22 марта — день рождения знаменитого режиссёра Григория Козинцева, который прославился не только своими работами, но и тем, что учил многих мэтров отечественного кино.
Будущий режиссёр, лауреат Сталинской и Ленинской премий Григорий Козинцев(настоящая фамилия — Козинцов) родился в Киеве 22 марта 1905 года. Семья состояла сплошь из медиков: отец, Моисей Исаакович, — терапевт, тётя по матери, Роза Лурье, — гинеколог, дядя по матери, Александр Лурье, — знаменитый профессор, дерматовенеролог.
Судьба уготовила Козинцеву другой путь: не медицинский, а творческий. Вернее, он тоже стал врачевателем. Но только не тел, а душ. Гриша учился в гимназии в очень сложный для страны период: революция и гражданская война. Это сильно повлияло на его характер и интересы. В 1919-20 годах Григорий посещал школу живописи и оформлял плакаты по агитационной пропаганде. Позже он начинает изготовление декораций к постановке знаменитого Котэ Марджанишвили по одной из пьес Лопе де Веги: именно в «Фуэнте Овехуна» современники увидели революционную идею. Помимо участия в оформлении спектаклей, Козинцев в тот период также занимается росписью поездов в агитационном духе и начинает пробовать себя в режиссуре.
Позже Григорий перебирается в Петроград и поступает в Театр Комической оперы на должность режиссёра. Впоследствии Козинцев совместно с Траубергом основывает легендарное объединение «ФЭКС» («Фабрика эксцентрического актёра»). Называлась первая постановка революционно, в духе времени: «Женитьба. Электрификация Гоголя». Пародию на неё Ильф и Петроввыпишут в «Двенадцати стульях».
В 1924 году Григорий Козинцев начинает работу в кинематографе. На студии «Севзапкино» (впоследствии — «Ленфильм») совместно с Траубергом снимает несколько короткометражек и немых фильмов: «Похождения Октябрины», «Мишки против Юденича», «Чёртово колесо»», «Шинель», «Братишка».
Первым звуковым фильмом Козинцева стала картина «Одна», выпущенная в 1931 году и повествовавшая о юной учительнице, которую отправили по распределению на работу в глухую Сибирь. Но, безусловно, настоящую славу приносит ему историко-революционная киноэпопея о Максиме, знаменитая трилогия «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона». За новаторский подход к работе режиссёры Козинцев и Трауберг получают Государственную премию СССР.
После войны в СССР случается период малокартинья, и Козинцев снова обращается к театру, живёт на даче в Комарово и ставит спектакли в Лениграде. Но дальше судьба делает ему неожиданный подарок. Директором «Ленфильма» становится его друг, Сергей Васильев. Он приглашает режиссёра поставить картину «Дон Кихот». В 1957 году фильм вышел на экраны и завоевал популярность не только у советского зрителя, но и на родине Сервантеса! Испанские зрители, увидев на кинофестивале козинцевского «Дон Кихота», сказали, что версия советского режиссёра — самая «испанская» из всех, что они только видели. Лента была оценена и критиками: Козинцев получил почётный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере. Таких же восхищённых комплиментов Козинцев был удостоен и со стороны английской публики после постановок по произведениям Вильяма Шекспира «Гамлет» в 1964 году и «Король Лир» в 1971 году. За «Гамлета» Козинцев получил Ленинскую премию и специальную премию Венецианского кинофестиваля. Более того, режиссёр напишет две книги, посвящённые легендарному драматургу: «Наш современник Вильям Шекспир» и «Пространство трагедии».
Много лет профессор Григорий Козинцев посвятил себя преподаванию. Он вёл режиссёрскую мастерскую во ВГИКе с 1941 по 1964 годы. А с 1965 по 1971 учил молодёжь в мастерской на студии «Ленфильм». Среди учеников Козинцева — режиссёры Эльдар Рязанов, Станислав Ростоцкий, Вениамин Дорман, Илья Авербах и многие другие.
Как писал в одной из своих книг Эльдар Рязанов, ему было 17 лет, когда он пришёл учиться у Козинцева режиссуре. Первая фраза, которую услышала молодёжь от мэтра, была такова: «Я хочу научить вас думать. До остального дойдёте сами». Мол, самой режиссуре научиться невозможно, это только вопрос опыта. А вот думать надо учиться... Преподавание его было необычным: студенты его были в Москве, а Козинцев жил в Ленинграде. Поэтому обучение проходило «вахтовым методом»: несколько месяцев ученики работали, потом показывали приехавшему Козинцеву свои труды, а тот разносил их в пух и прах язвительными замечаниями… Так, однажды от него досталось Вениамину Дорману, который в будущем стал режиссёром знаменитейших лент «Пропавшая экспедиция» и «Ошибка резидента», а тогда был третьекурсником. На суд учителя он представил свою первую киноработу «Жди меня». И услышал от него в ответ: «Понимаете, Веня, Симонов написал хорошее стихотворение, потом написал пьесу — уже похуже, потом фильм — ещё хуже, а потом под тем же названием выпустили одеколон. У вас, Веня, получился одеколон». Тем не менее за свою честность в оценке и себя, и других Козинцева называли «Совестью „Ленфильма“».
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru