lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА "МАСКАРАД" (1941 ГОД)

 

Маскарад
Появление «Маскарада» в творчестве Сергея Герасимова казалось неожиданным. Предыдущими работами («Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель») он уверенно заявил себя мастером современной молодежной темы, одним из основоположников так называемого прозаического направления в киноискусстве, для которого характерны скрупулезное вглядывание в психологию людей, подробное изображение их повседневной жизни, деталей быта.

Маскарад

Маскарад

И вдруг — лермонтовская драма с ее порывами всепоглощающих страстей, напряженной духовной борьбой, почти нечеловеческими страданиями, где все укрупнено, обострено до предела. Такой контрастный поворот в творчестве, хотя бы временный отказ от того, что делалось раньше, смелое подчинение своей внутренней художнической интуиции нередко рождают в искусстве шедевры.

«Решение поставить «Маскарад» едва ли можно считать случайностью», — напишет позже Герасимов. Его влекли в искусстве крупные, незаурядные характеры, серьезно волновала проблема взаимоотношений личности и общества, взятая широко, в ее философском аспекте.

Маскарад

Маскарад

Сергей Аполлинариевич много раз смотрел знаменитый спектакль в Александринке. «..Секреты гениального лермонтовского текста и расчетливый блеск мейерхольдовской постановки, — признавался он, — пронизывали меня ДО дрожи». Но «Арбенина я представлял себе иным», — подчеркивал Герасимов. Существовал и общественный повод: приближалось столетие со дня гибели поэта. Идею режиссера поставить «Маскарад» поддержали. Премьера фильма должна была состояться в Большом театре после торжественного заседания.

Перед постановщиком встала трудная задача — перевести драматическое, к тому же написанное в стихах, произведение на язык кино, найти соответствующий кинематографический эквивалент неизбежным текстовым сокращениям. Он пришел, вероятно, к наиболее эффективному решению. Непривычные для кинематографа длинные диалоги оживлялись внутрикадровым монтажом, «простыми физическими действиями», что придавало естественность поведению героя.

Делалось все это тактично и не снимало поэтического звучания. Актерские мизансцены строились в больших декорациях, которые давали простор артистам, позволяли широко использовать движение камеры и, самое главное, несли смысловую роль. Построенная по проекту талантливого ленфильмовского художника Семена Мейнкина анфилада богато убранных пустынных комнат подчеркивала одиночество Арбенина.

 В финале фильма Герасимов использовал особенно выразительную мизансцену. Лишившийся рассудка Арбенин, проходя по анфиладе, закрывает за собой одну дверь за другой, как бы продлевая тем самым прощание с жизнью. Траурные банты, развешанные на дверях, занимают то место, где мы только что видели его лицо.
 

Маскарад

Маскарад

 

«Маскарад» невозможно представить без музыки Венедикта Пушкова — неизменного сподвижника режиссера по его первым звуковым фильмам, в частности, автора знаменитой мелодии «Лейся, песня, на просторе…». Композитору удалось уловить общий замысел.

Скорбный, тревожный романс Нины, пленительный элегический вальс, мазурка и экосез вносят дополнительные нюансы в характеристику героев, создают незабываемый эмоционально-звуковой мир лермонтовской драмы.
Велико значение мизансцен, декораций, операторской работы, музыки, и все-таки в конечном счете удачу фильма определял выбор исполнителя на роль Арбенина.

Маскарад

Маскарад

В самом конце декабря 1940 года в Киев на киностудию, где завершалась постановка картины Игоря Савченко «Богдан Хмельницкий», приехали представители «Ленфильма», чтобы пригласить Николая Мордвинова на роль Арбенина; это было для актера полной неожиданностью. От образа гетмана Сечи Запорожской до героя «Маскарада» — дистанция огромного размера.

Но Николай Дмитриевич сразу почувствовал насколько «его» эта роль, она вошла в жизнь выдающегося артиста, с образом Арбенина он уже почти не расставался до конца своих дней, продолжив работу над ним в Театре имени Моссовета. Последний раз вышел на сцену в гриме Арбенина за шестнадцать дней до кончины.

Именно эта роль принесла ему высшую тогда награду — Ленинскую премию (1965).Read more...Collapse )

Subscribe

  • Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments