lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Category:

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. АНАТОЛИЙ КУЗНЕЦОВ

 

Он носит фамилию, которая, по утверждениям статистиков, является самой распространённой в нашей стране. Она встречается даже чаще, чем «Иванов, Петров и Сидоров».

Анатолий Кузнецов вот уже более 50-ти лет живёт на экране со своей не очень-то запоминающейся фамилией. Его не смущает, что в нашем кино было немало актёров Кузнецовых как поколением старше его, так и из тех, кто начинал в последние годы.

Анатолий Кузнецов

За время работы в кино он снялся в десятках ролей, получил звание народного артиста, награждён Серебряной медалью имени Александра Довженко. Было бы неверно каждую сыгранную им роль объявлять творческой победой: такого не было ещё ни у одного актёра в истории экранного искусства. Он знал взлёты, но не знал падений; разумеется, у него случались и менее удачно сыгранные роли, но он всегда держал свой уровень, что редко удаётся и самым большим актёрам.

Анатолий Борисович Кузнецов родился 31 декабря 1930 года в Москве.

Путь Кузнецова-юноши вёл его вроде бы прямой дорогой по музыкальной стезе: музыкальная школа, вокальное отделение ЦМШ, училище имени Ипполитова-Иванова…

Анатолий Кузнецов

Но тут у студента-вокалиста произошла одна встреча – впрочем, вполне запланированная и неслучайная. На их факультете, как и положено для будущих певцов, преподавалось сценическое мастерство. Этот предмет вела Нина Осиповна Смирнова, в прошлом участница Музыкальной студии Станиславского. Смирнова обратила внимание на характер способностей своего студента, решила, что она гораздо ближе драматическому, нежели музыкальному театру. Стала советовать бросить музыку и податься в театр.

Летом 1951 года, забрав документы из «Ипполитовки», Анатолий Кузнецов стал держать экзамены в театральный ВУЗ. Даже в два сразу: так делали многие, для верности, чтобы подстраховаться на случай неудачи. Кузнецов успешно сдал экзамены в оба, и в конечном итоге выбрал МХАТ, который окончил в 1955 году.

В 1954 году, ещё будучи студентом, Анатолий Борисович дебютировал и в кино – фильм назывался «Опасная тропа». Роль была маленькая, в несколько слов, но дело было сделано – кинематографическая жизнь актёра Анатолия Кузнецова началась. И началась, как выяснится позже, счастливо.

Анатолий Кузнецов

Молодой, весь какой-то светлый, белозубый, с весёлыми глазами, он приглянулся режиссёрам и сразу стал нарасхват. Его внешность экономила режиссёрские время и энергию: не нужно было доказывать, почему такого парня любят, почему по нему тоскуют и вздыхают, почему за ним идут. Многое из того, что появилось у Кузнецова в 60-е годы, было прямым развитием сделанного в 50-е.

Сам Анатолий Борисович считает для себя поворотной роль Лёньки Незваного в фильме «Ждите писем». После этой роли даже внешний облик актёра изменился. 

 

Анатолий Кузнецов

Он доказал, что находится в расцвете своего мастерства, что ему по плечу творческие задачи самой высокой сложности. Говоря иными словами, в жизни крупного художника возникла возможность создать ШЕДЕВР, который войдёт, говоря высоким слогом, в золотой фонд нашего киноискусства. А история шедевров, как известно, непредсказуема. Если напомнить, что было до того, как Кузнецов появился на съёмочной площадке в группе, работающей над «Белым солнцем пустыни», то это станет ярким доказательством справедливости сказанного выше.

В самом деле, сценарий «Белого солнца…», написанный сначала в расчёте на режиссёра Андрея Кончаловского, долгое время валялся невостребованным на студии. От него отказался не только Кончаловский, но и другие постановщики, в том числе и… сам Владимир Мотыль, который не сразу увлёкся темой, решённой в духе откровенного вестерна.



Анатолий Кузнецов

На роль Сухова пробовалось, как водится, много разных актёров. В «финал» вышли двое – Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов, который и был утверждён на эту роль. Юматов был полной противоположностью Кузнецову: решительный, атлетичный и резкий. Уже была назначена дата первой съёмки, все ждали приезда Юматова, как вдруг узнали, что он накануне был на похоронах, с кем-то там повздорил, подрался и, говоря коротко, «остался без лица».Мотыль набрался храбрости и позвонил Кузнецову. Надо отдать должное его благородству: он отбросил прочь ложное самолюбие, не устроил истерики – встал и приехал. Отложил все другие дела и в течение всего периода съёмок был предан картине без остатка.

Не будь Кузнецова, картина почти наверняка обрела бы облик лихого вестерна. Возможно, она «сорвала» бы кассу сезона, но никогда не стала бы любимой картиной людей разного возраста и разных социальных слоёв, не вызывала бы желание смотреть её вновь и вновь, не держалась бы в ряду вершинных достижений послевоенного советского кино. Образы этого фильма совершенны, чего почти не бывает в искусстве. Кузнецов постоянно двигался, жил в роли, проникая в неё всё глубже. Он не ограничился одной лишь подлинностью биологического состояния, правдивостью деталей, природным обаянием и т.д. Он пошёл дальше. Мотыль нет-нет да и предлагал актёру посмотреть на своего героя немного со стороны, с усмешливым прищуром глаз. Актёр показал, что он способен играть СТИЛЬ.



Анатолий Кузнецов

За десятилетия, прошедшие после «Белого солнца пустыни» Анатолий Кузнецов сыграл очень много ролей.

Генерал Пётр Петрович в советско-болгарском фильме «Украденный поезд», майор Горнин в фильме «Мой нулевой час» (производство ГДР), генерал Захаров в киноэпопее«Освобождение» , Веснин в «Горячем снеге», майор (а затем полковник) Морошкин в дилогии «В зоне особого внимания» и «Ответный ход», генерал-майор Павлов в «Случае в квадрате 36 – 80», член Военного Совета в «Репортаже с линии огня», полковник Корнилов в детективе «Пять минут страха», и так далее, и тому подобное.

Анатолий Кузнецов

Лишь одна роль из этого военного цикла прямо восходит к кузнецовскому шедевру – это весёлый солдат Алесь Казанок в советско-болгарском фильме «Братушка». Анатолий Борисович, исполнивший главную роль, был награждён за неё Серебряной медалью имени Александра Довженко.

В одном Анатолий Борисович Кузнецов счастливее многих своих коллег – ему от природы ниспослан счастливый дар непосредственности, сродни улыбке, так непроизвольно вспыхивающей на его лице. Хорошие внешние данные очень много значат для актёра вообще, для киноактёра – в особенности. Внешность Кузнецова была и хороша для кино, и опасна. Голубоглазый блондин с чуть вздёрнутым носом, с открытой улыбкой, он легко мог пойти по соблазнительной дороге плакатного «героя наших дней» и, как это случалось и случается со многими и до него, и после – обеднить присущий ему творческий потенциал.

 

7 марта 2014 года наш замечательный "товарищ Сухов" скончался! Многие всплакнут по нему, он был нашим светлым героем. Мы поверили ему сразу, как только он появился на экране. И вот его больше нет с нами! Прощай, дорогой товарищ Сухов! Спи спокойно! Ты принес много радости нам всем.

 

1001material.ru

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments