Известный российский писатель-сатирик и исполнитель собственных сочинений на эстраде, главный одессит Михаил Михайлович Жванецкий не перестает удивлять зрителя своими репризами, фельетонами и другими юмористическими произведениями малых форм. Его смех над пороками нашей жизни – в духе гоголевских традиций – носит трагедийный характер, но эффект от него потрясающий: он дает силы жить (или выживать) в мире несправедливости, обывательской меркантильности и жадности. 6 марта, к 80-летию Михаила Михайловича, остановимся на 15 занимательных фактах из его биографии.
1. Родился будущий сатирик в городе юмора Одессе 6 марта 1934 года. Его родители Эммануил Моисеевич и Раиса Яковлевна Жванецкие трудились врачами и мечтали, что их сын тоже получит достойную профессию врача или адвоката. Детство Миши прошло в Томашполе Винницкой области, где отец занимал высокую должность главврача местной больницы. А в годы Великой Отечественной войны Михаил вспоминает Среднюю Азию, где был в эвакуации, а потом семья жила в Одессе.
2. Все сознательное детство провел на улице Старопортофранковской, 133, в чисто еврейском дворе с неповторимым колоритом мироощущения. По окончании школы Михаил поступил в Одесский институт инженеров морского флота. Уже в студенческие годы увлекся художественной самодеятельностью, проявил себя как автор юмористических миниатюр. С тех пор его творчество не иссякает.
3. По окончании института в 1954-м Михаил женился в первый раз. Супругу звали Лариса. Брак продержался 10 лет. В это время Жванецкий трудится механиком по кранам в одесском порту, где и познакомился с Виктором Ильченко, основателем и руководителем студенческого театра «Парнас-2». По вечерам оба друга устраивали юмористические спектакли для горожан.
А потом к ним присоединился еще одни одессит – Роман Карцев. Именно дуэт Ильченко с Карцевым, их мастерски исполненная сценка «Авас» автора Жванецкого безумно понравилась королю смеха Аркадию Исааковичу Райкину, когда в Одессе гастролировал Ленинградский театр миниатюр, и он включил произведения Жванецкого в свой репертуар.
4. В 1964-м Райкин пригласил сатирика к себе в театр на должность заведующего литературной частью.
Брак Жванецкого с Ларисой треснул: Михаил уехал в Ленинград, а она – в Париж. В Северную столицу перебрались и Ильченко с Карцевым, дуэт которых стал называться «Малой и Сухой». Для них Жванецкий тоже писал. Так Михаилу открылся путь на советскую эстраду. Естественно, его заботило, чтобы артисты разговорного жанра выступали с его текстами. В 1969-м, кроме вышеупомянутой миниатюры, со сцены Ленинградского театра миниатюр в исполнении А.И. Райкина прозвучали «Дефицит» и «Век техники».
5. С 1967-го Жванецкий сам начинает выступать, а в 1969-м с Карцевым и Ильченко возвратился в Одессу. Стиль сатирика отличает глубокое философское осмысление действительности, легкий лиризм, лаконично отточенные фразы, добрый афористичный юмор, доверительное, располагающее общение с публикой.
6. В Одессе он продолжает писать для известного дуэта, а также сотрудничает с местными КВНщиками. Друзья создали местный театр миниатюр, в репертуар которого вошли программы «Как пройти на Дерибасовскую», «Встретились и разбежались», «Искренне ваш» и др.
Слева направо: В. Ильченко, Р. Карцев, М. Жванецкий
В одесской команде КВН Михаил Жванецкий познакомился с Надеждой Гайдук, роман их длился 10 лет. Итогом их любви стала дочь Лиза.
7. В 1970 году Михаил Жванецкий, Виктор Ильченко и Роман Карцев стали лауреатами 4-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Особой популярностью пользовались «Раки», «На складе», «Ликероводочный завод», «Врач и больной» и другие произведения.
8. М.М. Жванецкий перебирается в Москву, «штурмует» телевидение. Его стали приглашать в юмористические передачи, например «Вокруг смеха».
В столице у него случился новый роман – с Инной, которая родила ребенка и заставила Жванецкого выплачивать алименты. Женщина упорхнула в Штаты. Следующей фактической женой Михаила Михайловича стала Венера, их связывал 10-летний роман и родившийся сын Максим. Эта женщина также поселилась в США.
9. Первый сборник миниатюр М. Жванецкий опубликовал в 1977-м. Сегодня его творческий багаж состоит из 10 книг, включая полное собрание сочинений в 5 томах, и 3 аудиокниг. Он член Союза писателей СССР (1978) и член Союза писателей России (1992).
10. В 1980-м Жванецкий сотрудничал с московским театром «Эрмитаж»; а через год устроился литсотрудником в молодежный журнал «Студенческий меридиан», в 1992-м – главный редактор юмористического журнала «Магазин». В это время Жванецкий активно гастролирует по миру.
11. М. Жванецкого стали приглашать в различные телепередачи: «Час пик», «Приют комедиантов», «Познер» и др. С 2002-го является постоянным ведущим телепередачи «Дежурный по стране».
12. Нынешняя гражданская жена Жванецкого – Наталья. Их связывают отношения с 1991-го. В 1995-м родился сын Дмитрий.
13. М.М. Жванецкий – почетный гражданин Одессы (1994), народный артист Украины (1999), заслуженный деятель искусств РФ (2001), народный артист России (2012), он награжден орденом Дружбы народов (1994), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2009).
14. 6 января 2002 г. стал жертвой ограбления. Трое преступников избили Михаила Михайловича, кинули его на заднее сиденье собственного джипа писателя, отобрали документы на авто и 600 долларов. Затем грабители бросили Жванецкого на безлюдный пустырь возле МКАДа и скрылись на ней в неизвестном направлении. Преступники также забрали с собой портфель писателя, в котором были тексты новых произведений. Через несколько дней были задержаны 5 участников ингушской преступной группировки.
15. Афоризмы от Жванецкого:
«Писатель из-за телевидения не исчез, но читатель пропал.
Россия – страна талантов. Талантов масса, работать некому.
История России — борьба невежества с несправедливостью.
Чего больше всего хочется, когда влезешь наверх? Плюнуть вниз.
Не можешь любить – сиди дружи!
Запретных вещей нет, есть вещи нерекомендованные.
У нас в Одессе быстро поднятое не считается упавшим.
Не готовы наши люди. Жить ещё не готовы. Помирать не хотят, а жить не готовы.
Литература – это искусство избегать слов.
Наша перестройка весёлая: как любовь, когда фригидность внизу, а импотенция сверху.
Под давлением снаружи юмор рождается внутри.
Дураки очень любят наказывать умных. Во-первых, себя поднимают. Во-вторых, умней получаются. В-третьих, все видят, кто главный. Единственное – потом не знают, что делать.
Всё население принимает форму предмета. Кто с чем работает, его форму и принимает.
Жлобство – это не хамство, это то, что образуется от соединения хамства и невежества с трусостью и нахальством.
Больной и здоровый живут одно и то же время, только те силы, что больной тратит на отдаление, здоровый – на приближение яркого света в конце тоннеля.
Сидишь дома – кажется, все дома сидят. Выйдешь на улицу – кажется, что все вышли.
Как сказал один восточный мудрец, живущий в Одессе, – нельзя быть честным и нечестным в одно и то же время, даже если это происходит в разных местах.
Концов счастливых не бывает. Если счастливый, это не конец».
«Дружба видоизменилась настолько, что допускает предательство, не нуждается во встречах, переписке, горячих разговорах и даже допускает наличие одного дружащего.
Как же надо ненавидеть эту страну, чтобы бросить квартиру после такого ремонта.
Кто женился на молодой, расплатился сполна: она его никогда не увидит молодым, он ее никогда не увидит старой.
Старость приближается как электричка: вот она еще там, и вот она уже здесь.
Приятное новшество пение под фонограмму. Любимый певец прилетает на концерт, но голос с собой не берет. Все газеты о том, как вести себя в постели, как будто мы из нее не вылезаем. Хотя прохожие на улицах есть.
Мы им обещаем-обещаем, обещаем-обещаем, а им всё мало!
У нас чего только может не быть. У нас всего может не быть. У нас чего только ни захочешь, того может и не быть».
«Наша свобода напоминает светофор, у которого горят три огня сразу.
Женщину скандал не старит, а освежает.
У нас в России родители взрослеют вместе с детьми <…>. И получается так: родители не понимают, что такое Интернет, дети не знают, что такое совесть.
Мы умнее тех, кого выбираем.
Флиртовать нечем.
Лучше маленький доллар, чем большое спасибо.
Может, в консерватории что-то подправить?
Пока ты станешь мастером своего дела, то может и само дело исчезнуть к чёртовой матери.
Жизнь – как рояль: клавиша белая, клавиша черная... крышка.
Нужно людей водить в музей и на примере первобытного человека показывать, насколько мы оторвались.
Разница между умным и мудрым: умный с большим умом выкручивается из ситуации, в которую мудрый не попадает.
Это Россия – страна неограниченных возможностей и невозможных ограничений.
Мое дело: с большим юмором смотреть правде в глаза».
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru