lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

МАРИНА ЛАДЫНИНА. "Я РОДИЛАСЬ АКТРИСОЙ"

Автор - A-delina. Это цитата этого сообщения
Марина Ладынина. «Я родилась актрисой...».


Марина Алексеевна Ладынина — советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1950). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1948, 1951).



Марина Ладынина родилась 24 июня 1908 (1907?) года в селе Скотинино Смоленской губернии. Но позже название родного села показалось Ладыниной неблагозвучным, и она изменила в документах место рождения на село Назарово, близ Ачинска, Енисейской губернии, куда она вместе с родителями переехала в раннем детстве. Отец, Алексей Дмитриевич (1879—1955), имел три класса образования, а мать, Мария Наумовна (1889—1971), была малограмотной. В семье было четверо детей, Марина была старшей. С ранних лет убирала по дому, стирала, носила воду с реки. Летом девочка работала по найму- ежедневно доила 10 коров. Она рано научилась читать сама и начала учить читать своих младших сестёр и брата.



Ладынина позже рассказывала: «Мне кажется, я родилась с желанием стать актрисой. Без меня не обходился ни один детский праздник, юбилейный вечер, любительский спектакль. Я играла на балалайке в оркестре народных инструментов, пела, плясала...» Во время учёбы в школе Марину взяли в самодеятельный театр суфлёром, но она, увлекаясь, начинала актёрам подсказывать текст слишком громко. Первую свою серьёзную роль - Наташу в спектакле «Русалка» она сыграла в седьмом классе на пушкинском юбилейном вечере. Сыграла так великолепно, что даже получила одобрение со стороны матери. А ведь её мать, женщина властная и строгая, была твёрдо убеждена в том, что работа на сцене – дело совершенно никчёмное.



В Ачинске, где училась Марина, располагался местный драматический театр. Марину нередко приглашали туда подменять заболевших актёров. На сцене этого театра она познакомилась с провинциальной актрисой Баратовой, которая окончательно убедила девочку в необходимости учиться настоящему искусству театра. Но, окончив школу, Марина в 16 лет стала учительницей в селе Назарово, при этом продолжая мечтать о сцене. Вскоре она переехала в Смоленскую губернию на родину отца, где продолжила заниматься преподавательской деятельностью. И однажды ей улыбнулась удача. Как-то в село приехал отдыхать актёр театра Мейерхольда Сергей Фадеев. Марина познакомилась с ним, и Фадеев, увидев в девушке задатки актёрского таланта, посоветовал ей поступать в ГИТИС.



В 1929 году волостной комитет комсомола направил Марину Ладынину в Москву поступать на факультет общественных наук. Марина поехала и… поступила ГИТИС. На вступительных экзаменах ей поставили отличные оценки и сделали пометку в ведомости «особо одарённая». Все преподаватели отмечали её талант, энергию и целеустремлённость. В том же 1929 году состоялся дебют Марины Ладыниной в кино. Она сыграла эпизод в немом фильме «В город входить нельзя». Уже на втором курсе Марину пригласили на стажировку во МХАТ, после чего выделили ей мхатовскую стипендию в 75 рублей. В 1932 году Марина сыграла небольшую роль слепой цветочницы в фильме «Просперити». В ГИТИСе Марина познакомилась с Иваном Любезновым (1909—1988). Молодой человек так читал стихи, что девушки сходили по нему с ума. Но завидный жених был влюблён в Ладынину, вскоре Марина ответила согласием, и они поженились.



В 1933 году Марина Ладынина окончила ГИТИС и была принята в труппу МХАТа. На сцене этого театра тогда играли величайшие актеры: Качалов, Книппер-Чехова, Москвин, Кторов, Андровская и другие. Но молодая актриса не растерялась. Первая же роль - хрупкая монашка Таисия в спектакле «Егор Булычев и другие» – была сыграна Мариной Ладыниной великолепно. Её работу отметил даже Максим Горький. Из вспомогательного состава Марину перевели в постоянный. В 1935 году режиссёры И. Правова и О. Преображенский предложили Ладыниной сыграть роль в драме «Вражьи тропы». Каждый раз, когда Марина отпрашивалась на съёмки, Немирович-Данченко говорил ей: «Идите, конечно. Сниматься иногда надо – заработать и всё такое. Но не забывайте, что вы – наша, никогда не бросайте театр!». В 1936 году Ладынина снимается в фильме «Застава у Чёртова брода», где играет свою единственную «отрицательную» роль.



Когда в середине 1930-х годов в Москве закрылись многие театры, она подписала договор с режиссёром Юрием Завадским, который организовал новую студию, и должен был переехать в Ростов, но кто-то из коллег по театру донёс в НКВД, что Марина встречается с поклонником-итальянцем. За несостоявшийся роман ей пришлось расплатиться долгим и унизительным допросом, во время которого ей предложили сотрудничество с органами госбезопасности. Это предложение Ладынина категорически отвергла, и ей было сказано забыть о МХАТе, Ростове и Завадском. Иван Любезнов уехал в Ростов без Ладыниной, а Марина Алексеевна осталась без денег и без работы. Чтобы заработать, она брала у знакомых вещи в стирку, готовила и мыла полы.



Такая жизнь продолжалась несколько месяцев. Но незадолго до Нового года она встретила режиссёра Ивана Пырьева. Ладынина рассказывала: «Я встретила его в 1936 году, когда смотрели «Строгого юношу». Была такая картина Олеши. Потом он пошёл меня провожать. Прошли порядочно и очень много, и интересно говорили, и назавтра встретились. Этот вечер изменил всю мою жизнь, прежнюю и настоящую». Иван объявил, что любит её и хочет, чтобы она стала его женой. Ладынина согласилась: Иван Александрович увлёк её своим обаянием, талантом и бесшабашностью, с которой она не сталкивалась доныне. В то время Пырьев был женат на актрисе Аде Войцик, у них был сын Эрик.



Пырьев приступал к своей новой картине – комедии «Богатая невеста». В главной роли озорной колхозницы Маринки Лукаш он видел только Марину Ладынину. За эту работу Ладынина и Пырьев были в том же году награждены Орденами Ленина. Ходили слухи, что Пырьев предложил Любезнову за жену «отступного» – роли в своих картинах. Что ответил Любезнов, неизвестно, но позже снялся в «Богатой невесте» и получил премию за работу в фильме Пырьева «В шесть часов вечера после войны».



После съёмок «Богатой невесты» Пырьев и Ладынина расстались. Иван не мог окончательно порвать с Адой Войцик, и метался между двумя женщинами. Пырьев то оставлял Ладынину, то возвращался к ней. Марина, в свою очередь, не желала с этим мириться, тем более что была от него беременна. Марина, вернувшись в Москву, родила сына Андрея (кинорежиссёр Андрей Ладынин (1938—2011)). Ребёнку она дала свою фамилию. Пырьев приходил в роддом, оставлял для Ладыниной деньги, цветы и подарки. Но молодая мать категорически отказывалась их принимать. После родов Марина переехала в Одессу, а Пырьев готовился к съёмкам фильма «Трактористы», и в главной роли видел только Ладынину. Марина получала телеграммы с «Мосфильма» примерно такого содержания: «Если Вам дорога жизнь Ивана Александровича, то Вы должны вернуться». Марина сдалась. Иван ликовал, и окончательно порвал с Адой Войцик, очень тяжело переживавшей уход мужа, и даже пытавшейся покончить с собой. Однажды она заявила Марине, что придёт время, и Пырьев бросит её.



Успех картины «Трактористы» превзошёл все ожидания. Марина Ладынина и Иван Пырьев стали звёздами всесоюзной величины, их работа была отмечена Сталинскими премиями. В начале 1941 года Пырьев готовится к съёмкам музыкальной комедии «Свинарка и пастух». Фильм вышел на экраны уже в ноябре 1941 года. Критики тут же окрестили её «деревенским лубком», а вот зрители приняли с огромным восторгом. Марина Ладынина сыграла роль вологодской деревенской девушки Глафиры с особой теплотой. В годы войны она так же снялась в комедии Константина Юдина «Антоша Рыбкин», героической драме Ивана Пырьева «Секретарь райкома» и, наконец, в 1944 году сыграла Варю Панкову в замечательной лирической мелодраме своего мужа «В шесть часов вечера после войны».





В 1947 году Иван Пырьев приступил к созданию своей очередной музыкальной комедии «Сказание о земле Сибирской». Марине Ладыниной в ней отводилась главная роль - певицы Наташи Малининой, и сыграла она её очень трогательно и лирично. Торжественная премьера состоялась осенью 1947 года в Доме кино. Были все сливки тогдашней кинематографии. Зрителям новая картина пришлась по душе, в прокате 1948 года она заняла 3-е место, а вот коллеги отнеслись к ней прохладно. Сергей Эйзенштейн и вовсе назвал её «русский лубок в чехословацком исполнении» (картина снималась в Чехословакии).



Роль в комедии «Кубанские казаки» (1949) для Марины Ладыниной оказалась несколько непривычной. Ей предстояло сыграть председателя колхоза Галину Ермолаевну Пересветову, женщину решительную, деловитую, твёрдую и в то же время душевную и отзывчивую. Поначалу роль актрисе никак не удавалась, она даже хотела уйти из картины, но постепенно в ходе съёмок она смогла найти нужные краски. Истосковавшийся по весёлым картинам советский народ принял новый фильм с неописуемым восторгом, а песни, написанные замечательным композитором Исааком Дунаевским, стали поистине народными.



То, насколько была высока в те годы популярность Марины Ладыниной, даже трудно передать. Достаточно привести лишь один факт – одно время в начале улицы Горького висели два огромных, во весь дом, портрета. На одной стороне улицы – сам Иосиф Виссарионович. А на другой – Марина Ладынина. За годы сотрудничества с Иваном Пырьевым она (единственная из отечественных актрис) была пять (!) раз отмечена Государственной (Сталинской) премией СССР. А в 1950 году после выхода «Кубанских казаков» Ладыниной было присвоено звание народной артистки СССР. И это только официальное признание. А народная любовь! Она не поддавалась описанию. Актрису боготворили, ей подражали, её засыпали тысячами писем. Порой на конвертах писали просто: «Мосфильм, председателю колхоза «Заветы Ильича» Галине Ермолаевне Пересветовой».



За время совместной жизни с Иваном Пырьевым Марина Ладынина снималась исключительно в картинах своего мужа. Лишь однажды, в 1942 году, ей довелось сыграть в комедии Константина Юдина «Антоша Рыбкин», оставшейся, впрочем, без внимания зрителей. Другие режиссёры даже не решались приглашать её в свои картины. В 1950 году в её кинокарьере мог произойти поворот, когда режиссёр Игорь Савченко предложил Ладыниной роль графини Потоцкой в историческом фильме «Тарас Шевченко». Актриса, которая очень хотела попробовать себя в новом качестве, с радостью согласилась. К сожалению, цензура посчитала героиню в её исполнении слишком доброй, и сцены с участием Ладыниной были вырезаны из фильма. В 1954 году Марина Ладынина вновь снялась в картине своего мужа (девятой по счёту). В фильме «Испытание верности» она играла женщину, от которой уходит муж. Фильм оказался пророческим.



Ладынина рассказывала: « Почувствовав, что я уже не так восхищаюсь им, как раньше, он спросил: «Ты, кажется, не прочь со мной развестись? Хорошо, я с тобой разведусь, но так, что тебе и во сне не приснится…». В то время Иван Пырьев без памяти влюбился в молодую актрису Людмилу Марченко. Пырьев и Ладынина разъехались за два года до официального расторжения брака - в 1962 году. При этом Пырьев сказал Ладыниной, что после развода с ним её никто не будет снимать. Так и случилось. Пользуясь своим авторитетом, Пырьев убедил других режиссёров не приглашать Ладынину на роли. На кинокарьере актрисы был поставлен крест. Тем временем Марченко отказала Пырьеву во взаимности, и впоследствии он женился на актрисе Лионелле Скирде, которую снял в картине «Свет далёкой звезды».





Однажды Пырьев сделал попытку помириться и вернуть Ладынину, но гордость не позволила ей простить измену. Пырьев задаривал Ладынину цветами и подарками, стоял на коленях, писал нежные трогательные письма, звонил с работы во время совещаний, чтобы сказать, как он её любит. Узнавал, где она, и приезжал её встречать, когда она гостила у подруг. Но она его так и не простила. После развода сын Андрей остался с Пырьевым. Однако, несмотря на скандальный развод, Ладынина сохранила верность и уважение к мужу и не выносила его поступки на суд посторонних. В феврале 1968 года Марина пришла на похороны своего бывшего супруга. «Вы его очень любили?» - прозвучал некорректный вопрос журналистов. Она выдержала паузу и произнесла: «Я и сейчас люблю».



Ладынина рассказывала: «Когда мы с Пырьевым разошлись, у меня было достаточно предложений… Но, наверное, они предлагали не так настойчиво, чтобы я почувствовала, что хочу выйти замуж. А те, за которых я бы вышла, мне руку и сердце не предлагали. Они были не холостые». Потянулись годы бедствий. Первое время она никуда не могла устроиться – ни один театр не хотел брать в труппу звезду, которая могла заслонить своей популярностью других актёров. Наконец Марину приняли в Театр-студию киноактёра. Некоторое время она там играла, но затем была уволена. Много раз ей предлагали сниматься, но она отказывалась. Лишь в 1965 году она снялась в телевизионном фильме «Люди остаются людьми» по роману Юрия Пиляра, но фильм на экраны не вышел. Постепенно сошли на нет и концерты, с которыми она ездила по городам и весям. Наступило полное забвение.



«Что меня спасало в жизни? Прежде всего, мое чувство юмора. Когда мне бывало особенно трудно, я говорила себе: «А-а, ты думала, что с тобой этого произойти не может?» Даже в самые тяжёлые периоды моей жизни не приходила в отчаяние. Раньше в ходу был такой афоризм: «Хуже, кажется, быть нельзя, а глядишь — назавтра хуже»- Марина Ладынина.



А последние десять лет актриса жила затворницей и практически ни с кем не общалась. Болезни, безденежье… Иногда к Ладыниной приходила Наина Ельцина, которая долгие годы заботилась о Марине Алексеевне. Она несколько раз устраивала актрису в больницы, отправляла в санатории, помогала деньгами, подарила холодильник. А в 1998 году, в год 90-летия о ней вдруг вспомнили. К юбилею наградили премией «Ника» в номинации «За честь и достоинство». Газеты запестрели заголовками «Самая знаменитая кубанская казачка», «Живая легенда», «Советская суперзвезда».



В интервью Ладынина рассказывала: «Раньше, когда слышала от людей, что в каждом возрасте есть свои плюсы, я считала это страусиной политикой. А потом поняла, что и в старом возрасте есть свои прелести. Старость хороша тем, что на многие вопросы, которые ставит перед тобой жизнь, ты знаешь ответ… Даже на тот, почему ты себя неважно чувствуешь… И люблю до сих пор решать: что такое красота, любовь, зло, добро, зависть… Познание жизни бесконечно. Смерти никто не хочет…». После празднования юбилея о ней снова забудут и вспомнят только после смерти.



Однажды Марина Алексеевна поскользнулась в ванной комнате и пролежала без сознания целый день. Домработница обнаружила её лишь вечером и тут же вызвала «скорую помощь». В больницу Ладынина поступила с переломом шейки бедра. Врачи сделали всё, чтобы спасти актрису, но её сердце не выдержало нагрузки. По официальной версии, Марина Ладынина скончалась 10 марта 2003 года на 95-м году жизни от сердечной недостаточности. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.



В Назарове 19 октября 2012 года был открыт памятник М.А. Ладыниной, который стал единственным в России.



О Марине Ладыниной в 2008 году был снят документальный фильм «От страсти до ненависти».

Википедия, chtoby-pomnili.com, rusactors.ru

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments