lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

ТИЦИАНОВСКАЯ КРАСОТА

 

Не имея возможности непосредственно приобщаться к культурной жизни столицы, я стараюсь, что называется, "держать руку на пульсе", и внимательно слежу за новостями из мира прекрасного. Восторженные отзывы счастливцев, уже побывавших на выставке Тициана в ГМИИ им. Пушкина, побудили меня устроить себе собственный "тициановский праздник". Я перечитала биографию великого итальянца в изложении Джорджо Вазари ("Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих") и ее современную версию Александра Махова, вышедшую в серии "Жизнь замечательных людей". Вспомнила картины Тициана, которые видела в музеях разных городов мира, и …купила роскошный альбом с репродукциями полотен знаменитого мастера! Вечера, проведенные в компании Тициана и его прекрасных картин, были настолько чарующими, что я просто не могу молчать. Позвольте поделиться с вами ощущением этой красоты…

Если начать перечислять художников итальянского Возрождения, то (уверена!) одним из первых, вместе с Рафаэлем, Леонардо да Винчи и Микеланджело, прозвучит имя Тициана. Его творения, восхищавшие современников, продолжат поражать и нас спустя столетия. 

Тициан (полностью – Тициан Вечеллио да Кадоре) прожил насыщенную и очень долгую жизнь. По воспоминаниям современников, он отличался богатырским здоровьем, а на автопортретах видно, что даже в старости художник сохранил мужественную красоту. Он никогда не испытывал лишений и нищеты, очень рано познав славу и почет, но это не помешало его гению развиваться дальше. Он работала по заказам знатнейших и богатейших семейств Европы – "король живописцев и живописец королей"… Наследие почти семидесятилетнего творчества Тициана просто огромно, и среди его работ не удастся найти слабых … Он был жаден до жизни и живописи, которая и была его жизнью. 

Тициан. Автопортрет. 1550-1562. Государственные музеи Берлина Тициан. Автопортрет. 1567. Музей Прадо, Мадрид

Хотя Тициан не был венецианцем по рождению, вся его жизнь была связана с этим городом. А в эпоху Тициана Венеция как раз переживала свой расцвет… Роскошные дворцы, пышные празднества и несметные богатства торговой республики славились по всей Европе. Жизнь в городе била ключом, сюда стекались не только купцы, движимые жаждой наживы, но и писатели, поэты и художники. Эпоха Возрождения повернулась к человеку со всеми его земными чувствами и желаниями – все это можно было найти в Венеции и в живописи Тициана.

Джентиле Беллини. 1496-1500. Галереи Академии, Венеция

А еще прекрасная Венеция славилась не менее прекрасными венецианками… Они наряжались в дорогие шелка, меха и бархат, чтобы подчеркнуть нежность и белизну кожи, тщательно оберегаемую от солнечных лучей… Они носили роскошные драгоценности, призванные оттенить мягкость черт лица и цвет волос (пусть и не натуральный…) Живописцы Возрождения позволили увидеть в женщине земную чувственную красоту и настоящую страсть. И это, первую очередь, о Тициане.

Какие они, "тициановские женщины"? Они полны жизни… Они готовы быть женами, возлюбленными и матерями… Они способны дарить и уют, и наслаждение… Даже созерцание их почти осязаемой красоты дарит наслаждение…

Тициан. Флора. 1515(?) Галерея Уффици, Флоренция

Картина "Флора", ставшая эмблемой московской выставки, отлично иллюстрирует понятие "тициановская красота". Это не богиня, это очень земная женщина (вспомним для сравнения утонченных Мадонн Рафаэля, загадочных женщин Леонардо и хрупких девушек Ботиччелли)… Она чувственна, но не бесстыдна, а зрелость тела только подчеркивает нежность юного лица… Легенда гласит, что для этой картины позировала прекрасная Виоланта – возлюбленная молодого Тициана, хотя это не доказано, как и само существование такой женщины в жизни художника. Традиция есть традиция – каждому художнику "полагалась" романтическая возлюбленная…

Тициан(?) Виоланта. 1515-18. Музей истории искусств, Вена

Еще один портрет красавицы Виоланты до сих пор вызывает споры у историков искусства – принадлежит ли он кисти великого Тициана? Мне хочется думать, что это так – уж очень хороша пышная венецианка с волосами того удивительного золотисто-рыжего оттенка, который мы называем "тициановским". Другое название картины - "La Bella Gatta" ("Красавица Кошка").

Тициан. Портрет дамы. 1555. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Тициан. Девушка в мехах. 1535-37. Музей истории искусств, Вена

Тициан. Красавица. 1536. Галерея Палатина, Флоренция

Еще несколько прекрасных златовласок Тициана… Разные лица, но как они похожи – не внешне, внутренне – жизненной силой и – одновременно - нежностью. А какие краски… Тициан удивительно чувствовал цвет – глубокий и теплый… К тканям на холсте так и хочется прикоснуться, а мех, подчеркивающий нежность кожи модели, - потрогать…

Тициан. Девушка с корзиной фруктов (Лавиния). 1555-58. Государственные музеи Берлина

Посмотрите, как хороша женщина с фруктами – спелыми и сочными, как и она сама…Моделью послужила дочь художника Лавиния. 

Тициан. Женщина перед зеркалом. 1514. Лувр, Париж Тициан. Венера Анадиомена. 1520. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

А вот и красавица с зеркалом – этот сюжет Тициан повторяет часто… В религиозной живописи долгое время зеркало было символом тщеславия и праздного любования собой. Но эта женщина не тщеславна – она просто осознает свою красоту… А обнаженная Венера, отжимающая волосы (какой чувственный жест), похожа как на античные образцы, так и на современницу Тициана. 

Тициан. Венера Урбинская. 1538. Галерея Уффици, Флоренция

В наши дни это звучит странно, но не одно столетие "Венеру Урбинскую" - одно из известнейших полотен Тициана - порицали за "безнравственность" и "неприличие". Например, Марк Твен (которого я очень уважаю) крайне негативно отнесся к этой картине. Кто-то видел в лежащей обнаженной будущую невесту (вот и сундук с приданным на заднем плане), кто-то – куртизанку, бесстыдно предлагающую себя… Для кого-то она – настоящая Венера – богиня любви… Но в любом случае – это гимн чувственности и женской притягательности. В последующие века не один художник, рисуя обнаженных женщин, мысленно обращался к 

Э. Мане. Олимпия. 1863. Музей Орсэ, Париж

Не менее чувственна и "Даная" Тициана. Один из современников художника даже сказал, что по сравнению с ней и "Венера Урбинская" кажется монашкой. Кстати, "Данай" у художника несколько, и хранятся они в разных музеях мира. Мне очень нравится "наша" - одно из сокровищ Эрмитажа. Мягкий свет и золото дождя наполняют картину удивительным сиянием… Женщина на картине как будто соткана из света… Возможно, что для "Данаи" позировала жена художника - Чечилия, которую он привез в Венецию из родных альпийских краев. История их любви очень трогательна. Долгие годы Чечилия была хозяйкой в доме Тициана, его возлюбленной и матерью его детей, но отказывалась вступать в брак с Тицианом, считая, что она ему не пара. Но брак (по настоянию Тициана!) влюбленные все же заключили - когда Чечилия тяжело заболела. К счастью, молодая жена выжила.

Тициан. Даная. 1554(?). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Кстати, вы обратили внимание, что мифологические героини Тициана не несут в себе ничего мифологического? Это прекрасные, но абсолютно земные женщины, красивые земной красотой. Впрочем, и религиозные персонажи художника – живые люди. Посмотрите на Марию Магдалину и даже на Мадонну… И это вовсе не принижение веры – просто у Тициана истинная религиозность сочеталась с жизнелюбием и страстностью натуры…

Тициан. Кающаяся Мария Магдалина. 1560. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Тициан. Мадонна с вишней. 1515. Музей истории искусств, Вена

Еще я хочу показать вам портрет любимой дочери Тициана Лавинии. Не подумайте чего дурного, но даже в дочери он видел не собственного ребенка, а воплощение великолепной женственности. Нежное лицо с легким румянцем, золотые волосы и цвет платья, удивительно подходящего к волосам…Прекрасная юная венецианка – иначе и не скажешь…Тициановская красота… 

Тициан. Портрет девушки (Лавиния). 1545. Национальный музей Каподимонте, Неаполь

 

Светлана Ветка, специально для Etoya.ru 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments