12 марта оперной легенде СССР исполнилось 80 лет.
Всемирно знаменитый оперный певец Зураб Соткилава, лирико-драматический тенор Большого театра, исполнивший главные партии в десятках спектаклей в СССР и за рубежом, ответил на вопросы «АиФ».
Ольга Шаблинская, «АиФ»: Зураб Лаврентьевич, я вспоминала знаменитостей прошлых лет в Большом театре. Это такие имена, глыбы: Вишневская, Атлантов, Нестеренко, Образцова, Касрашвили. Фантастические певцы и певицы. Почему сейчас нет настолько больших артистов, что стали бы легендами при жизни?
Зураб Соткилава: Артиста делает пропаганда, реклама. Это точно. А если нет рекламы, если не рассказывают об успехах певца, не показывают его отличные выступления по телевидению, то никто и не знает о нём.
В советское время было больше просветительской деятельности по классической музыке. На телевидении и радио звучало много классики. Было много школ музыкальных, консерватории открывались на каждом шагу, институты. Это и была пропаганда искусства, которую задвинули после развала Союза. Сейчас только потихоньку доходят до понимания того, зачем всё это нужно стране.
— Многие ваши коллеги сходятся во мнении, что в последнее время культуре стало уделяться больше внимания чем, скажем, лет 10 назад, и это дало свои результаты. Как вы считаете, как сегодня на «мировом рынке» обстоят дела с нашей оперной школой, которой СССР так гордился?
— Я думаю, что после развала СССР мы долгое время не считались первыми в опере. А сейчас стали снова выходить на лидирующие позиции. Гораздо больше певцов стало работать за рубежом в лучших театрах мира. Объяснение простое: легче стало выезжать. В советское время существовали замечательные певцы, которые должны были бы петь по всему миру, но им было очень трудно работать. Зажимали. Всё время запреты, всё время артисты писали какие-то просьбы выпустить поработать за рубеж... Нельзя было выехать тогда. Даже если тебя каким-то чудом и отпустят, ограничения существовали. Допустим, в одну и ту же страну два раза ездить нельзя, больше 40 дней быть в стране тоже нельзя.
А сейчас полная свобода. Кто куда хочет, туда и едет, на любые конкурсы, гастроли. Это хорошо. Я очень рад тому, что новую группу мировых оперных див возглавляет очень талантливая, яркая, замечательная певица Анна Нетребко. Потрясающая артистка. Так что во главе мировых звёзд стоит именно россиянка. Я думаю, что Анна — лучшее сопрано в мире сегодня.
А что касается непосредственно школы как системы обучения артистов, то всё не так просто... Если у нас будет принята контрактная система, по которой станут брать на спектакль иностранца и заключать с ним контракт, это может нашу музыкальную школу убить.
— Даже так?
— Конечно. Консерватория создана, для того чтобы обеспечивать кадрами Большой театр и Мариинский. А если этой востребованности у наших прославленных музыкальных учебных заведений не будет, что дальше? Надеюсь, что не дойдут до контрактной системы у нас.
— Зураб Лаврентьевич, а какое сейчас положение у наших артистов в мире в связи с санкциями? Не осложнилось оно?
— К сожалению, сейчас и на конкурсах музыкальных, и в спорте, как увидят русские фамилии, сразу начинают давить, не пропускать в лидеры. Я не знаю, зачем они это делают. Ведь ничего этим не выигрывают, но образ России они хотят представить самым негативным. Это чисто политические игры. И мы тоже сами стараемся показать себя не с лучшей стороны миру. Взять эти наши ток-шоу, сколько там убогости и уродства. Мои знакомые, которые уехали в своё время жить за рубеж, звонят мне иногда в шоке: «Что такое, что творится у вас там? — А что случилось-то? — Мы смотрим ток-шоу на российских каналах». Я отвечаю, что вокруг меня такого безобразия нет. Но кому-то, к сожалению, и внутри страны надо сделать так, чтобы Россию показать с худшей стороны.
Еженедельник АиФ/Персона/12.3.2017
П.С. По поводу "непускания за границу в СССР": мне хотелось бы спросить тогда у певца: так где же теперь все наши "легенды оперной сцены Атлантов, Нестеренко и некоторые другие? Выпустили, дали возможность ездить надолго. И что мы получили в результате? Они все остались там жить, а также преподавать знаменитую русскую оперную школу всем зарубежным молодым певцам! Значит, нашим Консерваториям, нашим оперным сценам, нашим концертным залам не нужны "звезды оперы"? Так, что ли? Нет уж! Отпускать их и раньше отпускали. Не надо так наговаривать! И на стажировках они были по 2 года, и потом ездили на гастроли постоянно. Но им захотелось постоянно проживать за границей! А теперь Зураб Соткилава жалуется, что не выпускали кого-то? Я прекрасно помню 70-е годы. Как их всех чествовали, как их баловали! Была свидетельницей, как, к примеру, Евгений Нестеренко в год 200-го юбилея Большого театра вдруг получил звание Народного артиста СССР, минуя звание Заслуженного артиста! Как он в том же году получил прекрасную квартиру, а затем постоянно был занят в операх, на концертах, на гастролях!
А вот то, что сейчас политика и с оперными певцами стала проводиться по "двойным стандартам" и на волне ненависти к России, печально и больно. У нас кроме Анны Нетребко много и других исполнителей, наверняка! Если нет, то тогда зачем все эти конкурсы "Большая опера" и прочие?
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru