lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ И ПРИМЕТЫ НА ВОЗНЕСЕНИЕ

Автор - A-delina. Это цитата этого сообщения
Народные обычаи и приметы на Вознесение.


В этот день в облаках на востоке появляется фигура ягненка.
(Старинное девонширское поверье).


Артем Чебоха.

Если яйцо, снесённое в день Вознесения, подвесить под кровлей, оно предохранит твой дом от всякого вреда. (В начале XYI в. было распространено по всей Британии).


John Chapman.

Обильный дождь на Вознесение предвещает неурожай и болезни, в особенности у скота. Если этому знамению суждено сбыться, то после Вознесения установится хорошая погода и будет держаться до дня Св. Михаила.


Johann Baptist Sellenati

В народном календаре день Вознесения Господне был днём памяти умерших родителей и предков. Для того, чтобы умилостивить их, а также полевых духов, верующие пекли блины, варили яйца, жарили яичницу и ели все это дома и в поле, в перерывах между работой, так как праздник Вознесения совпадает с разгаром полевых работ.


Albert Ritzberger. Обед в поле.

В память Вознесения Господня пекли пироги с зелёным луком, а главное - хлебные «лесенки» (в Ярославской губернии)- большие продолговатые пироги, верхняя корка которых выкладывалась поперёк перекладинами (не более семи, так как считалось, что есть семь небес). Эти пироги приносились в церковь, и над ними совершали молебствия, после чего одна часть их отдавалась притчу, а другая – нищим. Эти пироги назывались ещё лестовками, лествицами.


Anders Zorn.

Прежде эти пироги и лесенки относили на колокольню и бросали вниз на землю. При этом, конечно, гадали о том, на какое из семи небес суждено попасть гадающему. Когда все семь ступенек оставались целы, это указывало гадальщику прямой путь на небо, и наоборот: если лесенка разбивалась в мелкие куски, то тем самым обнаруживала страшного грешника, который ни на одно из небес не годился. Позже гадание упростили до того, что лесенки бросали прямо на пол, около печи, в которой их пекли.


Илья Александрович Каверзнев.

Но обычно после обеда мужики, бабы и девки шли в поле. Там всякий у своей нивы, помолясь на все четыре стороны, бросал лесенку вверх, приговаривая: «Чтобы рожь моя выросла так же высоко». После этого лесенки съедали. В Вологодской губернии вместе с «лесенками» пекли ещё особое печенье - сочни с овсяной крупой, называемые христовыми окутками (так именовали крестьянскую обувь).


Исаак Ильич Левитан.

В ярославских селениях «молодежь выносила и ставила украшенные берёзки на межах полей, где они стояли до конца жатвы. Около них веселились, кидали вареные яйца, катались и говорили: «Уродись, рожь, чиста и высока!» Девушки и девочки-подростки Калужской губернии гурьбой отправлялись в поле со съестными припасами и там во ржи готовили себе яичницу, когда её ели, бросали вверх ложки, приговаривая: «Как высоко ложка летает, так бы высоко рожь была».


Ярцев Г.Ф.

В Ярославской губернии девушки с готовой яичницей, завязанной в платок, обходили все деревенские поля (парни ни в коем случае не допускались). Когда съедали обетное кушанье, девушки начинали кататься по траве и приговаривать: «Расти, трава, к лесу, а рожь - к овину». Под Москвой молодёжь с яйцами и блинами отправлялась в поле; каждый отыскивал свою полосу, подбрасывал яйцо три раза, потом разбивал его, откусывал от яйца и от блина по куску, а остальное зарывал в полосу, при этом говоря: «Христос, полетишь на небеси, потяни нашу рожку за колоски».


Орловский Владимир Донатович.

К Вознесению приурочивались некоторые приметы, обряды, связанные с кукушкой. Как правило, накануне Вознесения начинает колоситься жито и замолкает кукушка, отчего в народе говорили: «Кукушка подавилась житным колоском»; «И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьём зальётся, к лету за пазуху уберётся».


Аркадий Рылов.

На Вознесение совершался обряд «крещения и похорон кукушки», который продолжался от одного до трёх дней. Это был сугубо девичий обряд, никто из посторонних не должен был знать места «крещения» и захоронения кукушки. Делали кукушку из пучка травы "кукушкины слёзы", придавая ей человекообразный вид, иногда для этой цели брали просто ветку, букет, венок, иной раз шили тряпичную куклу. Кукушка-кукла из тряпок или из травы наряжалась в девичий наряд (сарафан, рубаха, платок), украшалась лентами, цветными лоскутками, бусами.


Маковский Константин Егорович.

«Крещение» кукушки происходило под берёзой, куклу сажали на ветку или ставили под деревом, покрывали платком и три раза перекрещивали. Девушки целовались, менялись крестами, бурами, платками, затем ели яйца, а скорлупки развешивали на ветках деревьев и кустов. Так называемое кумление сопровождалось специальными «кумитными песнями».


Олег Гуренков. Похороны кукушки.

Хоронили кукушку или в тот же день после кумления, или на следующий день, а то и через день. Если кукушку из травы зарывали в землю, то делали это одна-две девушки в тайном месте; если же кукушку оставляли на дереве, то здесь же все участницы обряда устраивали общий пир, пели веселые песни, после чего расходились по домам.


Орловский Владимир Донатович.

Вознесение Господня считается последним весенним праздником. «Весна о Вознесении на небо возносится – на отдых в рай пресветлый просится!»


Артем Чебоха.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments