lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. ЭЙБОЖЕНКО АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ



Актёр театра и кино
Лауреат премии ГДР за роль Александра Цыганкова в фильме «Мне было 19»





Алексей Эйбоженко родился 6 февраля 1934 года в Москве. 

Бабушка Алексея Эйбоженко по отцовской линии, француженка, приходилась двоюродной племянницей писательнице Жорж Санд, а дедушка был состоятельным домовладельцем, но проигрался в карты в Дворянском собрании и застрелился.

Алексею Эйбоженко было семь лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец ушел на фронт и погиб на Курской дуге, а мама не смогла пережить такого горя и вскоре умерла. 

Свои первые роли на сцене Алексей Эйбоженко сыграл, будучи студентом театрального училища имени Щепкина, где обучался на курсе Веры Николаевны Пашенной. Среди сыгранных им ролей были Ромашов в «Двух капитанах» Каверина и Король в «Звезде Севильи» Лопе де Веги. А со спектаклем «Чужой ребенок», в котором Алексей играл роль Караулова, ему даже удалось съездить на целину.

Окончив в 1957 году училище имени Щепкина, Алексей Эйбоженко стал актером Воронежского драматического театра имени Михаила Кольцова, но проработав там два года, он перешел в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Там Алексей встретил свою любовь.

Наталья Кенигсон, отцом которой был известный советский актёр Владимир Кенигсон, как и Алексей, училась в училище имени Щепкина у Пашенной, только курсом позже. Пашенная постоянно восхищалась талантом Алексея Эйбоженко, поэтому Наталья была заочно с ним знакома. Когда Наталья пришла работать в Театр на Таганке, она с удивлением узнала, что здесь работает тот самый Эйбоженко. «Он же человек-легенда! Покажите мне его!..», - воскликнула девушка. Она ожидала увидеть какого-то невероятного красавца, а Алексей был обычным парнем, к тому же на два сантиметра ниже самой Натальи. Но между молодыми людьми вспыхнула самая настоящая любовь.

Натальи вскоре ушла из Театра на Таганке, а у Алексея все шло неплохо - Любимов доверял молодому актеру. Но любовь оказалась сильнее, и вскоре Алексей ушел из театра вслед за Натальей. Чтобы прокормить семью он стал сниматься в кино. Среди его первых работ на экране стали роли Лемешко в картине «Третий тайм» и Немы Брока в картине «При исполнении служебных обязанностей».

В 1964 году Эйбоженко пришел в академический театр имени Владимира Маяковского. За недолгий период работы на этой сцене актер сыграл несколько ролей, самой значимой среди которых стал Тарелкин в спектакле «Смерть Тарелкина» режиссера Петра Фоменко. Позже, в 1967 году он стал актёром Академического Малого театра, на сцене которого сыграл более 20 ролей.



В спектакле "Разбойники".

Актерский талант Алексея Эйбоженко наиболее полно раскрылся в телевизионных спектаклях. В 1969 году критик Л.Булгак писала на страницах журнала «Театр» о его работе в телеспектакле «Барсуки» режиссеров: Лидии Ишимбаевой и Виктора Рыжкова: «Надо сказать, что А.Эйбоженко кажется актером совершенно телевизионным». Его герой, чахоточный кожемяка Ермолай Дугин, был сыгран лаконично, просто и в то же время емко.

В Эйбоженко подкупала та естественность и органичность, с которой он воплощал задуманное на экране, без театрального преувеличения или допустимой в кинематографе размытости образа».

Еще один яркий образ, созданный Эйбоженко - учитель Леонтий Козлов в телеспектакле «Обрыв», поставленном режиссером Леонидом Хейфецем. Вот как пишет о той работе критик Анна Михалева: «В спектакле есть эпизод, памятный своей непривычностью, снятый одним длинным планом. Это диалог Райского с больным Леонтием. Скорее это даже исповедь-монолог, в котором вся эмоциональная нагрузка ложилась на Эйбоженко. В кадре - полулежащий Леонтий, крупным планом - его лицо. Он рассказывает о побеге жены, об ожидании ее возвращения. В таком решении, когда едва уловимый поворот головы или глаз — уже мизансцена, Эйбоженко существовал легко и естественно. Он сыграл в этой сцене одновременно и любовь, и боль, и отчаяние, и надежду, и болезнь».


Герои Алексея Эйбоженко всегда приковывали внимание зрителя, будь то главная роль, или эпизод. Одна из самых известных ролей Алексея Эйбоженко - комиссар Иван Егорович Данилов в телефильме «На всю оставшуюся жизнь», поставленном в 1975 году режиссером Петром Фоменко. 



 

Алексея Эйбоженко нередко приглашали играть в военные, шпионские и приключенческие ленты. 



В 1966 году в фильме режиссера Дамира Вятич-Бережных «По тонкому льду», рассказывающем о борьбе работников органов госбезопасности против иностранной разведки в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны, Эйбоженко сыграл главную роль сотрудника НКВД Андрея Трапезникова.

В том же году актер создал образ следователя госбезопасности Константина Лежнева в шпионском фильме Анатолия Бобровского «Человек без паспорта». У режиссера Адольфа Бергункера Алексей Эйбоженко сыграл революционера Васильича в фильме «Мятежная застава» и командира партизанского отряда Деда в фильме «Дорога на Рюбецаль», а у Вилена Азарова – полковника Винникова в фильме о советских разведчиках «Бой после победы». Довелось актеру поучаствовать и в знаменитой ленте Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», где он сыграл Макса Гюсмана.

Алексей Эйбоженко скончался 26 декабря 1980 года, и был похоронен на Ваганьковском кладбище.



Леонид Филатов подготовил об Алексее Эйбоженко передачу из цикла «Чтобы помнили».




Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments