Как-то не верится, что выросло уже целое поколение людей, которые не застали его при жизни. Как-то до сих пор не верится, что не появится новых фильмов с его участием. И как-то по-особенному сегодня пересматриваешь его старые картины, открывая для все новый и новые грани его таланта…
Анатолий Дмитриевич Папанов (31 октября 1922 г. – 7 августа 1987 г.).
К сожалению, мне не довелось его увидеть в театре. Хотя боюсь, что после каждого спектакля я была бы на грани слезной истерики, несмотря на жанр пьесы – способность Анатолия Дмитриевича передавать состояние, характер, эмоции своего персонажа уникальна, это воздействие на уровне подсознания.
Анатолию Папанову никогда не доставалось простых ролей. А даже если по сценарию персонаж и не отличался особой сложностью характера, актер дорабатывал его собственной игрой, делая даже самую эпизодическую роль яркой, запоминающейся.
Он начал сниматься раньше, чем играть в театре – его первой ролью стал суетливый юноша на читке в завкоме газеты со статьей В.И. Ленина в фильме Ленин в Октябре (1937). Но серьезный успех ему принес фильм Живые и мертвые (1963), после которого роли посыпались, как из рога изобилия.
А после роли тестя героя Андрея Миронова в Берегись автомобиля (1966) за актером закрепилось амплуа комика и режиссеры вовсю использовали эту грань таланта Папанова, создавая на экране яркие острохарактерные, сатирические образы как в кино, так и в мультипликации.
Гитлер в телеспектакле Марка Захарова Швейк во Второй мировой войне (1969).
Нянь из комедии Алексея Коренева По семейным обстоятельствам (1977).
Лёлик из комедии Леонида Гайдая Бриллиантовая рука (1968).
Киса Воробьянинов из экранизации 12 стульев (1976) Марка Захарова.
Волк их мультсериала Ну, погоди! (1969).
Но популярность смущала Анатолия Дмитриевича. Он частенько надвигал на глаза кепку и отправлялся колесить на велосипеде по городу. В жизни Анатолий Папанов был простым, добрым, честным человеком. Много раз его звали вступить в коммунистическую партию, обещая взамен награды и звания. Но он отказывался – Папанов принципиально принимал похвалу только за то, что сам считал заслуженным.
Он проработал в театре Сатиры до конца своих дней. Но когда пришло страшное известие о его трагической гибели, труппа не прервала гастроли, и никто не приехал на поминки…
Мысли вслух. Я долгое время воспринимала Анатолия Дмитриевича именно комиком. Гениальным комиком. Пока не посмотрела Холодное лето 53-го года (1987). Сказать, что под конец фильма я рыдала, не сказать ничего. И тогда я подумала, насколько гениальным актером надо быть, чтобы, имея такую драму в душе, играть смешных, чудаковатых, грубоватых, сатирических персонажей и заставлять зрителя смеяться до слез… Снимаю шляпу и не перестаю восхищаться.
Леокадия Коршунова, etoya.ru
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru