lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

ПОЙДЗЬМЫ ДО КИНА. ЛЕГЕНДЫ ПОЛЬСКОГО ЭКРАНА


"Ва-банк" 

Польское кино в России знают и любят. Пожалуй, самым популярной у нас лентой, вернее, кинодилогией, остаётся "Ва-банк" (1981) и его продолжение "Ва-банк-2, или Ответный удар" (1985). Эти озорные гангстерские комедии о благородном "медвежатнике" Квинто и жадном и жестоком банкире Крамере поставил "польский Гайдай" Юлиуш Махульский. Он же и автор самой скандальной картины, выпущенной в отечественный прокат за всю историю существования СССР.

Речь идёт об эротической антиутопии "Секс-миссия", которая у нас вышла под завлекательным, но благопристойным названием "Новые амазонки" (1983). И хотя советские цензоры усердно поработали ножницами, обнажённая женская грудь в кадре всё-таки периодически мелькала.

Зрители занимали очередь в кассы чуть ли не с ночи – можете представить себе такое в наше время? А дети, не достигшие 16 лет и к просмотру ленты не допускавшиеся, изобретали разные хитроумные способы прикоснуться к запретному плоду – приходили в кинотеатр утром на мультики и весь день прятались под сиденьями, отвлекали бабушек-билетёрш, стоявших при входе в зал и т.п.


"Секс-миссия" 

Сейчас смотришь этот фильм – вполне целомудренная и безобидная комедия, довольно затянутая и не очень-то и смешная; скорее, это даже вообще не комедия, а незамысловатый маскулиннистический манифест.

По сюжету, два авантюриста мужеска пола попали в недалёкое будущее, и оказалось, что наша планета теперь населена исключительно женщинами – агрессивными и непримиримыми особями, размножающимися искусственным путём и порождающими исключительно девочек.

Бравые мужички решили восстановить мировой порядок, это у них не слишком получилось, но всё же недурственно провести время в этом "бабьем царстве" ушлым парням удалось. В эпилоге во весь экран демонстрировались мальчиковые младенческие причиндалы – мол, знай наших.

В 70-е годы у нас по телевизору крутили два, как сказали бы сейчас, культовых польских сериала о войне – взрослый "Ставка больше, чем жизнь" (1968), предтеча наших "Семнадцати мгновений весны", и детский "Четыре танкиста и собака" (1966).


мультсериалы "Рекс" и "Лёлек и Болек" 

Пару лет назад польские власти запретили показ "Четырёх танкистов и собаки", сочтя сериал "просоветским". Кто-то из оппозиционеров пошутил, что братья Качиньские, президент и премьер-министр Республики Польша, запретили "Танкистов", потому что эта история о неунывающих бойцах и их верном псе нравилась детям куда больше мутноватой сказки "Те двое, что украли луну" (1962), в которой политики-близнецы снялись в нежном возрасте. Хорошо хоть рука не поднялась лишить поляков их святая святых – "коммунистических" мультсериалов "Рекс" и "Лёлек и Болек", на которых воспитано уже не одно поколение ребятни со всей Европы.

Большой интерес у синефилов всегда вызывал и польский авторский кинематограф. Живой классик Анджей Вайда ("Пепел", 1965; "Пан Тадеуш", 1999) в прошлом году вынес на суд зрителей пронзительную драму "Катынь" о семьях польских офицеров, расстрелянных по приказу Берии.

"Пан Володыевский" 

Его ученик Кшиштоф Кесьлевский последние годы жизни работал во Франции, успешно соединив традиции польского и французского кино ("Три цвета: Красный, Белый, Синий", 1993-1994). Другой Кшиштоф, ныне здравствующий Кшиштоф Занусси ("Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путём", 2000), всегда желанный гость на различных международных кинофестивалях, часто приезжает в Россию давать нашим ВГИКовцам мастер-классы.

А Ежи Гофман ("Пан Володыевский", 1968; "Огнём и мечом", 1999) по праву признан одним из лучших в мировом кино постановщиком масштабных исторических полотен.

Если молодые польские актёры у нас почти не известны (разве что модель и актриса Изабелла Скорупко, игравшая в тех же "Огнём и мечом"), то имена таких мэтров, как Даниэль Ольбрыхский, Ежи Штур или Беата Тышкевич по-прежнему на слуху.


Барбара Брыльска 

Ну а главной "звездой" Речи Посполитой, получившей постоянную прописку в нашем кинематографе, стала Барбара Брыльска, недавно исполнившая маленькую, но запоминающуюся роль няни Колчака в историко-мелодраматическом блокбастере "Адмиралъ".

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments