lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

БАЛЕРИНА АВДОТЬЯ ИСТОМИНА- РОКОВАЯ ЖЕНЩИНА

Автор - БлОнДа_Т_777. Это цитата этого сообщения
Балерина Авдотья Истомина - роковая женщина

 

 
 
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой, касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух, из уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

А.Пушкин "Евгений Онегин"

Кто же она такая? На этот вопрос сама Дуня никогда не могла ответить.
Когда ей было 6 лет, какой-то неизвестный музыкант-«флейтщик» привел ее в театральное училище.
 
">


В списках театральной конторы ее записали дочерью спившегося полицейского прапорщика Ильи Истомина, девочка его не помнила, знала только, что мама ее  умерла. В театральном училище учили всему: петь, танцевать, декламировать стихи и играть роли. По окончании обучения кто-то шел в певцы, кто-то – в драматические актеры. Дуня стала «танцоркой». Но не простой! Еще в училище она участвовала в балетных постановках, да так удачно, что сразу же, минуя традиционный для выпускниц кордебалет, была признана не просто балериной – первой танцовщицей,что вызывало страшную зависть среди других менее удачливых балерин.Волшебница танца,чаровница,прелестница - она первая на российской сцене стала на пуанты,создавая впечатление неземной воздушности!
Но виртуозность её танца — лишь одна из сторон её большого, многогранного таланта. Превосходная комедийная актриса,она создаёт великолепные образы и в водевилях ,пленяя богатством своей мимики,точностью жеста,глубиной проникновения в образ.
Балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» навеки соединил имена Пушкина, Истоминой и Дидло. Постановки новатора балета - француза Шарля Дидло всегда были крупными событиями в петербургской жизни. Но этот новый балет приняли особенно горячо и восторженно — для общества он был тесно связан с именем опального Пушкина. А Истомина, казалось, была создана для образа Черкешенки.
Легендарной славой овеяна эта роль в творчестве балерины. В «Кавказском пленнике» она была настолько «восточной», так был созвучен национальному колориту её внешний облик, что долгое время ходили слухи, будто она — черкешенка по происхождению.

Ах,злые языки страшнее пистолета!

И разве справедлив упрек, который она однажды нечаянно услышала: «Представляешь, –шептались за кулисами, – год с небольшим на сцене, а уже прыткая какая! Постановщик Дидло ее обожает, весь зал только ей и хлопает, цветы корзинами несут, так теперь ещё и покровители к ней валом повалили. А она – нос воротит! Не хочу, говорит, ни у кого быть на содержании. Да кто она такая, чтоб богатых поклонников отвергать?А уж на квартире  у нее с утра до вечера дым коромыслом – поклонники, почитатели. И сама она – все по званым вечерам да по балам с маскарадами!» Хорошо бы по балам да маскарадам! Хотя им она
предпочитала литературные салоны. Только когда все успеть? В театре утром и днем репетиции, вечером спектакли, на Дуне же почти весь репертуар. Конечно, и повеселиться хочется. Кому не хочется в
восемнадцать-то лет?  И что плохого в поклонниках? Разве она виновата, что хороша собой? Разве сама сказала, что у нее черные огненные глаза и необыкновенная легкость в движениях? Нет, так считает Александр Сергеевич Грибоедов. Он – умный, приятный, уже автор известных водевилей. Дуня любит его, как брата, ходит с ним на балы и доверяет во всем.

Танцовщица и кавалергард: «Не обещайте деве юной  любови вечной  на земле…»



Неизвестный художник. Авдотья Истомина


Ну почему все имеют право обсуждать личную жизнь актрис? Вот уже несколько месяцев Петербург судачит о том, что Истомина, у которой уйма поклонников, сделала неудачный выбор. Высший свет шокирован: офицер Шереметев заговорил как-то о неравных браках. Не себя ли с балериной Истоминой имеет в виду?!



Кавалергард  В. Шереметев


Дуэль первая. Шереметев – Завадовский: «Кавалергарда век недолог…»

Однажды после спектакля Грибоедов просит Истомину заехать к нему на чай. Он живет у друга – графа Александра Завадовского. Балерина тогда временно жила у подруги,поссорившись в очередной раз с ревнивым  Васей Шереметевым.Правда, этот Завадовский, известный ловелас, давно пытается приударить за Истоминой. Но ведь там будет Грибоедов, почти брат. Попьют втроем чайку всего-то. Васе это, конечно, не понравится. Но будет знать! Истомина тайком пересела из театральной кареты в сани, присланные Завадовским. Кто мог знать, что ослепленный безумной ревностью Шереметев увидит это, притаившись за аркой гостиного двора? Кто мог предположить, что он бросится к своему ближайшему приятелю – бретеру и забияке Якубовичу,а тот уговорит незлобивого Васю стреляться?




Тайна этой дуэли будоражила умы современников и не утихла до сих пор. Ибо четверо блестящих мужчин России дрались из-за не менее блестящей женщины– танцовщицы Авдотьи Истоминой, воспетой самим
великим Пушкиным. Дуэль оказалась уникальной – четверной и растянутой во времени. Результаты поразительны: гибель одного участника, позор другого, приход к движению декабристов третьего и… создание комедии «Горе от ума» четвертым дуэлянтом.
Двойной поединок, вошедший в историю как «дуэль четверых», начался на Волковом кладбище.

Утром Якубович передал графу Завадовскому записку от Шереметева, который требовал удовлетворения. «За танцорку Истомину я не дерусь! – беспечно ответил граф. – Она Шереметеву не сестра, не дочь и,
тем более, не жена!» Наверное, именно такой ответ и подстегнул Шереметева. Его резануло, что Завадовский не считает танцовщицу Истомину равной себе. Оскорбленный за друга, Якубович послал свой вызов,но не Завадовскому, а Грибоедову, которого считал более виноватым - сводником. Грибоедов вызов принял. Через несколько дней Шереметев, поняв, что Завадовский не будет драться из-за Истоминой, оскорбил его публично. Выведенный из себя граф выплеснул мороженое прямо в лицо Шереметеву.
И Шереметев наконец сумел его вызвать.
12 ноября 1817 года в два часа пополудни на Волковом поле началась первая дуэль – Шереметева с Завадовским. Секундантами выступали Якубович и Грибоедов. Вторая дуэль – между ними – должна была состояться после первой. Шереметев первым выстрелил раньше срока. Пуля просвистела на три вершка от уха Завадовского. Завадовский  рассвирепел. Его пуля, просвистев, вонзилась в живот Шереметева. Все разом бросились к нему.  О дуэли Якубовича и Грибоедова пришлось на время забыть.
Умирающего Шереметева привезли на квартиру к Истоминой. Так он просил. Через сутки он умер на руках у Дуни от такой же раны,что и Пушкин,ему было 27 лет.А Дуня слегла в горячке. Отец Шереметева, возмущенный «глупостию дуэли сына своего из-за танцорки»,признал его виновным в собственной смерти и лично просил императора Александра I не наказывать Завадовского.


Граф Завадовский


Завадовский был тихо отправлен за границу. Однако по возвращении друзья-офицеры не приняли его. Единственным занятием графа стала карточная игра. Он бесчестно и жестоко жульничал. В конце концов им занялась полиция. Но снова выручили родственники. Интересна и такая деталь: отец Завадовского оказался похоронен рядом с могилой Шереметева. Так что, приходя к отцу, Завадовский всегда натыкался
 на могилу убитого им кавалергарда.



Авдотья Истомина


Дуэль вторая. Якубович – Грибоедов: «Не стреляйте в пианиста…»




М. Врубель  Дуэль ( по роману Лермонтова  "Печорин")


Через пять месяцев Якубович и Грибоедов случайно встретились в Тифлисе. На Грибоедова кровавый финал дуэли повлиял роковым образом – каждую ночь ему снился умирающий кавалергард, заступившийся за честь свою и танцовщицы Истоминой,его мучило раскаяние. Но Якубович не знал об этом  и потому повторил вызов.
Место выбрали за городом. Первым выпал жребий стрелять Грибоедову. Он намеренно выстрелил мимо. «Шалишь, дружище! – засмеялся Якубович. – Ты вот музыкант, любитель играть на фортепиано – ну, больше играть не будешь!» И Якубович выстрелил в ладонь Грибоедову. Пуля задела мизинец. Позже Грибоедов разработал палец. Но играл уже очень редко. Да и не до игры стало. Появился замысел «Горя от ума».

За участие в кровавой дуэли Александр Якубович был сослан на Кавказ. Получил на Кавказе немалую известность своими лихими набегами против горцев. Именно там он понял, что пора перестать выказывать никому не нужную бесшабашную храбрость и заняться «делом». Таким делом оказались события 14 декабря 1825 года. За них он и был осужден на 20 лет каторжных работ,хотя и выступить со своим полком для ареста императорской семьи в этот день  отказался.



А. Якубович


А.С. Грибоедов был вынужден в 1818 году покинуть Петербург и отправиться в Персию секретарем дипломатической миссии. На это место мало кто зарился,но после дуэли Грибоедову не пришлось выбирать. В 1829 году он был растерзан в Тегеране обезумевшей толпой,его тело несколько дней волочили по городу, и только по сломанному мизинцу он был позднее опознан.




По «следствию о происшествии, случившемся между штаб-ротмистром Шереметевым и камер-юнкером Завадовским» были «отобраны объяснения» и от «танцорки Истоминой». Полиция пришла прямо в театр. На глазах всей труппы бедную Дуню, едва живую после случившегося, сопроводили в Контору дирекции императорских театров и продержали там дотемна. Впрочем,на отношение публики к любимой танцовщице это не повлияло. По-прежнему один ее выход на сцену гарантировал фурор. Но в жизни Истоминой произошел крутой перелом. Над кроватью ее появился медальон, подаренный когда-то Васей. И имя ее никогда уже не связывали ни с одним определенным поклонником.
Более того,она единственная из всех балерин, которая никогда не была ни у кого на содержании. Нет,она не стала затворницей – при актерской профессии это невозможно. Но ее сердце словно замерло. Сцена стала ее единственной страстью,хотя она дважды выходила замуж,но первый  муж вскоре умер от тифа,а второй - драматический актёр Павел Экунин - пережил её на несколько месяцев.
Последнее выступление Истоминой состоялось 30 января 1836 года,ей даже не дали возможность сыграть в прощальном бенефисе,она плясала русскую вместе с мужем на сцене Александринского театра, и не была приглашена в качестве педагога. А ведь ей было всего 37 лет!
 К тому времени она уже перешла на второстепенные роли и крошечное жалованье. Покинув театр, Истомина вообще удалилась от петербургского света. После эпидемии холеры 1848 года на кладбище Большой Охты появилась скромная доска: «Авдотья Ильинична Экунина, отставная актриса».
Отставная актриса!!! И даже некролог о её кончине был опубликован в "Северной пчеле" только спустя  год.
 А ведь когда-то ее звали русской богиней танца ,Терпсихорой – пленительной, очаровательной, неподражаемой. Но её имя  навсегда осталось во всех мемуарах того времени.




 


из интернета

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments