lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

ОБ ОДНОМ СПЕКТАКЛЕ

Автор - Бахыт_Светлана. Это цитата этого сообщения
Об одном спектакле

Это спектакль, который поставил гениальный Валентин Плучек и в котором блистали Андрей Миронов и Александр Ширвиндт, Татьяна Пельтцер и Вера Васильева. 
Это спектакль, который стал последним в жизни Миронова. 
Он потерял сознание и не смог доиграть последнюю сцену. Его увезли по скорой, а через два дня артист умер в больнице. Актеры рассказывают, что когда Андрея выносили на носилках, он в бреду произносил реплики Фигаро. Даже умирая, замечательнейший актер Играл. Настоящий люденс! 


Родился, кстати, он тоже почти на сцене. Мария Миронова, едва-едва отыграв пьесу, прямо из театра поехала в роддом.
Он играл в кино и театре, он точно так же играл в обычной жизни. Друзья рассказывали, что, даже болея, Миронов не переставал оставаться актером: постоянно улыбался, фонтанировал, шутил…
Мне кажется, у героев Андрея – будь то русские революционеры, или испанские слуги, или французские повесы, или английские джентльмены, или даже немецкие родоначальники марскизма-ленинизма (да-да, и такая роль у него была), или вообще герои сказочных национальностей, – всегда русский характер: романтичный и добрый, разгульный и певучий, широкий и общительный, яркий и подвижный, шумный и светлый.
При всей «чисто русскости» Андрей отлично разбирался в мировой культуре и имел замечательный вкус. 
Например, он любил джаз. Или вот у троицы «Миронов – Ширвиндт – Захаров» в качестве дружеского позывного была мелодия из «8 Ѕ» Феллини.
Известно, что поначалу у Бомарше Фигаро был просто милый обаяшка, который благодаря силе ума и шарма проворачивал мелкие невинные интрижки. Однако потом писатель наделил своего героя новыми чертами – как позитивными (вроде критики отрицательных характеров и нравов), так и негативными 
(вроде неразборчивости в средствах для реализации своих целей).
Вообще имя героя переводится как хитрец, плут. Литературный предок Фигаро – Бригелла, персонаж комедии дель арте, такой же плутоватый, но веселый; хитрый, но смелый; неразбочивый в средствах, но отзывчивый. Таким был и Сганарель у Мольера, и «маэстро церемоний» Труффальдино из Бергамо, а точнее, из пьесы Гальдони «Слуга двух господ» (в киношном варианте виртуозно сыгранный Костей Райкиным).
На мой взгляд, Миронову в своей роли удалось сыграть удалось соединить черты этой вереницы героев. Его Фигаро – мастер интриг, прирожденный любитель кулуарных игр и легкий, в тон музыке Моцарта, порыв летнего ветра. Не даром Ширвиндт говорит, что у Миронова был «шампанский темперамент».

В противоположность этому практицки стопроцентному сангвинику Ширвиндт, сыгравший в спектакле графа Альмавиву, – полный флегматик. Он всегда и исключительно ровен и безмятежен, непроницаем и непробиваем. Даже когда его застают врасплох в спальне чужой жены (собснно, речь не о реале, а о театре и героине – невесте Фигаро), он ровненьким таким голосом 
спрашивает: «Куда же мне деваться?.. Что? В шкаф? Ну, в шкаф мне как-то неудобно». Впрочем, когда ему приходится ревновать собственную жену, он наконец-то воспламеняется. 
Между прочим, первоначально графа Альмавиву играл Валентин Гафт. Думаю, там почерк был совсем иной. 

Вечный образ «мальчик резвый, кудрявый, влюбленный, Адонис, женской лаской прельщенный» играет Борис Галкин (отец Владислава Галкина). 
Роль отвергнутой Фигаро «девицы» Марселины исполняет Татьяна Пельтцер. Я лично привыкла видеть ее в амплуа бабушек (впрочем, за исключением героини спектакля «Проснись и пой!»). А тут – нате вам: «девица», да еще всеми правдами-неправдами пытающаяся завести под венец молодого героя! 
)) Хотя, как все помнят, по ходу действия выясняется, что Марселина приходится Фигаро мамашей, а ее к нему влечения – неосознанные проявления материнской любви. 0)

Вот такие вот веселые пикантности и бесшабашные куртуазности. А вообще у Бомарше, надо сказать, иногда довольно смелый текст. Вспомним, что сюжет-то вращается вокруг того факта, удастся графу Альмавиве воспользоваться правом первой ночи с невестой Фигаро или нет. И текст вдвойне смел «в интерьере» советского театра (пьеса шла в 1969–1987 годах). Ну, к примеру:
«Фигаро. Ты что же, так все и будешь пить? 
Антонио. Перестань я пить, я бешеный сделаюсь. 
Графиня. Однако пить без всякого повода... 
Антонио. Пить, когда никакой жажды нет, и во всякое время заниматься любовью – только этим, сударыня, мы и отличаемся от других животных». Философично, не правда ли? )) Вообще я лично иной раз, так скать, весело поражаюсь, как родительское поколение умудряется корить нынешнюю молодежь за смелость взглядов и нарядов. А вы видели, в каких нарядах они ходили в 70-е годы? )) Да там были настолько коротенькие юбочки, что в наше время далеко не всякая юная модница рискнет облачиться в такую! А та же 
Сюзанна, эта целомудренная невеста Фигаро, в соблазнении которой коварным графом и в отстаивании чести которой всеми остальными и состоит сюжет Бомарше, – эта Сюзанна щеголяет по сцене в таком откровенном декольте, принимая при этом такие милые откровенные позы, что в нынешнем кино все это сочли бы за эротику. )) 

Ну, да если говорить серьезно, то и спектакль – отменный, и Миронов – действительно великий талант. Он не только комедийный, но и драматический актер в любой пьесе. Играет так, что – веришь. Когда в засаде он переживает, не изменяет ли ему невеста, страдает от ревности, хватается за сердце, задыхается от волнений и проч., то, зная, что этот 
спектакль – последний в его жизни, поневоле думаешь: а не те ли это мгновения, когда актеру стало плохо? 
На самом деле актер скончался через два дня после того последнего спектакля. И, кстати, через девять дней после смерти Анатолия Папанова, дуэт с которым Андрея 
так полюбился публике. Миронова похоронили на Ваганьковском в костюме, в котором он играл последнюю роль в своей жизни, – костюме Фигаро. 
Роль Фигаро в разное время играли Алексей Баталов и Сергей Безруков. А еще Фигаро играет нынешний Миронов – Евгений. Я сама не видела, но заранее уверена, что это нечто крайне интересное. )) Женя – потрясающий актер, из нынешней плеяды – самый-самый. Даже, на мой взгляд, из современников –
единственный актер уровня Андрея Миронова. Так что спектакль с ним посмотреть надо обязательно. :)

Также сейчас Фигаро играет Певцов в Ленкоме у Захарова. На мой взгляд, Певцов там – просто никакой. И это при всем том, что театральная мистерия Марка Захарова – самая вершина, квинтэссенция театра-карнавала! Просто не осталось у Марка таких актеров, как раньше. Янковский, Абдулов, Леонов, Караченцев ушли как-то почти одновременно; Чурикова, Броневой, 
Збруев и Захарова остались и продолжают играть, но это звезды иных величин (хотя Инна в Ленкоме – однозначная прима, я б даже сказала, примища))).

Печально. Вместо такой богатой россыпи актеров – отдельные актеришки. Да, есть таланты сейчас. Раков, например. Но такой величины актеров, как Андрей Миронов – раз, два и обчелся… Однако не будем грустить. Великий актер – это достояние любящей публики, «достояние республики». ) Если он был – 
это прекрасно. Добрая память замечательному актеру Андрей Миронову, прекрасно игравшему, родившемуся и умершему на Сцене! Вот честно скажу: на «Севильского цирюльника» и «Женитьбу Фигаро» я ходила по несколько раз. И на академические спектакли, и на оперы. Даже на итальянском 
языке, который знаю… да не знаю, в общем. )) Жаль, что реально не видела спектакль с самим Андреем Мироновым. Но для всех желающих есть возможность насладиться его теле- и радиовариантами (второй – вот тут:http://www.staroeradio.ru/audio/11711).
И, как сказал Александр Пушкин,
«Коль мысли мрачные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти «Женитьбу Фигаро»».


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments