Резня во имя веры
1 марта 1562 года, возвращаясь из Лотарингии в Париж, герцог Франсуа де Гиз вместе с отрядом вассалов напал на общину гугенотов, собравшихся на молитву у местечка Васси. Убив 74 человека, солдаты Гиза положили начало религиозным войнам между гугенотами и католиками Франции, продлившимся несколько десятков лет…
Начало XVI века в Европе ознаменовалось развитием новых технологий. Что, в свою очередь, не могло не вызвать изменения в экономике.К 1559 году во Франции стоимостьзолота и серебра, которыми дворянство получало ренту, упала более чем наполовину. А появление огнестрельного оружия свело на нет роль рыцарской конницы, службой в которой мелкие дворяне поправляли свой бюджет. Все это не могло не привести к тому, что позиции старого дворянства пошатнулись, а зажиточные горожане — купцы, ремесленники и судовладельцы — напротив, стали влиятельной силой.
Зарождение протестантизма
Жан Кальвин
Ухудшило положение дворян и то, что в городах должности чиновников продавались любому, кто знал законы и имел деньги. Причем высокие чиновничьи должности давали право на получение дворянства. Таких людей стали называть дворянами мантии. Неудивительно, что старые дворяне (дворянство шпаги) возненавидели новых хозяев жизни. К тому же дворяне шпаги традиционно опирались на догматы католической церкви. А представители новой аристократии чаще обращались к протестантским течениям христианства.Во Франции наиболее развитым из них стал кальвинизм — по имени создателя Жана Кальвина (1509-1564 гг.). Богослов утверждал, что бог заранее определил, кто спасется, а кто сгинет в аду, но каждый человек должен считать себя избранным и оправдать доверие творца своим трудом. Что для дворян шпаги было неприемлемо. В свою очередь, для ремесленников и купцов культ труда был естественен и даже желанен. Но когда ремесленник, применяя новую технологию или организацию труда, начинал богатеть, то члены цеха заставляли его вернуться к привычной схеме. При этом католический священник говорил выскочке, что деньги необходимы лишь для выживания, и не более. Протестантизм же поощрял труд и стремление разбогатеть.Примерно с 1532 года приверженцев кальвинизма во Франции стали называть гугенотами (от западно-швейцарского «эйдгенот» — «сообщник»).
Наварра — гнездо еретиков
Лидерами гугенотов, как ни удивительно, стали представители дворянства шпаги с Юга, не избалованные королевскими милостями. Это были знатнейшие фамилии Франции — Бурбоны, Шатильоны и т.д. Они были недовольны тем, что король сменил их на услужливых вассалов, и с помощью протестантизма рассчитывали захватить земли католической церкви и своих противников.После того как в 1559 году на престол взошел сын Екатерины Медичи Франциск II (1559-1560 гг.), власть в стране оказалась в руках аристократического рода Гизов — герцога Франсуа де Гиза и его брата кардинала Шарля Лотарингского. Шестнадцатилетний король был женат на их племяннице Марии Стюарт и оказался полностью в ее власти. Гизы не жаловали гугенотов, добившись введения смертной казни для них за проведение богослужений.Но Гизов возненавидели не только гугеноты. Представители рода Бурбонов, Антуан Наваррский и Людовик Конде, а также коннетабль Монмо- ранси и маршал Сент-Андре тоже мечтали избавить двор от этих выскочек. В 1560 году они поддержали Амбуазский заговор, организаторы которого планировали захватить короля и арестовать Гизов. В случае отказа короля удалить от двора Гизов заговорщики хотели передать власть представителям Бурбонов.Но Гизы узнали о заговоре заранее и предпочли договориться. 8 марта 1560 был издан эдикт, разрешающий гугенотам проводить богослужения. Однако они все равно чувствовали себя неудовлетворенными, желая покончить с Гизами. Испуганный волнениями, король Франциск II сбежал в замок Амбуаз, к стенам которого вскоре прибыли отряды гугенотов. Однако Гизы разбили их, после чего, отменив мартовский эдикт, расправились с бунтовщиками. Принц Конде был приговорен к смерти, но казнь не состоялась по причине внезапной смерти Франциска II.На престол Франции взошел его десятилетний брат Карл IX, мать которого, Екатерина Медичи, прохладно относилась к Гизам. В итоге Конде был вновь приближен ко двору, а Антуан Наваррский получил пост генерал- лейтенанта Французского королевства. При поддержке канцлера Мишеля л’Опиталя, лидера партии веротерпимости, во имя интересов Франции королева-мать даже пыталась примирить враждующие конфессии. Для этого канцлер созвал Генеральные штаты своеобразный съезд средневековых депутатов, не собиравшихся до того семьдесят шесть лет. Этой же цели послужило и проведение дискуссии в Пуасси между католическим кардиналом Шарлем Лотарингским (братом Франсуа де Гиза) и гугенотским богословом Теодором де Безом. Но дебаты не выявили победителя, к соглашению стороны не пришли.
Одержимый де Гиз
Франсуа де Гиз
И все же составленный л’Опиталем и подписанный Карлом IX ордонанс от 30 июля 1561 года отменял казнь гугенотов за ересь. Спустя полгода, 17 января 1562 года, правительство Екатерины Медичи выпустило Сен- Жерменский эдикт, дававший гугенотам свободу богослужений вне стен городов и право собраний в частных домах.Но радоваться гугенотам было рано. Гизы и их сподвижники, недовольные уступками протестантам, а равно и ростом влияния принца Конде, образовали триумвират: герцог де Гиз -коннетабль Монморанси -маршал Сент-Андре. Триумвиры достигли согласия с католической Испанией о совместной борьбе против протестантов и даже привлекли в союзники Антуана Наваррского — мужа той самой Жанны Д’Альбре, изгнавшей из Наварры католиков.В феврале 1562 года Франсуа де Гиз отправился в Лотарингию на встречу со знатным лютеранином герцогом Вюртембергским- могущественным князем Германии. Встреча прошла успешно, немцы отказались помогать гугенотам, что окрылило Гиза. На обратном пути его войска 1 марта 1562 года у местечка Васси заметили собрание гугенотов. Де Гиз дал приказ разогнать еретиков. Разгон происходил с помощью аркебузиров и мушкетов, а также сабель и шпаг. В итоге было убито семь десятков гугенотов, еще двести ранено. Именно в тот день Франсуа де Гиз, получивший прозвище Палач Васси, дал старт первой из восьми религиозных войн Франции.Несмотря на чудовищность бойни, в католическом Париже герцога встречали как победителя. В Фонтенбло триумвират захватил Карла IX и его мать Екатерину Медичи, добившись от них отмены Сен-Жерменского эдикта, что давало католикам право на убийства еретиков.
Вспыхнувшая после этого первая религиозная война шла с переменным успехом. Только гибель Франсуа де Гиза при осаде Орлеана позволила в марте 1563 года закончить ее и восстановить Сен-Жерменский эдикт. Однако уже через девять лет сын Франсуа — Генрих I де Гиз отомстит за отца, устранив адмирала де Кольньи. А кроме него, еще и тридцать тысяч его сторонников. И всего за одну ночь, получившую название Варфоломеевской.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru