Вариации на тему танцев Айседоры Дункан
Воспоминания современников о знаменитой американской танцовщице начала ХХ века Айседоры Дункан.
«Искать в природе самые красивые формы и найти такое движение, которое выразит душу в этих формах — это - искусство танцора.... Мое вдохновение вызвано деревьями, волнами, облаками, той общностью, которая существует в страсти и шторме.»
"Ветер? Я - ветер. Море и луна? Я - море и луна. Слезы, боль, любовь, полеты птиц? Я - это они все. Я танцую себя, какая я есть. Грех, молитва, полет, свет, такой, которого никогда не было на земле или море… Я танцую себя, какая я есть."
Айседора Дункан
Танец Айседоры Дункан - это древнегреческая пластика и ритмика, которые она изучала в залах искусства Древней Греции в Британском музее. Балерина предпочитала танцевать на сцене в тунике и босиком, что вызвало восторг публики в Европе и в России
"Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Весну» Боттичелли и стихи Горация." Максимилиан Волошин
Александр Николаевич Бенуа (из книги"Живопись, воспоминания, размышления") :
"Танцы Айседоры произвели на меня (и на очень многих — среди них на будущего нашего ближайшего сотрудника М. М. Фокина) глубокое впечатление и скажу тут же, что если мое увлечение традиционным или “классическим” балетом, против которого Айседора вела настоящую войну, и не было поколеблено, то все же я и по сей день храню память о том восхищении, которое вызвала во мне американская “босоножка”. Не то, чтобы все в ней мне нравилось и убеждало. Начать с того, что она, как женщина, не обладала, на мой вкус, каким-либо шармом — тем, что теперь так грубо означается словом sex appeal. Она не отвечала ни одному из моих идеалов (не то, что Цукки, или Павлова, или Карсавина, или Спесивцева, или сестры Федоровы). Многое меня коробило и в танцах; моментами в них сказывалась определенная, чисто английская жеманность, слащавая прециозность. Тем не менее, в общем, ее пляски, ее скачки, пробеги, а еще более ее “остановки”, позы были исполнены подлинной и какой-то осознанной и убеждающей красоты. Главное, чем Айседора отличалась от многих наших славнейших балерин, был дар “внутренней музыкальности”. Этот дар диктовал ей все движения, и, в частности, малейшее движение ее рук было одухотворено.
“Она была Музой. У нее не было никаких законов. Она танцевала не по правилам. Она творила. Она походила на музыку. Когда она двигалась, это было похоже на звуки скрипок, она была Уолтом Уитменом в женском обличье.” Абрахам Валковитц (Abraham Walkowitz 1878-1965)(американский художник российского происхождения)
После знакомства с Дункан в 1906 г.почти всю оставшуюся жизнь рисовал ее.
Рисунки Валковитца считаются полной записью наиболее интересных танцевальных движений исполнительницы. Это акварели или же угольные наброски. Рисунков очень много, более сотни листов, и каждый в настоящее время на анктикварных аукционах вызывает ажиотаж...
Впечатления от ее танца сестры литовского художника Микалоюса Константинаса Чюрлёниса- Ядвига Чюрлёните:
... Меня больше всего восхитило полное слияние движений Дункан с музыкой. Я никогда не думала, что движением можно так много выразить и, главное, что в движениях можно раскрыть развитие психологических процессов, таящихся в музыкальном произведении, не подкрепленных сюжетом или драматургией... Сдержанность движений действовала как тишина после катастрофы. Эта тишина была сильнее крика боли. Это было рыдание. Танцовщица, одетая в темно-фиолетовое длинное легкое одеяние, с большой внутренней эмоциональной силой передала душевное горе человека... Не было привычных для классического танца пируэтов и пуант, да и вообще акробатических трюков, а также чуждой человеческой природе имитации «веса бабочки». Она танцевала босиком; в ее движениях не было ни крупицы стремления щегольнуть своей виртуозностью. А главное - Дункан казалась мне гениальным музыкантом, который языком хореографии выражает семантику музыки. В ее симфоническом танце я почувствовала удивительную законченность всего произведения...
... Кончив танцевать симфонию, Дункан вышла поблагодарить за аплодисменты. Но вместо обычных банальных реверансов, она встала посередине эстрады, вытянула обе руки вперед и стояла так, немного наклонив голову набок, до тех пор, пока шум не затих. Ее длинная, до пола темно-фиолетовая туника, серьезность и вытянутость руки что-то напоминали мне. И сейчас не могу забыть этого впечатления. А напоминало мне все это картину Чюрлениса „Жертва".
Кстати Дункан видела эту картину. Об этом эпизоде рассказал Влодзимеж Моравский (польский композитор)видевший Дункан в гостях у своего брата Евгения в Париже:
подбежав к Евгению, воскликнула: «Кто он? Где он, этот человек, создавший эту замечательную картину?» Узнав, что этого человека давно уже нет в живых, она очень расстроилась. Затем воцарилась долгая тишина. Наконец Айседора произнесла: «Я его найду», - и попросила Румеля сыграть трагическую сонату Шопена си бемоль минор с траурным маршем. В тот вечер она танцевала удивительно - импровизировала эту сонату, а «друзьям мерещились черные крылья смерти».
По словам Влодзимежа , это был для них настоящий праздник. Она танцевала с таким вдохновением, с каким редко выступала в своих концертах. Кончив танцевать, Айседора стала очень задумчива, молчала и вскоре ушла домой. Евгений, помолчав, сказал: «А она все же, наверно, «нашла» то, что хотела найти».
Но не все воспоминания об Айседоре Дункан были однозначны. в той же книге "Живопись, воспоминания, размышления"Александр Николаевич Бенуа пишет:
После одного из ее выступлений в 1904 г. поклонники решили чествовать артистку ужином, устроенным в верхнем зале ресторана Кюба. Я был среди приглашенных и удостоился чести сидеть рядом с этой несомненно “гениальной”, но и шалой в жизни женщиной... Свою ангелобесовскую натуру Айседора тут же проявила.
Она, сильно запьянев, вдруг заявила, что желает плясать. Немедленно был отодвинут в сторону стол, все расселись широким кругом, а она, сбросив с себя верхнюю хламиду, и оставшись в одной короткой рубашонке, сымпровизировала вакхический танец (“Oh, je vais vous danser une danse bacchiquei”2), а под конец грохнулась (не причинив себе ни малейшего увечья) на ковер... Кто-то из устроителей отвез ее затем в “Европейскую” гостиницу, где она остановилась, и рассказывал потом, что и там безумица еще долго не могла успокоиться, плясала, валялась по полу, обнимала и целовала своего спутника. Насилу вырвался."
John Sloan Isadora Dunkan, 1911
В июле 1921 Дункан приехала в Советскую Россию по приглашению А.В.Луначарского и Л.Б.Красина, и организовала в Москве для детей рабочих хореографическую школу (особняк на ул. Пречистенка, 20), куда было принято около 60 девочек в возрасте от 4 до 10 лет. Первое выступление Дункан в Москве состоялось 7 ноября 1921-го года на сцене Большого театра в дни празднования четвертой годовщины Октября.
В 1925 школа, основанная Дункан в России, была лишена государственного финансирования, тем не менее школа и студия просуществовали до 1949 года. После отъезда Дункан студией руководила её приёмная дочь Ирма. Школа была закрыта по идеологическим соображениям, как пропагандирующая «болезненное, декадентское искусство, завезенное в нашу страну из Америки». Однако, за Дункан последовали «пластички-босоножки» Л.Н.Алексеева и С.Д.Руднева, которые создали студии пластики и музыкального движения, продолжающие работать и до настоящего времени. В России изданы две книги Айседоры Дункан: «Танец будущего» (М., 1907) и «Моя жизнь» (М., 1930)
Сегодня последователи искусства Айседоры Дункан сохраняют и развивают традиции её танца. Сделана запись оригинальной хореографии Дункан в нотах, выпущены книги по технике танца, отсняты на видео оригинальные танцы Дункан в исполнении современных танцоров. В 2001 году в Санкт-Петербурге был создан Культурный Центр Чистых искусств имени Айседоры Дункан (Дункан-Центр), в рамках деятельности которого, начиная с 2002 года, проводится ежегодный Международный открытый некоммерческий фестиваль памяти Айседоры Дункан (Фестиваль Дункан).
Вариации на тему танцев Айседоры Дункан.
Five Brahms waltzes
Tamara Rojo - Isadora - part 1
Tamara Rojo - Isadora - part 2
Isadora Duncan Dance Technique & Repertory Screener
Catherine Gallant of Dances by Isadora performs Three Etudes choreographed by Isadora Duncan in 1923. Music is by Russian visionary pianist/composer, Alexander Scriabin. These late works
VIONNET IN "HOMAGE TO ISADORA DUNCAN"
Isadora Duncan Dancers
Isadora Duncan Repertory Dance Company
Читает Сергей Есенин - Я покинул родимый дом - Isadora Duncan Dancers
Документальная съемка Isadora Duncan
http://sagittario.livejournal.com/188743.html
http://www.7md.lt/autorius/332
http://art-otkrytie.narod.ru/chiurlionis2.htm
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru