29 марта исполнился 81 год режиссеру, сценаристу, актеру, публицисту, политику, общественному деятелю Станиславу Говорухину. Он снял около 20 фильмов, многие из которых стали лидерами проката и завоевали любовь миллионов зрителей: «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта», «Десять негритят», «Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину» и др. Говорухин до сих пор называет себя советским режиссером и считает, что его зритель больше не ходит в кинотеатры, которые заполонили представители «потерянного поколения».
Станислав Говорухин родился в 1936 г. в городке Березники Пермской области. Его мать была портнихой, а об отце он долгое время ничего не слышал. Только после смерти матери они с сестрой узнали о том, что отец был репрессирован и умер в лагерях в 1938 г.
О карьере режиссера в молодости он даже не мечтал – Говорухин окончил факультет геологии в Казанском госуниверситете, однако по профессии почти не работал. Когда в Казани открылась одна из первых в стране телестудий, он устроился туда и выполнял обязанности и редактора, и оператора, и ведущего.
В 1961 г. он переехал в Москву и поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Его дипломной работой стал фильм «Вертикаль», где сыграл Владимир Высоцкий. Это была первая работа Говорухина на Одесской киностудии, где он затем проработал 22 года.
В 1970-1980-х гг. режиссер снял свои самые известные фильмы, которые стали классикой советского кино: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972), «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981), «В поисках капитана Гранта» (1985), «Десять негритят» (1987); а также написал сценарий для одного из первых советских боевиков «Пираты ХХ века» (1979). Как актер он снялся в главной роли в фильме «Асса» и сыграл еще около 20 ролей. Часто Говорухин становился «первооткрывателем» актерских талантов: например, Ларисы Удовиченко в фильме «Место встречи изменить нельзя» или Светланы Ходченковой в сериале «Благословите женщину».
В эпоху перестройки и распада СССР режиссер занялся политикой, разочаровавшись в новом кинематографе и его изменившемся зрителе: «Тем зрителям, которые сейчас ходят в кинотеатры и которым нравятся воры, братья, бумеры и прочее бандитское кино, я вовсе не хотел бы угодить. К сожалению, в целом публика дуреет. Это и понятно. Ведь где воспитываются дети? В семье, на улице, в школе, наедине с книгами. Семья ослабла, улица криминализовалась, школа распустилась, книг не читают. Что это за зрители? У нас был великий зритель, воспитанный на хорошей литературе, чувствующий, думающий, многое прощающий авторам, если он видел, что они говорят важные вещи. Сейчас эти люди перестали ходить в кино, и в этом виноваты мы, кинематографисты, которые перестали отвечать на их запросы».
Станислав Говорухин снял фильмы, ставшие классикой кино для детей и молодежи. Однако в наши дни режиссер считает работу над такими картинами бесперспективной: «В свое время я понимал, что дети перестали читать. И что самые мои любимые книги они не прочтут, а я просто обязан вернуть им потрясающую литературу хотя бы в виде кинофильмов. И я считаю, что свою программу по отношению к детям я выполнил… Большая часть аудитории, которая посещает сегодня кинотеатры, мне чужда. Я точно знаю, что поколению потерянной молодежи, стада которой с бутылками пива бродят сегодня по всей России, мое кино будет абсолютно неинтересно. Им подавай тупые боевики, жвачку для глаз. При том, что я всегда старался снимать разножанровое кино, могу сказать точно: блокбастеров от меня не дождетесь!».
Впрочем, перспективы современного отечественного кино, по мнению Говорухина, могут быть не столь уж безрадостными при одном условии: «Если только не появится новое поколение режиссеров, честных, понимающих, что гонка за рублем не есть главное правило в искусстве, то они смогут и воспитывать, развлекая. Девиз у режиссера должен быть один, как у врача: "не навреди!". А у нас в основном занимаются вредоносной фигней».
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/290317/33981/
П.С. Вот он бы не стал поддерживать Сокурова и прочих из "творческой интеллигенции" на вручении премии "Ника". Да он там и не был! А прав ведь на все 200%!!!
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru