Интердевочка советского экрана, любимая многими российская актриса Елена Яковлева – одна из самых востребованных в наши дни. В ее творческой копилке есть и отрицательные героини, и положительные, но всегда это женщины с характером, легко узнаваемые образы. 5 марта, ко дню рождения талантливой актрисы, предлагаю пролистать кадры ее лучших ролей в кино.
Елена Яковлева родилась 5 марта 1961 года в Новограде Житомирской области в семье военнослужащего, мать работала в научно-исследовательском институте. Детство и отрочество будущей актрисы прошли в Харькове. В школе не блистала, точные науки ей не давались, гуманитарные предметы шли легче. По окончании школы работала сначала библиотекарем, проучившись на трехмесячных курсах, картографом, затем на радиозаводе. А потом Елена вдруг решила испытать свои возможности в искусстве. Она уехала в Москву и с первого же захода поступила в ГИТИС. На вступительных экзаменах Елена читала монолог Катюши Масловой из «Воскресения», и в сцене, где ее героиня падает на колени, абитуриентка поступила так же, а приемной комиссии пришлось встать, чтобы разглядеть действо.
Первую роль в кино Елена получила, еще будучи студенткой. В музыкальной комедии «Двое под одним зонтом» (1983) она сыграла Леру.
Первой серьезной ролью стала манекенщица Мария из драмы «Плюмбум, или Опасная игра» (1986).
Первую главную роль Елена Яковлева получила в двухсерийной драме «Полет птицы» (1988), сыграв киноактрису Лёку Храпову в молодости. Еще все впереди – и карьера, и личная жизнь, и жертвенная любовь, и вечный полет. Ее начинающая актриса говорит: «Зритель хочет про любовь, а не про плотину».
Настоящий успех пришел к актрисе после главной роли в драме «Интердевочка» (1989). Героиня Яковлевой, медсестра Таня Зайцева – валютная проститутка, единственная мечта которой устроить шикарно свою жизнь, посмотреть весь мир.
Она выходит замуж за своего бывшего клиента, еще немного привычных мытарств, и она в вожделенной загранице. Однако Швеция наскучила Татьяне, и она чужая в этой стране, тем более что друзья мужа постоянно намекают на ее род деятельности.
А в СССР на Зайцеву завели уголовное дело за незаконный обмен валюты. Вернуться в Союз – значит получить срок. Она посылает через знакомого водителя матери немного денег. Следователи раскрывают глаза Таниной матери-учительнице источник доходов ее дочери. От стыда бедная женщина пыталась отравиться газом, но ей помешала соседка. А Таня, почувствовав неладное, едет в аэропорт. Фильм заканчивается трагически – героиня погибает в аварии. Актриса показала очень яркий образ. Ее героиня своенравна, горда и в то же время чутка и отзывчива.
Фильм «Интердевочка» стал лидером проката. По опросу журнала «Советский экран» он был назван лучшим фильмом года, а Елена Яковлева - лучшей актрисой. На кинофестивалях «Ника-89», «Созвездие-90» Яковлева получила приз за лучшую женскую роль, на «Токио-90» Яковлева была названа лучшей актрисой.
В драме «Лестница» (1989) Елене Яковлевой принадлежит образ Али, «ангела» в белой шубке и белой шапочке, спасающей от суицида главного героя Владимира, но лестница в ее квартире не дает никаких шансов на свободу. Предыдущий счастливчик изменил ей с соседкой, а нынешний тоже хочет уйти.
В драме «Сердце не камень» (1989) героиня Яковлевой - Вера Филипповна, жена богатого купца, старика Потапа Потапыча Каркунова, молодая красавица, томящаяся в роскоши. Выйдя замуж не по любви, она, тем не менее, мужу своему рога не наставляла, а была истинной христианкой: и милосердна, и кротка, воздержанна, ей чужды интриги и коварство, подлость и ложь. Актриса очень убедительно сыграла свою героиню, в борьбе за любовь и за счастье оставшуюся честной и не помнящей зла.
Запомнилась актриса и в образе жены капитана Крюкова Ани из мелодрамы «Анкор, еще Анкор» (1992), которая ради карьеры мужа спит с его начальниками.
В социальной драме «Воспитание жестокости у женщин и собак» (1992) Яковлевой принадлежит образ Анны. Актриса очень искренна в этой роли, оттого и героиня получилась естественной.
В мелодраме «Одна на миллион» (1992) Елена Алексеевна предстала в образе врача ветлечебницы Елены Мещериной, а друг ее возлюбленного работает доктором в психоневрологической клинике. Близкие души встречаются благодаря собаке, которую главный герой бросил у порога лечебницы, а героиня взяла к себе.
В историческом авантюрно-мелодраматическом сериале «Петербургские тайны» (1994–1995) актриса создала образ княжны Анны Чечевинской, женщины трудной судьбы. Получалась очень трогательная героиня.
Превосходна в ее исполнении следователь Каменская в одноименном сериале (1999 - 2011). Майор милиции обладает уникальными аналитическими способностями, владеет пятью языками, знает человеческую психологию и почерк преступников, практически любое дело оказывается ей по зубам.
В драматическом мини-сериале «Преступление и наказание» (2007) Яковлева сыграла мать Раскольникова Пульхерию Александровну, переживающей весь драматизм: ничего не зная о безнравственном, античеловечном поступке сына, она чувствует неотвратимость страшных перемен.
В двухсерийной мелодраме «Караси» (2008) Елена Яковлева сыграла главную героиню, врача-гинеколога Ларису Карась, вдруг осознавшую, что она не так прожила свою жизнь, но есть долг перед дочерью, перед мужем.
В мелодраматическом сериале «Я приду сама» (2011–2012) Яковлева сыграла отрицательную роль психически зависимой от игры героини Галины, которая готова ради минуты в казино пожертвовать всем: чужой квартирой, чужим счастьем, доверием людей.
В спортивной мелодраме «Чистая победа» (2012) актрисе принадлежит роль матери Константина, не разделяющей призвания своего сына, самбиста-борца, настаивая на том, чтобы он обратил внимание на учебу.
В мелодраме «Вальс-бостон» (2013) Елена Алексеевна предстала в роли Надежды Петровны, борца восточных единоборств, сильной и несчастной женщины, занимающей к тому же руководящую должность. Ее героиня терпит мужа-алкаша, ехидные замечания коллег, но ей хочется другой жизни. Ее первые шаги навстречу к ней – уроки бальных танцев…
В биографической драме «Вангелия» (2013) актриса воплотила образ болгарской прорицательницы Ванги в зрелом и пожилом возрасте.
В мелодраматическом мини-сериале «Любовь нежданная нагрянет» (2013) героиня Яковлевой – Елена Дмитриевна, сотрудница молочного комбината, всю жизнь посвятила работе и воспитанию дочери, а женское счастье прошло мимо. Выйдя на пенсию, все еще энергичная и полная сил Елена Дмитриевна оказывается ненужной дочери, живущей своей взрослой жизнью и имеющей семью. Но вдруг героиня встречает достойного мужчину, который может скрасить ее старость.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru