lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Category:

ВЕЛИЧАЙШИЙ ДЖАЗМЕН ХХ ВЕКА ЛУИ АРМСТРОНГ

 

                           4 июля 1900 - 6 июля 1971 года.

     Луи АрмстронгГений джаза, джазовый музыкант, трубач, корнетист, вокалист, руководитель оркестра, певец, актер, композитор.

     Символично, что Луи Даниэль Армстронг - будущая легенда джазовой музыки, родился в Новом Орлеане – родине американского джаза. Поскольку в то время метрики и прочие документы были чем-то несущественным, точную дату своего рождения Луи и сам не знал. Он выбрал ее себе сам - 4 июля 1900 года (День независимости США); более правдоподобная версия - 1898 год.

     Рос он в бедной, неблагополучной семье (мать - прачка, нелегально занималась проституцией, отец - рабочий-поденщик, бросил семью, когда сыну было около 5 лет), воспитывался бабушкой (в прошлом - рабыней).

     Детство Армстронга прошло в одном из бедных кварталов Нового Орлеана.  Армстронг вырос, что называется, на улице. Он не только разгружал суда в порту, развозил уголь, продавал газеты, но и пел в подростковом уличном квартетике.

В то время игра и пение были способом заработать хоть немного денег в условиях ужасающей нищеты, проявить себя, а главное – просто отвести душу.

      Луи АрмстронгИз-за глупой выходки, когда Луи ради баловства выстрелил из пистолета на улице, его задержали и отправили в негритянский приют для беспризорных детей, где он провел 18 месяцев. В каком-то смысле Армстронгу повезло. Он попал в частную подростковую тюрьму, точнее, в частный закрытый «воспитательный дом», который содержал на жалкие деньги отставной солдат - темнокожий фанатик правильного образа жизни и перевоспитания «детей улицы» - Джозеф Джонс. В приюте был духовой оркестр. Здесь Армстронг освоил альтгорн – оркестровый инструмент, похожий на корнет, но с более низким тоном звучания.

 

     Освободившись в 16 лет, Армстронг продолжал зарабатывать на жизнь с помощью музыки. Такой путь прошли практически все негритянские джазисты. Вначале он играл в составе духовых оркестров в барах и на речных пароходах, в спортивных залах, на танцах и праздниках. Переломным моментом в судьбе музыканта стала встреча с Джо (Кингом) Оливером – ведущим джазменом Нового Орлеана, который тогда фактически выполнял роль генерального продюсера для всех местных музыкантов. В 1922 году Джо Оливер пригласил Армстронга в свой оркестр Creole Jazz Band в Чикаго. Луи Армстронг

 

 

Луи Армстронг

Здесь Луи впервые начал играть на трубе. Начались радиовыступления, первые записи. В оркестре он познакомился с пианисткой Лил Хардин, получившая, в отличие от большинства джазовых музыкантов того времени, классическое музыкальное образование и которая впоследствии стала его женой (второй из четырех). Лил убедила Луи покинуть группу Кинга и перебраться в оркестр Флетчера Хендерсона в Нью-Йорке, пожалуй самый популярный оркестр в то время. Луи Армстронг

    

Луи Армстронг

В 1920-е годы Армстронг пытался организовать свою группу. В 1925 году, покинув оркестр Хендерсона, он переехал обратно в Чикаго. Здесь, в студии «Okeh», Армстронг и сделал первую запись с собственной группой из серии грампластинок, известных под названием «Hot Five» («Горячая пятерка») и «Hot Seven» («Горячая семерка») («Hot Five» и «Hot Seven» - названия групп Армстронга). 

Луи Армстронг

Эти записи, ставшие важными вехами в истории джаза, вызвали неописуемый восторг музыкантов и любителей и изменили само направление развития этого вида искусства. Именно в эти годы формируется особый стиль исполнения Армстронга, складывается его творческий образ – певца и трубача, который вошел в историю. Так в композиции «Cornet Chop Sue», которая изумила музыкальных ценителей, Луи поменял корнет на трубу.

 



 

А композиция «Heebies Jeebies», став хитом, окончательно сделала популярным скэт-пение – особую манеру исполнения, авторство которой приписывается именно Луи Армстронгу.

 



 

В это время же за Армстронгом закрепилось прозвище «Сэчмо» (от «Satchelmouth» - рот как сумка) – его губы, как и у большинства духовых музыкантов, деформировались от постоянных нагрузок, что обращало на себя внимание.

     Одной из ярких особенностей Армстронга-певца был его своеобразный глуховато-гортанный голос. Он всегда вызывал неоднозначную реакцию: его сравнивали то с железными опилками, то с растительным маслом на наждачной бумаге, то с грохочущей коробкой передач автомобиля, полной арахисового масла. Однако в хриплом голосе певца было что-то такое, что не поддается никакому рациональному анализу.

     Сейчас трудно установить, когда впервые Луи стал петь. Возможно, еще ребенком, в церкви. 

Ударник «Кайзер» Маршалл рассказывает, что Армстронг начал петь с оркестром совершенно случайно. По четвергам в «Роузленде» устраивалось нечто вроде любительского представления, что было довольно распространенным в те годы видом развлечения. Из-за этого оркестр заканчивал свое выступление пораньше, сокращая его на целое отделение. «Однажды мы уговорили Армстронга выйти на сцену, — говорит Маршалл, — и спеть «Everybody Loves My Baby, But My Baby don’t Love Nobody But Mе». Он пел и подыгрывал себе на трубе... Публика пришла в восторг и с тех пор каждый четверг требовала, чтобы Луи пел». Может, это было так, а может, иначе. 

     В 1929 году Армстронг переехал из Чикаго в Нью-Йорк. Здесь его ожидал еще больший успех, особенно после его выступления в бродвейском ревю «Горячий шоколад». 
    Луи АрмстронгГарлем боготворит Армстронга. В своей книге «Жажда жить» Мезз Меззров рассказывает о том, как почитатели подражали всему, что делал Армстронг: «Луи всегда держал в руке платок, потому что на сцене и на улице сильно потел. Это породило настоящую моду — в знак симпатии к нему все юнцы ходили с платком в руке. Луи имел обыкновение с добродушной непринужденностью складывать руки на животе. Вскоре молодежь тоже стала скрещивать руки на животе, нога чуть впереди, белый платок между пальцами. Луи всегда был аккуратно одет, и самые неряшливые начали заботиться об одежде...»   С конца 1920-х годов Армстронг окончательно перешел на сольные выступления с крупными джазовыми коллективами. В начале 30-х годов брак с Лилиан потерпел крушение; Армстронг женился вновь, и вновь неудачно, потом его женой стала Люсилл Уилсон, с которой он прожил до конца своих дней.  В 30-е годы имя Армстронга стало своего рода визитной карточкой джаза. В 1932 -34 гг. он совершил большие триумфальные гастроли по странам Европы и был удивлен тому, что его прекрасно знают и что джаз имеет популярность за пределами Америки.

Очень интересна его первая роль в кино. Это роль глуповатого музыканта, которого играет Луи Армстронг. Именно Бинг Кросби настоял на том, чтобы в этом фильме принимал участие Армстронг и, хотя роль была небольшой, но она включает один потрясающий музыкальный номер «Скелет в шкафу», исполненный оркестром и самим Луи Армстронгом. В титрах его поставили четвертым, вероятно, самой высокой для чернокожего исполнителя планкой по тем временам. В связи с успехом этого фильма в дальнейшем Луи Армстронг регулярно начал появляться в Голливуде.



 

 

 

Теперь, помимо концертной деятельности Армстронг успешно снимался в многочисленных голливудских кинофильмах, принимал участие в различных шоу и ревю. В 1947 году Армстронг создал ансамбль «The All-Stars» («Все звезды»), с которым начал непрерывные гастроли по всему миру.

     Все чаще грампластинки Армстронга становились бестселлерами. Так пластинка с песней «Blueberry Hill», выпущенная сразу после окончания Второй Мировой войны, заняла почетное двадцать четвертое место среди ста пользующихся наибольшим спросом записей. Вслед за «Blueberry Hill» самой популярной записью года стала песня «Mack the Knife» из музыкального спектакля «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта и Курта Вайля.



Выступал он и с такими корифеями как Бинг Кросби и Френк Синатра

Луи Армстронг

Birth of the Blues



Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments