lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Category:

БАСТЕР КИТОН. САМЫЙ СЕРЬЕЗНЫЙ КОМИК

 

280 420
Wikimedia Foundation 
4 октября исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося американского комического киноактера Бастера Китона.

Мама его играла на саксофоне, папа делал сальто, и оба были очень неплохие комедийные актеры, создавшие веселое разъездное шоу "Три Китона". Третьим был их маленький сын. 

Сниматься в кино он начал в 1917-м, сыграв по приглашению толстого комика Р.Арбэкля (Фатти) роль в фильме "Мальчик из мясной лавки".

 

Согласно подписанному контракту, Китон никогда не смеялся не только в фильмах, но даже в кафе, ресторанах, поездах, в магазине, на улицах и прочих общественных местах.


Эта с выдающейся точностью найденная "экранная маска" и сделала его одним из самых знаменитых комиков ХХ века, поднявшимся в свете кинопроекционного аппарата выше самого Гарри Ллойда и приблизившегося по масштабу к Чарли Чаплину

Он изображал на экране человека маленького и слабого. И внешне совсем не смешного. Что же смешного в том, что маленький и слабый человек попадает под дождь и, лишь вымокнув до нитки, раскрывает зонтик? И не так уж смешно, когда он с невозмутимым видом сидит за столом вместе со своими потенциальными убийцами, как это случилось в фильме "Наше гостеприимством", или останавливает тяжелый паровоз в одном метре от пропасти, как это произошло в картине "Генерал". Нет в этом ничего смешного, кроме того, что это… невероятно смешно и пародийно. И это же – замечательно. На глазах изумленных зрителей Китон остановил не просто железный паровоз, а показал, что есть и должен быть выход из самых безвыходных положений. А так как все приключения происходили во время войны Севера и Юга, то головокружительные события в "Генерале" тем более представляются остроумной пародией на военно-патриотический боевик.

Герой Китона побеждает абсурдную, безумную реальность почти всегда. В фильме "Дом с привидениями" он смело преодолевает свой страх перед привидениями и сдает их полиции: все "потусторонние существа" оказываются банальными мошенниками и грабителями. В той же картине он борется с деньгами, в буквальном смысле прилипающими к его рукам, и выходит победителем из этого сражения, хотя и не очень понятно, каким образом удается ему избавиться от слишком прилипчивых денежных купюр.

280 400
Wikimedia Foundation 
По всем фильмам Китона расставлены сотни мелких, средних и крупных ловушек, и в них непрерывно попадает небольшой неулыбающийся человек. Эти ловушки разного рода. От нелюбимой жены, способной натравить на него всех своих идиотов-родственников ("Родственники жены"), до кабины лифта, вылетающего через крышу ("Невезение") и уносящего в небеса крупного и злого врага печального героя. От лошади, отвечающей на телефонные звонки ("Полицейские"), до родного отца, не понимающего тонкую душу сына ("Пароходный Билл"). Но основная и самая безжалостная ловушка – сама жизнь со всем ее непрекращающимся абсурдом. Преодолеть ее так же непросто, как сложнейшего устройство "Электрического дома" (одноименный фильм) и нужно, скорее, вписаться в нее, оставив позади все, что этому мешает, и выйти на светлую дорогу любви к какой-нибудь милой девушке.

Вот тут-то, собственно, и кроется выдающийся парадокс его творчества, проникнутого иронией, столько же горькой и тонкой, словно выражение лица Джозефа Фрэнсиса, известного нам под именем Бастер Китон. Того самого Джозефа, который в шестимесячном возрасте упал с лестницы и чудом остался в живых. Потом он пережил несколько пожаров, наводнений, железнодорожных катастроф, землетрясений. Однажды, сунув руку в машину для отжима белья, он размозжил палец. В тот же день смерч, ворвавшийся в комнату, подхватил его и, вытянув из окна верхнего этажа многоэтажного дома, опустил плавно на землю. Тогда родители приняли решение: на сцене в шоу "Три Китона" маленький Джозеф будет в большей безопасности, чем один дома. И это решение было правильным: появление Джозефа в одежде, до мелочей копировавшей костюм отца, вызывало гомерический хохот в зале. А когда он без всякой улыбки вставал и говорил: "Простите, я упал!", зал взрывался аплодисментами и новыми приступами хохота.
 
 
 
310 350
Wikimedia Foundation 
Через двадцать лет эпоха Великого Немого кончилась, и наступила эпоха Великого Звукового. В новую эпоху комик с неулыбающимся лицом так и не вписался, несмотря на то, что продолжал сниматься в кино и снялся даже в таких сверхизвестных фильмах как "Огни рампы" Чарли Чаплина и "Этот безумный, безумный, безумный мир" Стэнли Крэймера. "Вместе с немой пантомимой, после безнадежной борьбы и неоднократных попыток “приспособиться”, исчез с экранов один из ведущих комиков мирового кино— Бастер Китон", - с горечью напомнил польский историк кино Ежи Теплиц.

За год до ухода из жизни самый серьезный комик из всех самых-самых получил специальную премию "Оскар".

За выдающийся вклад в киноискусство и не менее выдающийся – в борьбу с абсурдистской реальностью и реальностью абсурда.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments