"Я шагаю по Москве"
Москва – никуда не денешься – столица нашей родины. Здесь происходит всё самое интересное, сюда стремятся попасть тысячи, если не миллионы жителей других городов; в Москве снимается и большинство отечественных кинокартин. И зачастую сам город выступает полноправным персонажем, а то и главным героем того или иного фильма.
Самый тёплый и светлый фильм о Москве – это, конечно, "Я шагаю по Москве" Георгия Данелии (1963). Разгар хрущёвской оттепели, советские звездолёты уже вовсю бороздят просторы Вселенной, подросло целое послевоенное поколение парней и девушек, строящих светлое будущее весело, с огоньком, с азартом.
Можно на всю улицу заводить пластинки с уроками английского, чтобы потом с грехом пополам объяснять заблудившимся иностранцам, как проехать в Третьяковку. Можно рисовать в паркелошадь и гипнотизировать чудаковатого прохожего, а потом состязаться в остроумии с добродушными милиционерами. Можно c самой собой кружиться в вальсе, не боясь, что тебя примут за сумасшедшую лишь потому, что у тебя всё хорошо.
Это Москва – молодая, романтичная, искренняя, дурашливая, наивная, мечтающая, влюбляющаяся, дышащая воздухом свободы. Нынешняя молодёжь смотрит эту бессюжетную кинозарисовку и недоумевает, как такое возможно – никто никого не убил, не ограбил, а работать простым метростроевцем, оказывается, было очень даже почётно.
Это Москва – молодая, романтичная, искренняя, дурашливая, наивная, мечтающая, влюбляющаяся, дышащая воздухом свободы. Нынешняя молодёжь смотрит эту бессюжетную кинозарисовку и недоумевает, как такое возможно – никто никого не убил, не ограбил, а работать простым метростроевцем, оказывается, было очень даже почётно.
Да, как и любой другой фильм, "Я шагаю по Москве" – немножко сказка, но сказка очень душевная и в некотором роде полезная – учит не стесняться проявлять положительные эмоции и делиться своими маленькими радостями с окружающими.
Приятной опереточностью веет ещё от одной чисто московской картины – "Покровских ворот" Михаила Козакова (1982). Тут уж в пляс пускаются все – от юного шалопая Костика и прелесть какой дурочки Людочки-Милочки до амбициозного аристократа-алкаша Велюрова и трогательнейшего инфанта Хоботова. Москва коммунальная – дружный и весёлый муравейник, в котором даже склочничают как-то по-доброму, забавы ради.
"Покровские ворота"
Но сказки бывают и не столь радужными. Москва – город огромный, сложный, живущий по своим законам. Фильмы о провинциалах, приехавших покорять Москву – особый жанр, чаще всего трагикомический. Интересно наблюдать, как меняется московский быт и нравы москвичей в зависимости от той или иной эпохи.
Деревенская бабёнка Фрося Бурлакова из "Приходите завтра" (режиссёр Евгений Ташков, 1963) всё-таки подкупила шестидесятническую московскую интеллигенцию, приветствующую всё новое и неординарное, своей простоватостью и недюжинным талантом.
А героине Ирины Муравьёвой из фильма "Карнавал" (режиссёр Татьяна Лиознова, 1981) попасть в рай с кондачка уже не удаётся. Брежневская Москва холодна, апатична, замкнута, труслива; поэтому лишь в цыганском таборе белорусская девчушка, грезящая о большой сцене и придумавшая искромётный номер с лёгким стриптизом ("Позвони мне, позвони…"), чувствует себя комфортно.
Деревенская бабёнка Фрося Бурлакова из "Приходите завтра" (режиссёр Евгений Ташков, 1963) всё-таки подкупила шестидесятническую московскую интеллигенцию, приветствующую всё новое и неординарное, своей простоватостью и недюжинным талантом.
А героине Ирины Муравьёвой из фильма "Карнавал" (режиссёр Татьяна Лиознова, 1981) попасть в рай с кондачка уже не удаётся. Брежневская Москва холодна, апатична, замкнута, труслива; поэтому лишь в цыганском таборе белорусская девчушка, грезящая о большой сцене и придумавшая искромётный номер с лёгким стриптизом ("Позвони мне, позвони…"), чувствует себя комфортно.
Ленты "Попса" Елены Николаевой (2005) и "Глянец" Андрея Кончаловского (2007) отражают уже современную действительность – граждане чётко делятся на "звёзд" и лузеров, всё покупается и продаётся, ради наживы можно переступить абсолютно любую черту. На людей добрых и честных смотрят как на идиотов. И – гламур, гламур, да здравствует гламур! |
"Москва слезам не верит" |
Наиболее удачным из этой категории картин можно назвать фильм Владимира Меньшова"Москва слезам не верит" (1979), в котором сочетаются Москва старая, гостеприимная, расхлябанная, открытая к диалогу (пусть даже на уровне кухонных попоек), и Москва новой формации – жёсткая, непримиримая, снобистская.
При всей своей "мыльности" у ленты есть одно несомненное достоинство – Меньшову удалось наглядно показать, как Москва методично, год за годом, шаг за шагом, ломает человеческие судьбы, подминает под себя чужаков, отбрасывает на обочину тех, кто не умеет приспосабливаться, и, в конце концов, щедро одаривает победителей этой безумной гонки на выживание.
Москва растёт, развивается, бурлит, наверняка, мы ещё увидим о ней немало достойных и интересных картин.
При всей своей "мыльности" у ленты есть одно несомненное достоинство – Меньшову удалось наглядно показать, как Москва методично, год за годом, шаг за шагом, ломает человеческие судьбы, подминает под себя чужаков, отбрасывает на обочину тех, кто не умеет приспосабливаться, и, в конце концов, щедро одаривает победителей этой безумной гонки на выживание.
Москва растёт, развивается, бурлит, наверняка, мы ещё увидим о ней немало достойных и интересных картин.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Comments