55 лет назад, 8 января 1962 года, на экраны страны вышел фильм замечательного режиссера-киносказочника Александра Роу "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Когда наш замечательный киносказочник решил экранизировать "Ночь перед Рождеством", он услышал от чиновников категорический отказ - с таким названием о фильме можно было сразу забыть. Но Роу решил изменить название - фильм стал называться, как и весь сборник рассказов Гоголя, "Вечера на хуторе близ Диканьки".
</p>
Вакулу сыграл студент Киевского театрального института Юрий Тавров. Это была единственная крупная роль у актера. После "Вечеров" Тавров сыграл крохотные эпизодические роли, затем работал на стройке, имел большие проблемы со здоровьем. Где умер и похоронен Юрий Тавров, не знает даже дочь от первого брака.
Сильно померзнуть на съемках пришлось всем, особенно "черту" - знаменитому Георгию Милляру, который играл всю нечисть в фильмах-сказках режиссера Александра Роу. Сначала ему сшили меховой костюм, чтобы он не простудился. Но Милляр, для которого дело было важнее холода, попросил другой - пусть тонкий и холодный, зато не стесняющий движений.
Он жаловался, что снежинки впиваются в тело через тонкую ткань, как иголки. Все ему сочувствовали. Но что было делать? Хотя Роу и не любил съемки в павильоне, сцену, где Вакула окунает черта в прорубь, все-таки собирался снять на киностудии: пожалел Георгия Милляра, которому в то время уже было под шестьдесят.
Но тот храбро отказался от предложения друга и сказал, что полезет в настоящую прорубь! Актер выдержал два дубля - после каждого его закутывали в тулуп и поили водкой.
Для съемки самого сложного в техническом плане эпизода – полета черта по небу – был приглашен акробат из цирка, который должен был сняться вместо Милляра. Но в результате несчастного случая дублер получил травму, и 58-летнему Георгию Францевичу пришлось исполнять высотные трюки самому. Актер, несмотря на боязнь высоты, так вошел во вкус, что выделывал головокружительные пируэты в воздухе даже при выключенной камере.
Георгий Милляр на съемках веселился как ребенок. Когда это мешало работе, Роу грозил: "Прекрати, а то маме пожалуюсь!" И съемочная группа смеялась уже над словами режиссера: все знали, что Георгий Францевич жил с мамой и ее слушался. Шутки у Милляра были "соленые". Например, исполнителя роли Панаса он звал Поносом, а себя за любовь к подобным переделкам - Стариком Похабычем. Однако, надевая костюм черта, он всякий раз повторял: "Господи, прости меня за это хулиганство!"
Людмила Хитяева, игравшая Солоху, была взята на роль без проб. Но через некоторое время она попросила снять ее с роли. С ней произошел несчастный случай, который она считает наказанием за роль ведьмы. Людмила каталась с сыном на лыжах, съезжая с горы, врезалась в дерево - и сломала нос!
Лицо превратилось в один ужасный синяк, и она по телефону призналась режиссеру, что в ближайшие несколько месяцев ее не спасут никакие гримеры. К счастью, опухоль быстра спала и о "лыжекатастрофе" напоминала лишь маленькая горбинка.
Увидев ее, Александр Роу даже обрадовался: "В сцене, когда Солоха летит на помеле, мы будем снимать тебя в профиль!" Но если горбинка пошла роли на пользу, то молодость и стройность Людмилы Хитяевой была только помехой. Чтобы Людмила выглядела женщиной внушительных форм, ей подкладывали "толстинки", надевали несколько нижних юбок и просили вжать подбородок в шею - так он казался двойным.
Черт и Солоха хорошо общались и в кадре, и вне его. Мызникова вспоминает, что Милляр и Хитяева устраивали застолья и конкурс украинской песни в перерыве между съемками.
Первый показ фильма состоялся 15 декабря 1961 года. И первыми зрителями "Вечеров" стали кировчане, где проходили натурные съемки. На премьере творилась настоящая чертовщина — по фойе Дворца Культуры комбината "Апатит" бегали черти и забрасывали зрителей ватными снежками.
Премьера фильма в СССР состоялась 8 января 1962 года.
Источник: Fishki.net
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru