркой пластикой. Его Бубенцов был воплощением самоуверенного, непробиваемого и самовлюбленного хамства.

Со временем у Плятта изменилась внешность. Из худого юноши он превратился в грузного человека с интеллигентной внешностью и добрыми глазами. Те немногие роли, что достались ему в кино в 1960-х годах, как правило, эксплуатировали именно внешние данные, как, например, в «Деловых людях».

В 1965 году в фильме «Иду на грозу», открывшем эпоху оттепели в кинематографе, Плятт сыграл абсолютно положительного героя - советского ученого старой школы, беззаветно служащего науке и людям. Абсолютно положительным героям в советском кинематографе катастрофически не везло с воплощением, но Плятт справился наилучшим образом - его герой был живым и настоящим. В 1970 году в фильме «Судьба резидента» он без всякого грима, на той же самой интеллигентной благообразной внешности, на тихом голосе, мягкой манере говорить показал умного, неброского и исключительно мерзкого героя.

Но самый известный персонаж Ростислава Плятта - это скромный пастор Шлаг из «Семнадцати мгновений весны». Эта роль была по-своему уникальна: второстепенному персонажу уделили очень много времени для понимания его внутреннего мира. Герой оказался совершенно новым для советского зрителя. Это был первый положительный образ священника в советском кинематографе, причем абсолютно положительный, звучащий однозначно, как камертон совести. И в первую очередь он получился таким не по задумке сценариста, а благодаря мастерству Ростислава Плятта. За роль в «Семнадцати мгновениях весны» актер уже при Юрии Андропове был награжден орденом Октябрьской революции.
Всего Ростислав Плятт снялся примерно в четырех десятках картин, работал на радио, озвучивал мультфильмы. Его последней работой стала роль в фильме «Визит к Минотавру». На съемках Плятт сломал шейку бедра и в связи с травмой стал намного реже играть в театре.
«Я предлагал ему спектакль, где главную роль можно сыграть сидя, - вспоминал режиссер Павел Хомский. - Но Плятт мне ответил: «А как же я на поклоны выйду?» Он ужасно не хотел огорчать зрителей своим нынешним видом, перестал выходить из дому, что, мне кажется, ускорило его уход из жизни».
Ростислав Плятт скончался 30 июня 1989 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Детей у него не было, его супруга умерла раньше него.
В последний путь актера провожали его коллеги, для которых он навсегда остался образцом удивительной честности перед собой и самоотверженной преданности актерскому делу. А еще ироничным, благородным, интеллигентным человеком, любившим пошутить над другими актерами и посмеяться над собой.

Из воспоминаний о Плятте

Режиссер Павел Хомский вспоминал: «Ростислав Янович рассказывал мне, как в конце 1930-х годов он на спор голый купался под стенами Кремля. Вы можете себе представить, как это было опасно в ту пору?! Его, конечно же, арестовала милиция, было заведено дело. Но поскольку в это время фильм «Подкидыш» уже вышел на экраны и Плятт стал популярным артистом, то его из милиции выпустили, но исключили из профсоюза. Как ни странно, это не отбило у него желания хулиганить в дальнейшем...
А еще он часто соревновался с Никулиным, поскольку жил с ним в одном доме. Однажды Плятт, возвращаясь со спектакля, увидел, что машина Никулина очень грязная. И он пальцем на ней написал: «Помой машину, дурак». В 2 часа ночи в квартире Плятта раздался телефонный звонок. Плятт взял трубку, в ней - голос Никулина: «Машину помыл, сам дурак».

В одном из спектаклей в 1950-х годах Ростислав Плятт, игравший важного начальника, должен был пройти из кулисы в кулису по авансцене, приподняв шляпу и приветствуя выстроившихся лицом в зал подчиненных. Зритель видел только затылок Плятта, а остальные актеры были обращены в зал лицом. Когда он снял шляпу, его коллеги увидели на его лбу надпись - нецензурное слово. Актерам было сложно удержаться от хохота...

Одно время в парикмахерских, ресторанах, банях СССР висели объявления: «Чаевые оскорбляют достоинство советского человека». И Плятт, рассчитываясь с парикмахером, неизменно приговаривал, косясь на плакат: «Обожаю оскорблять достоинство советского человека». Расплатившись и оставив щедрые чаевые, спрашивал: «Я достаточно оскорбил ваше достоинство?»

Однажды Павел Хомский стал свидетелем и такой сцены. Во время его визита к Плятту к тому зашел некий инструктор из ЦК. Он просил Ростислава Яновича подписать письмо с требованием, чтобы Солженицын выехал из СССР. И Хомский думал: «Как же Плятт сейчас поступит? Ведь если откажет, его пригласят куда следует, начнется политический скандал». Но Плятт и бровью не повел, а сказал этому чекисту: «Пожалуйста, привезите мне «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича». Я почитаю и, если они действительно окажутся мерзкими, тогда подпишу». Инструктор исчез и больше не появлялся.

Ростислав Плятт считал, что существует только одна национальность в мире - хороший порядочный человек. Однажды, когда ему рассказали о подлости, совершенной одним большим театральным чиновником, Плятт поразился: «Как он может так жить?»

К театру Ростислав Плятт относился предельно строго. Ему не раз предлагали взять студенческий курс в ГИТИСе или поставить спектакль. Но он отвечал: «Это не для меня, я в театре — солдат».

Марина Белая
http://dnews.donetsk.ua/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments