lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Category:

КАК СНИМАЛИ ФИЛЬМ "СЕРЕЖА"

 


 
 
КАК СНИМАЛИ ФИЛЬМ "СЕРЕЖА"
 

Георгий Данелия почти не дает интервью. Однажды он прилетел на фестиваль "Кинотавр" и я мечтал сделать с ним репортаж. Но боялся подойти, потому что если один раз пошлет - второй не подойдешь. Вдруг на фестиваль приехала Галина Волчек. Попросила немного проводить ее по набережной (она одна не может и двух шагов пройти - ее сразу окружают поклонники и любопытные, уж лучше в гостинице сидеть). Пока мы шли, я ей рассказал про страх перед Данелия. Она говорит:

- Я тебе помогу. Он мне не откажет.

- Почему?

- Я никогда не хотела на экране выглядеть красавицей. Но он меня в "Осеннем марафоне" так безобразно снял, что я с ним три года не разговаривала! Мы помирились, но он с тех пор мне ни в чем не отказывает! Пойдем, он даст интервью!

И он не отказал.

Я, кстати, до сих пор не могу привыкнуть, что "Сережа" - это его фильм. Он какой-то совсем обособленный, отдельный. Это ведь откуда-то из теплого детства: "Мы едем в Холмогоры, какое счастье!" "Дядя Петя, ты дурак?" "Понимаешь,есть такое слово "надо"!" 

 

Когда фильм «Сережа» отправляли на кинофестиваль за границу в Карловы Вары, создателей картины молодых режиссеров-дебютантов Георгия Данелию и Игоря Таланкина даже не хотели вписывать в состав делегации. Для них просто не было места. В делегации и так набралось двадцать человек чиновников разных уровней. Но в конце концов, конечно не на неделю как всех остальных, а денька на три на фестиваль их все-таки отпустили. Перед поездкой даже выдали талончики в спецмагазин дефицита на пятом этаже ГУМа, чтобы молодые режиссеры приоделись перед заграницей. В результате они там радостно купили два одинаковых пальто, два одинаковых пиджака, а еще одинаковые галстуки, одинаковые береты и одинаковые чемоданы. И вот в этом всем одинаковым они получили в Карловых Варах главный приз. Когда шестилетнему исполнителю главной роли Боре Бархотову рассказали, что фильм с его участием получил хрустальный глобус он искренне ответил - это приз не только мне! Он ведь для всей съемочной группы! А ведь до победы на кинофестивале в Карловых Варах, фильм «Сережа» считался неудачей и творческим браком. Тогдашний директор Мосфильма даже с подозрением спрашивал режиссеров-дебютантов: А кто вам вообще дал разрешение на постановку? Никакого разрешения на постановку у Данелии и Таланкина могло бы и не быть, если бы авторитетное имя писательницы Веры Пановой, по повести которой они решили поставить свою картину. Им понравилась повесть, потому что там отсутствовал четкий сюжет, а вместо него открывался удивительный мир глазами маленького мальчика. С разрешения Веры Федоровны они сами написали сценарий. Но участливые редакторши Мосфильма посоветовали молодым режиссерам имя Пановой тоже вписать в авторы сценария. И были правы: увидев на заявке ее фамилию, руководство студии без лишних вопросов одобрило постановку фильма. А ведь право снимать кино по этой повести им могло и вовсе не достаться! Почти одновременно с ними с просьбой экранизировать «Сережу» к Пановой обратились режиссеры другой киностудии. И она им отказала, потому что обещала ребятам с Мосфильма. Правда ни имен ни фамилий Данелии и Таланкина она тогда вспомнить не смогла. А вот дальше надо было найти исполнителей главных ролей. Пока Георгий Данелия и Игорь Таланкин проводили кастинг пятилетних мальчиков, мосфильмовское начальство без их разрешения рассудило, что на роль Коростылева, отчима Сережи, неплохо бы подошел Сергей Бондарчук и без спроса отправило ему сценарий. В ужасе Данелия и Таланкин ехали домой к самому народному из всех народных артистов. Официально они должны были лично пригласить актера в свой фильм, а на самом деле очень надеялись, что он не станет сниматься в их маленькой простенькой картине и откажет. Ну не нужен им был никакой Бондарчук для дебюта. Но актер их хорошо принял, пригласил на чай с иностранным печеньем. Дебютанты попытались извиняться со словами: Мы конечно понимаем, что вас не может заинтересовать такая примитивная роль… Отчего же ответил Бондарчук, - сценарий мы прочитали, роли понравились. Мы с Ирочкой согласны. В этот момент Данелия поперхнулся чаем. Теперь оказывалось, что он должен снимать и актера, сыгравшего Отелло, а в роли деревенской мамы - его Дездемону Ирину Скобцеву! И назад пути не было. Бондарчук вспоминал, что поначалу перед молодыми режиссерами немного важничал и в Краснодаре даже опоздал на первый съемочный день. И вот тут столкнулся с нешуточным характером Данелии, который ему строго заметил: Как вы народный артист и могли опоздать на съемку к молодым режиссерам? Первой они снимали сцену, когда Сережа приносит домой разбитый велосипед. И каждый раз Бондарчук, увидев мальчика, почему-то радостно улыбался, а режиссеры просили, чтобы он был огорчен. Но Сергей Федорович их словно бы не слышал. Что они о нем в это время думали, он узнал в этот же день, вечером, когда отмечали его день рождения. Сергею Бондарчуку как раз исполнилось 39 лет. А проснувшись на следующее утро, Данелия не мог вспомнить, чего он такого особенного накануне наговорил и продолжал работать как ни в чем не бывало и только через двадцать один год, на своем шестидесятилетии Сергей Федорович раскрыл страшную тайну, что Георгий Николаевич тогда назвал его бездарным глупым надутым индюком. Зато режиссеры были очень довольны мальчиком, выбранным для роли Сережи - среди больше тысячи претендентов они отдали предпочтение пятилетнему сыну инженера-химика Боре Бархатову. Даже не Боре, а Борису Павловичу. Дело в том, что мальчику не нравилось, когда на съемочной площадке он слышал в свой адрес пренебрежительное Борька. И очень быстро всем выговорил: я к вам обращаюсь с уважением, и вы меня тоже должны уважать. И его уважительно стали называть по имени-отчеству. В день, когда проходили пробы, Борис Павлович совершенно случайно оказался на Мосфильме. Его тетя была актрисой и ехала на студию по делам, а племянника взяла с собой, потому что его не с кем было оставить дома. Мальчика увидели в коридоре киностудии и позвали попробоваться. И сначала не утвердили. Но он был такой выразительный, что его запомнили. А потом вызвали еще раз и Данелия предложил перекрасить его волосы в белый цвет. И это было то, что они столько времени искали. Первые кадры своего первого фильма Георгий Данелия и Игорь Таланкин сделали, когда снимали сцену «Колокольня». На настоящую колокольню затащили тяжеленное киношное обородувание, аккумуляторы, блюдечко, которое полагается разбить на счастье будущей картины и шампанское, чтобы все отметить. И отметили. Правда кадры оказались неудачными и их пришлось переснять в декорациях. А дату начала съемок Данелия запомнил хорошо: 3 августа 1959 года. Именно в этот день у него и его жены актрисы Любови Соколовой родился сын Николай. На молодых кинемотографистов очень презрительно смотрели более опытные члены съемочной группы. Особенно на их творческие поиски. Эта странная молодежь неделю прождала солнца на небе, а оно всегда выходило, когда они уезжали на обед. А те даже пытались его обмануть: собирались, словно едут обедать, а сами сидели в засаде. Но солнце обманывало их: вдруг небо светлело и на нем вообще не оказывалось ни единого облачка. А оператор отказывался снимать, потому что во ВГИКе учили чистое небо не переносить на пленку. Наблюдая все это, директор писал заявление об уходе, называл дебютантов балванчиками, а расселяя в гостинице, поселил двух режиссеров и оператора втроем в одной комнате, в то время как Бондарчуку выписал двухкомнатный люкс. Удивительно, Боря Бархатов не был похож на других детей, которые попадают в кино. Он не старался копировать никого из взрослых, он вдумывался в слова, которые ему надо было произносить. И у него было особое совершенно очаровательное произношение. Чтобы не утратить своеобразие речи мальчика, режиссеры настояли, чтобы записывать звук сразу, прямо во время натурных съемок, а не потом в студии, - и это было новаторство для Мосфильма. А еще во время съемок ввели специальные правила, чтобы с мальчиком никто не играл, не баловал его, с ним даже не репетировали, чтобы он эмоционально не перегорел. Правда, как через много лет выяснилось, с Борей по секрету от всех репетировала его тетя-актриса. Она узнавала, какие сцены запланированы на завтра и накануне проводила с мальчиком нормальную актерскую подготовку. А режиссеры каждый день восторгались, как это все славно и легко у него все получается. Даже слезы нельзя было у Бори вызвать привычными способами, например, дать ему понюхать нашатырного спирта, которым обычно пользуются, чтобы ребенок заплакал. Тогда режиссеры начинали его дразнить, что он просто боится, что он маленький, ему и шести лет еще нет! Поэтому все эти слезы - у Бори Бархатова самые настоящие. А за это обиженный Боря однажды при всех обозвал Таланкина бездарностью и навозным жуком. И тот переживал дня три! Мальчик был настолько необычным, что рядом с ним терялся даже Бондарчук. В этой сцене, где он объясняет Сереже, что такое слово «надо», Боря на него так смотрел, что от его взгляда опытный артист все время забывал свой текст. Когда Боря озорничал во время перерыва в съемках, кто-то мальчику сделал замечание: - Борис Павлович, что ты все время скачешь. Вот посмотри - Бондарчук тоже актер, а спокойно лежит, отдыхает на диване, никому не мешает. На что мальчик серьезно отвечал: Бондарчук народный артист - у него зарплата другая. А еще на этом фильме Георгий Данелия открыл особый кинематографический закон, который потом будет наблюдать и во всех остальных своих фильмах: не все зависит от режиссера. С какого-то момента всем процессом управляет сама кинокартина. Начинает жить своей жизнью. Диктовать свои условия. Никто, например, не мог предположить, что проводы Женьки в училище окажутся такими трогательными. В сценарии это был довольно проходной эпизод. Но на съемке, когда дети пошли за грузовиком, вдруг у всех на глазах выступили слезы. Заранее предугадать эти эмоции никто бы не смог. И кино получилось. Сложилась эта история, как большой человек, председатель колхоза, становится на наших глазах для Сережи настоящим другом. За всю картину мальчик так ни разу не назвал его папой. Но на экране маленький и трогательный Сережа обретает настоящего отца. Причем Георгий Данелия до сих пор уверен, что успех картины во во многом связан с их непрофессионализмом, творческой наивностью, чистотой. А от неумения родилось что-то такое, за что «Сережу» полюбили зрители. И парадоксальная ситуация: когда они работали, им хотелось снимать такие кадры, чтобы каждый вошел в историю кино. А вот через много лет бывшие соавторы пересмотрели свою дебютную работу и оказалось, что самыми живыми, непостаревшими, душевными все-таки были планы, снятые просто, без особой изобретательности. Сыгравший Сережу Борис Брахатов после работы в фильме разлюбил кино. Во-первых, ему не давали прохода на улицах. Его узнавали, показывали пальцем, останавливали, чтобы расспросить. И даже в школе его стали дразнить словами: А ты в кино снимался. И это казалось таким обидным! Но больше всего мальчику не нравилось, когда его начинали сравниться с его персонажем. Интуитивно он чувствовал, что его герой вытесняет его индивидуальность. А он не хотел быть кем-то другим. Ведь он - это Боря Бархатов. И именно поэтому, а не только за красивые глазки его выбрали для роли из более чем тысячи других ребятишек. И только новый директор Мосфильма удивлялся, почему на этой безделице стоит название их великой киностудии. Он вызывал режиссеров и отчитывал их как мальчишек: почему у вас на экране появляются босые дети? У нас разве нищая страна? И как ему объяснишь, что речь идет о 47 послевоенном годе! В своем отчете директор написал, что Мосфильм снял столько-то выдающихся картин, столько хороших и одну серую и бездарную - «Сережа». Но когда писательница Вера Панова прислала ему телеграмму с поздравлениями, он перенес «Сережу» из бездарных картин в посредственные. И только после награды в Карловых Варах в личном рейтинге чиновника этот фильм вплотную приблизился к выдающимся фильмам. После этого Георгий Данелия и Игорь Таланкин тоже попали в «молодые, подающие надежды режиссеры» и проходили в этой категории лет 15, а потом сразу без перехода их стали называть «наши старейшие мастера».

Автор: Александр Казакевич

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments