lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. ГУНДАРЕВА НАТАЛЬЯ ГЕОРГИЕВНА



Народная артистка России (1986)
Лучшая актриса по результатам опросов журнала "Советский экран" (1977, 1981, 1984, 1990)
Лауреат премии Ленинского комсомола (1978)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1980, за участие в фильме "Осенний марафон")
Приз на IХ Международном кинофестивале в Болгарии (1981)
Приз Союза кинематографистов России "Ника" (1990)
Приз "Алмазный венец" Всероссийского фестиваля "Созвездие" (1990)
Приз на Международном кинофестивале в Монреале за лучшую женскую роль (1990)
Приз "Золотой Орел" за лучшую женскую роль в картине "Ростов-папа" (2002)
Награждена Орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1998)
Лауреат Государственной премии СССР (1984, за театральную работу)
Лауреат премии Москвы (1994, за участие в спектакле "Жертва века")
Лауреат премии "Хрустальная Турандот" (1996)
Лауреат премии российских деловых кругов "Кумир" (1999, за актерскую работу в спектакле "Любовный напиток")
Лауреат премии МКФ "Восток-Запад" в Баку за лучший женский образ (2000)
Лауреат премии им.Станиславского за вклад в театральное искусство (2001)
Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2002)





Наталья Гундарева родилась 28 августа 1948 года в Москве. 

Ее отец Георгий Макарович в детстве батрачил под Тулой, в 14 лет приехал в Москву, и прошел путь от рабочего до инженера. Мама Натальи Гундаревой - Елена Михайловна Гундарева окончила строительный институт, и работала в проектно-конструкторском бюро в должности инженера-проектировщика. Наташа ходила в кружок художественного слова в Дом пионеров, и будучи девочкой достаточно крупной, в большинстве спектаклей играла возрастные роли. Например, в «Дикой собаке Динго» она исполняла роль мамы главной героини. 


В юные годы Наташа нисколько не стеснялась своей полноты, хотя и выглядела из-за этого старше своих лет. Ширококостная и рослая, она одевалась очень скромно, несмотря на полноту, посещала баскетбольную секцию, бальные танцы, бегала на лыжах и в ветреную погоду ходила без шапки. 



После окончания школы Наталья Гундарева году  начала сдавать вступительные экзамены в МИСИ и успешно прошла два тура, но в ее судьбу вмешался случай.Сдала два экзамена в институт, как вдруг забежал приятель: «Наташка, это правда, что в МИСИ поступаешь?! С ума сошла! Немедленно неси документы к нам, в Щукинское!»

Мама Натальи в то время уехала в отпуск, а «приятелем» Натальи Гундаревой оказался Виктор Павлов, работавший в Театре имени Ермоловой.




В Щукинском училище, куда Гундарева вскоре пришла сдавать экзамены, был конкурс 247 человек на место, однако Гундареву это не испугало. После прослушивания Гундаревой мнения экзаменаторов разделились: одни отмечали полноту студентки, другие отмечали, что она достаточно пластична. Все решил голос председателя комиссии, который заметил, что, несмотря на недостатки, абитуриентка Гундарева очень обаятельная девушка, и Наталья была зачислена на курс к замечательному актеру и педагогу Юрию Катину-Ярцеву. Однокурсниками Гундаревой оказались Юрий Богатырев, Константин Райкин и Наталья Варлей. Поступив в театральное училище, Гундарева активно занималась сценическим движением и хореографией наперекор мнению педагогов, говоривших, что полнота ограничит её актёрские возможности.

Стипендия в театральном училище составляла всего 38 рублей. Молодой студентке пришлось подрабатывать. «Я вообще рано начала зарабатывать деньги своим трудом, — рассказывала позже Наталья Георгиевна. — Мы жили не бедно, но скромно, а когда мама с папой разошлись, стало жить еще труднее. Я поднимала петельки на чулках (в то время они были дорогими) маминым подругам. Мне за это платили 50 копеек или даже рубль. Сама шила себе юбки, платья».


Будучи второкурсницей, Гундарева на экзамене по мастерству настолько ярко сыграла возрастную роль Домны Платоновны в лесковской «Воительнице», что тогдашний ректор Борис Захава, сыгравший роль Кутузова в фильме-эпопее «Война и мир» режиссёра Сергея Бондарчука, восхищённо сказал: «Гундаревой уже нечему учиться — пора на сцену. Я уже сейчас готов выдать ей диплом!»

«Это был лицей. Вольница в хорошем смысле слова» - так же вспоминала впоследствии актриса. Наблюдательность, цепкая зрительная память и целенаправленная фантазия с первых студенческих проб стали важным профессиональным качеством Гундаревой. И еще одно ее свойство проявилось тогда же - трезвое, критическое отношение к самой себе и стремление преодолеть собственные слабости и недостатки.



По окончании училища в 1971 году на Наталью Гундареву подали заявки сразу несколько московских театров, и Гундарева остановила свой выбор на театре имени Маяковского. Первые три года она играла вводы в спектакли текущего репертуара, и первой значительной работой актрисы в театре стала роль Липочки в пьесе «Банкрот» по пьесе Островского в 1974 году. Затем в спектакле «Бег» Гундарева сыграла «походную жену генерала Чарноты» Люську, найдя для своей героини новые краски, сделавшие Люську одной из главных героинь спектакля.


Первым мужем Натальи Гундаревой стал Леонид Хейфец. Их брак продлился шесть лет, кроме того, Хейфец снял Наталью в принесшем ей первую славу телевизионном фильме «Обрыв». В 1973 году Наталье Гундаревой предложили сыграть в фильме «Осень», но она была на третьем месяце беременности. Чтобы не отказываться от главной роли, Гундарева сделала аборт, и больше не могла иметь детей. 



Спектакль «Доходное место» оказался последней совместной работой Натальи Гундаревой и Леонида Хейфеца.

После фильма «Сладкая женщина» её засыпали предложениями сыграть новые роли, и она очень уставала, снимаясь в 5–6 фильмах одновременно. Поэтому когда она слышала звук отпираемой двери и голос Хейфеца с порога: «Наташенька, накрывай на стол!» - ей приходилось жертвовать ради гостей редким временем своего отдыха. Одной из своих подруг Гундарева говорила: «И вот я стою на кухне и чищу картошку. Я так устала от хозяйских забот. Не могу больше! Всё, кончилась моя любовь!»





 

Гундаревой практически не с кем было даже посоветоваться или на кого-то переложить круг хозяйственных забот. Наташина мама помогать дочке не могла, так как сама второй раз вышла замуж. И Гундаревой пришлось выбирать — или работа, или семья. Работа победила, и Гундарева решилась на развод. 

Повторно Наталья Гундарева вышла замуж за актера театра Маяковского Виктора Корешкова, а третьим мужем Натальи Гундаревой стал актер Михаил Филиппов. 



О Филиппове актриса говорила: «Миша пришел в театр и подружился с моим бывшим сокурсником по театральному училищу. Таким образом, мы оказались в одной компании. Приятельствовали, устраивали розыгрыши, хохмы. Кстати, мой муж - человек удивительного юмора. Он знает толк в хорошей шутке. Мне же Бог не дал такого остроумия, и я в основном была просто исполнителем. Но мне нравилось принимать во всем этом участие. Потом в театре мы так сработались, что поняли: нам нужно жить вместе.Когда муж - артист, это снимает многие проблемы. Не надо объяснять, почему волнуешься перед премьерой или репетируешь допоздна. Мой муж мне не критик, а друг… Он знает, если что-то не так - сама себя изведу. Он не вмешивается в мои дела, а я - в его. Да, я понимаю, что так, как знаю Мишу я, его не знает никто. Бывает обидно, что режиссеры, с которыми он работал, не всегда могли разглядеть, почувствовать и реализовать его возможности. Ну что ж, остается надеяться, что это произойдет в другой раз. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он».


В 1972 году Наталья Гундарева сыграла главную роль в мелодраме Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай!». Актриса настолько правдиво изобразила свою героиню, что на «Ленфильм» пришло письмо, в котором говорилось, что руководство киностудии поступает правильно, привлекая к съемкам не только актеров, но и людей из народа, в том числе деревенскую девушку Наташу Гундареву.



— Когда мы решили с Гундаревой познакомиться, — вспоминал потом автор сценария Виктор Мережко, — она нас поразила. Гундарева притягивала к себе весёлым оптимизмом, вполне определившейся и очень задорной женственностью, нескрываемым напором свежих, неизрасходованных творческих сил. Она как-то сразу обескураживала вас своей естественностью, неприкрашенностью и «ненакрашенностью», что было тоже не очень привычно в молодой актрисе.А в начале 70-х годов по улицам и экрану, как мы помним, ходили «нарисованные» дивы в брюках, и среди них Гундарева с незапудренными веснушками и совсем не «диетической» фигурой казалась чудом. И мы сказали ей: «Здравствуй!»

Позже Гундарева сыграла роль Дуси в мелодраме Андрея Смирнова «Осень», Таси в драме Николая Губенко «Подранки» и Ани Доброхотовой в мелодраме Владимира Фетина «Сладкая женщина». Последняя роль потребовала от актрисы немалого опыта - Гундарева сыграла в нем трех разных женщин, три разных судьбы, через которые ее героиня приходит к себе самой. Фильм вызвал широкий резонанс в обществе и поток откликов, в которых высоко оценивалась роль актрисы, создавшей столь жизненно достоверный и неоднозначный образ. Не случайно в 1977 году в опросе журнала «Советский экран» Наталья Гундарева впервые была признана лучшей актрисой года.


В конце 1970-х годов Наталья Гундарева сыграла еще несколько заметных ролей. В мелодраме Валентина Марягина «Вас ожидает гражданка Никанорова» Гундарева предстала перед зрителями в образе буйной, увлекающейся, но в тоже время доброй и чуткой Кати Никаноровой. В 1979 году Гундарева сыграла Нину в трагикомедии Георгия Данелии «Осенний марафон», и за исполнение этой роли актрисе была присуждена премия имени братьев Васильевых.



В 1980 году на экраны СССР вышло восемь картин с участием Гундаревой. В одном из фильмов под названием «Белый снег России» рассказывалось о гениальном шахматисте, чемпионе мира Александре Алёхине. В главной роли в этой картине снялся Александр Михайлов, а Наталья Гундарева сыграла жену Алёхина – Надежду, тяжело переживавшую в эмиграции разлуку с родиной.

Фильм «Белый снег России» был «стартовым» в сотрудничестве Гундаревой и Михайлова. Потом они вместе сыграли в картине «Одиноким предоставляется общежитие» и в одной из серий сериала «Следствие ведут Знатоки». Народная молва сразу «поженила» Гундареву и Михайлова.



 

Потом Наталья Гундарева снялась в картине режиссёра Юрия Егорова «Однажды двадцать лет спустя», в которой шло повествование о судьбе женщины, воспитывающей десятерых детей. В стране падала рождаемость, и появление этой картины было вызвано госзаказом. Егоров решил посетить настоящие многодетные семьи и посмотрел - как они живут на самом деле. После просмотра режиссёр был потрясён тем, что увидел: в большинстве семей родители были алкоголиками, а их дети ползали по полу и играли с бутылками. Несмотря на увиденные реалии, на экраны вышла красивая киносказка, успех которой был во многом продиктован выбором исполнителей: Натальи Гундаревой, абсолютно гармонично сыгравшей многодетную маму, и Виктора Проскурина на роль отца семейства.

В середине 1980-х годов Наталья Гундарева попала в автомобильную аварию, и три месяца не могла играть. 

Оправившись после травмы, Гундарева снова села за руль. Режиссер Андрей Гончаров, узнав, что она снова самостоятельно управляет автомобилем, спросил: «Наташа, вы опять доказываете, что всё можете?» Сама же актриса сравнивала свою жизнь с Олимпиадой, когда каждый участник стремится следовать её закону: «Быстрее! Выше! Сильнее!» 



Актриса вновь радовала своих поклонников новыми работами. В трагикомедии «Аэлита, не приставай к мужчинам» она сыграла простодушную женщину, готовую прямо сказать даже знаменитому киноактеру Бельмондо: «Вы мне нравитесь!» Затем последовали роли в детективе «Две стрелы», комедии «Чокнутые», трагикомедии «Небеса обетованные». А в телевизионном фильме «Виват, гардемарины!» она сыграла императрицу Елизавету.

Когда в 1999 году она вышла на сцену получать премию «Кумир», то сказала: «Чем дольше живешь, тем больше появляется людей, которых есть за что благодарить» - и, заодно, поблагодарила своих «врагов, которые заставляли ее быть лучше».


Во время своего последнего театрального сезона Наталья Гундарева работала в привычном для неё напряжённом ритме. Она думала, что нагрузки, которым она регулярно подвергала своё здоровье, уже стали нормой, но в таком состоянии, как правило, бывает трудно остановиться и перевести дыхание. В сезоне 2000/2001 годов Наталья Гундарева сыграла роли в трёх спектаклях — Глафиру Фирсовну в «Жертве века», Огневу в «Театральном романсе» и Леттис Дуффе из «Любовного напитка». 

 



Об ответственности Гундаревой во время работы ходили легенды. Из-за этого, как утверждали многие партнёры, с ней было легко общаться. Наталья Георгиевна всегда приходила в театр за час-полтора до начала спектакля, очень серьёзно к нему готовилась, спускалась на сцену раньше других актёров и, стоя за кулисами, вслушивалась в шум зала, пытаясь угадать его сегодняшний настрой.




Первый инсульт случился у актрисы на даче 19 июля 2001 года. Она резала овощи к обеду и, как сама потом вспоминала, у нее вдруг потемнело в глазах, словно куда-то провалилась. Лежавшую на полу, ее обнаружил муж Михаил Филиппов, который сразу вызвал «Скорую помощь». Десять дней актриса пролежала в коме - срок критический, обычно после такого люди полностью не восстанавливаются, но врачи сделали все возможное, и Наталья Гундарева стала поправляться.

28 августа 2002 года, спустя год после инсульта, врачи разрешили Гундаревой отпраздновать день рождения. Они все время были очень осторожны в своих прогнозах, но Гундарева постепенно восстановила речь, каждый день посещала тренажерный зал, начала понемногу ходить и даже планировала написать книгу воспоминаний. Боясь волновать Наталью Георгиевну, от нее в течение года скрывали информацию о смерти мамы Елены Михайловны, которая умерла спустя несколько недель после госпитализации дочери.


 

Актрисе недоставало общения. Всю жизнь привыкла быть в центре внимания, и вдруг она оказалась отрезанной от мира. Она не любила долго находиться дома, и настаивала, чтобы ее отвозили в больницу. Как она сама говорила, к ее «тусовке», в которой она подружилась с врачами и медсестрами. «Наталья Гундарева всегда помнила, что она - женщина, любила пококетничать, а личный врач Тимур Мансурович ей комплименты делал, называл любимой пациенткой. Здесь ей было комфортно, - рассказывали медсестры. - Иногда у Натальи Георгиевны как бы терялась ясность ума, она забывала, где находится, задавала странные вопросы, ей что-то чудилось... Зато, когда сознание возвращалось, много читала (особенно увлеклась Библией, ставшей ее настольной книгой), была весела, с легкостью разгадывала кроссворды».

Осенью 2004 года Наталье Георгиевне резко стало хуже. А незадолго до смерти Гундарева ездила к тибетскому монаху, у которого просила духовной помощи. 


 

Последние несколько месяцев болезнь актрисы протекала без осложнений. Врачей беспокоила аритмия сердца - следствие малоподвижной жизни на лекарствах. Гундарева иногда бывала резкой, раздражительной. «Но неделю назад Наташа вдруг ласково обняла сиделку Иру и наговорила много добрых слов, призналась в любви, благодарила за ее терпение. Ира была растрогана до слез, - рассказывала подруга актрисы. - И у мужа Наталья Георгиевна вдруг тепло попросила прощения, что из-за ее болезни он столько намучился, словно бы... предчувствовала беду».

Седьмого мая родные забирали Наташу на дачу на праздники. Обычно это дела¬лось, когда она чувствовала себя хорошо. И врачи разрешили пациентке на несколько дней сменить обстановку. Потом Гундарева снова вернулась в больницу. Рассказывала медсестрам, что ей снится, будто она летает во сне. «Случившееся обрушилось на нас внезапно, никто ничего плохого не ожидал! Накануне Наташу навещал муж, они побыли вместе, потом простились, все было нормально! - вспоминала подруга Наташиной няни. - Знаю, Наташа говорила, что боится умереть дома: мол, станет мне плохо, а вы не сможете оказать в нужный момент по¬мощь. Она столько перетерпела боли и боялась. Боялась умереть в муках».

Смерть наступила внезапно: по одним данным, оторвался тромб, закупоривший легочную артерию, по другим - причиной смерти стал еще один инсульт. 

Наталья Гундарева скончалась 15 мая 2005 года. Когда ее хоронили, панихиду в театре имени Маяковского пришлось продлить на полтора часа. Тысячи людей, выстроившиеся вдоль Большой Никитской улицы вплоть до Манежа, непременно хотели проститься со своей любимой актрисой. По старинной актерской традиции в последний путь ее проводили аплодисментами.

Наталия Гундарева была похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.



О Наталье Гундаревой был снят документальный фильм «Наша Наташа». В нем о Наталье Гундаревой рассказали Сергей Шакуров, Эммануил Виторган, Леонид Хейфец, Александр Михайлов, Карен Шахназаров, Виктор Мережко и Татьяна Догилева





 


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments