lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

НЕ ВЕРЯЩАЯ В СЛЕЗЫ, ФИЛЬМЫ О МОСКВЕ

 

 

280 450
"Я шагаю по Москве"
Москва – никуда не денешься – столица нашей родины. Здесь происходит всё самое интересное, сюда стремятся попасть тысячи, если не миллионы жителей других городов; в Москве снимается и большинство отечественных кинокартин. И зачастую сам город выступает полноправным персонажем, а то и главным героем того или иного фильма.

Самый тёплый и светлый фильм о Москве – это, конечно, "Я шагаю по Москве" Георгия Данелии (1963). Разгар хрущёвской оттепели, советские звездолёты уже вовсю бороздят просторы Вселенной, подросло целое послевоенное поколение парней и девушек, строящих светлое будущее весело, с огоньком, с азартом.

Можно на всю улицу заводить пластинки с уроками английского, чтобы потом с грехом пополам объяснять заблудившимся иностранцам, как проехать в Третьяковку. Можно рисовать в паркелошадь и гипнотизировать чудаковатого прохожего, а потом состязаться в остроумии с добродушными милиционерами. Можно c самой собой кружиться в вальсе, не боясь, что тебя примут за сумасшедшую лишь потому, что у тебя всё хорошо.

Это Москва – молодая, романтичная, искренняя, дурашливая, наивная, мечтающая, влюбляющаяся, дышащая воздухом свободы. Нынешняя молодёжь смотрит эту бессюжетную кинозарисовку и недоумевает, как такое возможно – никто никого не убил, не ограбил, а работать простым метростроевцем, оказывается, было очень даже почётно.
 




Да, как и любой другой фильм, "Я шагаю по Москве" – немножко сказка, но сказка очень душевная и в некотором роде полезная – учит не стесняться проявлять положительные эмоции и делиться своими маленькими радостями с окружающими.

Приятной опереточностью веет ещё от одной чисто московской картины – "Покровских ворот" Михаила Козакова (1982). Тут уж в пляс пускаются все – от юного шалопая Костика и прелесть какой дурочки Людочки-Милочки до амбициозного аристократа-алкаша Велюрова и трогательнейшего инфанта Хоботова. Москва коммунальная – дружный и весёлый муравейник, в котором даже склочничают как-то по-доброму, забавы ради.

630 260
"Покровские ворота"

Но сказки бывают и не столь радужными. Москва – город огромный, сложный, живущий по своим законам. Фильмы о провинциалах, приехавших покорять Москву – особый жанр, чаще всего трагикомический. Интересно наблюдать, как меняется московский быт и нравы москвичей в зависимости от той или иной эпохи.

Деревенская бабёнка Фрося Бурлакова из "Приходите завтра" (режиссёр Евгений Ташков, 1963) всё-таки подкупила шестидесятническую московскую интеллигенцию, приветствующую всё новое и неординарное, своей простоватостью и недюжинным талантом.

А героине Ирины Муравьёвой из фильма "Карнавал" (режиссёр Татьяна Лиознова, 1981) попасть в рай с кондачка уже не удаётся. Брежневская Москва холодна, апатична, замкнута, труслива; поэтому лишь в цыганском таборе белорусская девчушка, грезящая о большой сцене и придумавшая искромётный номер с лёгким стриптизом ("Позвони мне, позвони…"), чувствует себя комфортно.
 
 
Ленты "Попса" Елены Николаевой (2005) и "Глянец" Андрея Кончаловского (2007) отражают уже современную действительность – граждане чётко делятся на "звёзд" и лузеров, всё покупается и продаётся, ради наживы можно переступить абсолютно любую черту. На людей добрых и честных смотрят как на идиотов. И – гламур, гламур, да здравствует гламур!

630 260
"Москва слезам не верит"

Наиболее удачным из этой категории картин можно назвать фильм Владимира Меньшова"Москва слезам не верит" (1979), в котором сочетаются Москва старая, гостеприимная, расхлябанная, открытая к диалогу (пусть даже на уровне кухонных попоек), и Москва новой формации – жёсткая, непримиримая, снобистская.

При всей своей "мыльности" у ленты есть одно несомненное достоинство – Меньшову удалось наглядно показать, как Москва методично, год за годом, шаг за шагом, ломает человеческие судьбы, подминает под себя чужаков, отбрасывает на обочину тех, кто не умеет приспосабливаться, и, в конце концов, щедро одаривает победителей этой безумной гонки на выживание.

Москва растёт, развивается, бурлит, наверняка, мы ещё увидим о ней немало достойных и интересных картин.
 
 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments