lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Category:

РЕЗНЯ ВО ИМЯ ВЕРЫ

Автор - Бахыт_Светлана. Это цитата этого сообщения

Резня во имя веры
 

Резня во имя веры

1 марта 1562 года, возвращаясь из Лотарингии в Париж, герцог Франсуа де Гиз вместе с отрядом вассалов напал на общину гугенотов, собравших­ся на молитву у местечка Васси. Убив 74 человека, солдаты Гиза положили начало религиозным во­йнам между гугенотами и католиками Франции, продлившимся несколько десятков лет…

Начало XVI века в Европе ознаменовалось разви­тием новых технологий. Что, в свою очередь, не могло не вы­звать изменения в экономике.К 1559 году во Франции стоимостьзолота и серебра, которыми дворянство полу­чало ренту, упала более чем наполовину. А появление ог­нестрельного оружия свело на нет роль рыцарской кон­ницы, службой в которой мел­кие дворяне поправляли свой бюджет. Все это не могло не привести к тому, что позиции старого дворянства пошатну­лись, а зажиточные горожа­не — купцы, ремесленники и судовладельцы — напротив, стали влиятельной силой.

Зарождение протестантизма

Резня во имя веры

Жан Кальвин

Ухудшило положение дво­рян и то, что в городах долж­ности чиновников продава­лись любому, кто знал законы и имел деньги. Причем высо­кие чиновничьи должности давали право на получение дворянства. Таких людей стали называть дворянами мантии. Неудивительно, что старые дворяне (дворянство шпаги) возненавидели но­вых хозяев жизни. К тому же дворяне шпаги традиционно опирались на догматы като­лической церкви. А предста­вители новой аристократии чаще обращались к проте­стантским течениям христи­анства.Во Франции наиболее раз­витым из них стал кальвинизм — по имени создателя Жана Кальвина (1509-1564 гг.). Бого­слов утверждал, что бог зара­нее определил, кто спасется, а кто сгинет в аду, но каждый человек должен считать себя избранным и оправдать дове­рие творца своим трудом. Что для дворян шпаги было не­приемлемо. В свою очередь, для ремесленников и купцов культ труда был естественен и даже желанен. Но когда ремесленник, применяя новую технологию или организацию труда, начинал богатеть, то члены цеха заставляли его вернуться к привычной схе­ме. При этом католический священник говорил выскочке, что деньги необходимы лишь для выживания, и не более. Протестантизм же поощрял труд и стремление разбога­теть.Примерно с 1532 года при­верженцев кальвинизма во Франции стали называть гу­генотами (от западно-швей­царского «эйдгенот» — «сооб­щник»).

Наварра — гнездо еретиков

Лидерами гугенотов, как ни удивительно, стали пред­ставители дворянства шпа­ги с Юга, не избалованные королевскими милостями. Это были знатнейшие фа­милии Франции — Бурбоны, Шатильоны и т.д. Они были недовольны тем, что король сменил их на услужливых вассалов, и с помощью про­тестантизма рассчитывали захватить земли католиче­ской церкви и своих против­ников.После того как в 1559 году на престол взошел сын Ека­терины Медичи Франциск II (1559-1560 гг.), власть в стра­не оказалась в руках аристо­кратического рода Гизов — герцога Франсуа де Гиза и его брата кардинала Шарля Лотарингского. Шестнадцатилет­ний король был женат на их племяннице Марии Стюарт и оказался полностью в ее вла­сти. Гизы не жаловали гуге­нотов, добившись введения смертной казни для них за проведение богослужений.Но Гизов возненавидели не только гугеноты. Представи­тели рода Бурбонов, Антуан Наваррский и Людовик Конде, а также коннетабль Монмо- ранси и маршал Сент-Андре тоже мечтали избавить двор от этих выскочек. В 1560 году они поддержали Амбуазский заговор, организаторы кото­рого планировали захватить короля и арестовать Гизов. В случае отказа короля удалить от двора Гизов заговорщики хотели передать власть пред­ставителям Бурбонов.Но Гизы узнали о заговоре заранее и предпочли дого­вориться. 8 марта 1560 был издан эдикт, разрешающий гугенотам проводить богослу­жения. Однако они все равно чувствовали себя неудовлет­воренными, желая покончить с Гизами. Испуганный волне­ниями, король Франциск II сбежал в замок Амбуаз, к сте­нам которого вскоре прибы­ли отряды гугенотов. Однако Гизы разбили их, после чего, отменив мартовский эдикт, расправились с бунтовщика­ми. Принц Конде был приго­ворен к смерти, но казнь не состоялась по причине вне­запной смерти Франциска II.На престол Франции взо­шел его десятилетний брат Карл IX, мать которого, Ека­терина Медичи, прохладно относилась к Гизам. В итоге Конде был вновь приближен ко двору, а Антуан Наваррский получил пост генерал- лейтенанта Французского королевства. При поддержке канцлера Мишеля л’Опиталя, лидера партии веротерпи­мости, во имя интересов Франции королева-мать даже пыталась примирить вражду­ющие конфессии. Для этого канцлер созвал Генеральные штаты своеобразный съезд средневековых депутатов, не собиравшихся до того семь­десят шесть лет. Этой же цели послужило и проведение дискуссии в Пуасси между като­лическим кардиналом Шар­лем Лотарингским (братом Франсуа де Гиза) и гугенот­ским богословом Теодором де Безом. Но дебаты не вы­явили победителя, к соглаше­нию стороны не пришли.

Одержимый де Гиз

Резня во имя веры

Франсуа де Гиз

И все же составленный л’Опиталем и подписан­ный Карлом IX ордонанс от 30 июля 1561 года отменял казнь гугенотов за ересь. Спу­стя полгода, 17 января 1562 года, правительство Екатери­ны Медичи выпустило Сен- Жерменский эдикт, дававший гугенотам свободу богослуже­ний вне стен городов и право собраний в частных домах.Но радоваться гугено­там было рано. Гизы и их сподвижники, недовольные уступками протестантам, а равно и ростом влияния принца Конде, образовали триумвират: герцог де Гиз -коннетабль Монморанси -маршал Сент-Андре. Три­умвиры достигли согласия с католической Испанией о совместной борьбе против протестантов и даже при­влекли в союзники Антуана Наваррского — мужа той са­мой Жанны Д’Альбре, изгнав­шей из Наварры католиков.В феврале 1562 года Франсуа де Гиз отправил­ся в Лотарингию на встречу со знатным лютеранином герцогом Вюртембергским- могущественным князем Германии. Встреча прошла успешно, немцы отказались помогать гугенотам, что окрылило Гиза. На обратном пути его войска 1 марта 1562 года у местечка Васси замети­ли собрание гугенотов. Де Гиз дал приказ разогнать ерети­ков. Разгон происходил с по­мощью аркебузиров и муш­кетов, а также сабель и шпаг. В итоге было убито семь де­сятков гугенотов, еще двести ранено. Именно в тот день Франсуа де Гиз, получивший прозвище Палач Васси, дал старт первой из восьми ре­лигиозных войн Франции.Несмотря на чудовищ­ность бойни, в католическом Париже герцога встречали как победителя. В Фонтенбло триумвират захватил Карла IX и его мать Екатерину Меди­чи, добившись от них отмены Сен-Жерменского эдикта, что давало католикам право на убийства еретиков.

Резня во имя веры

Вспыхнувшая после этого первая религиозная война шла с переменным успехом. Только гибель Франсуа де Гиза при осаде Орлеана по­зволила в марте 1563 года закончить ее и восстановить Сен-Жерменский эдикт. Од­нако уже через девять лет сын Франсуа — Генрих I де Гиз отомстит за отца, устранив адмирала де Кольньи. А кро­ме него, еще и тридцать ты­сяч его сторонников. И всего за одну ночь, получившую название Варфоломеевской.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments