Личная жизнь царя Ивана IV была столь бурной, что историки до сих пор теряются в догадках: сколько же всего жён было у деспотичного монарха? Чаще всего называется цифра семь, однако вполне возможно, что каких-то женщин из этого списка вообще не существовало. И уж совершенно точно, что некоторые из них так и не были признаны церковью законными супругами. Им всем, надо полагать, досталась нелегкая доля: некоторых, согласно «тёмной легенде» об Иване Грозном, царь убил или постриг в монахини.
Анастасия Захарьина-Юрьева
У юного царя, которому стукнуло 16 лет, выбор невест был огромный. Он воспользовался правом выбрать самую лучшую, устроив грандиозный смотр. Разослав грамоты к боярам, Иван приказал им доставить в Москву своих девиц. В результате Иван Васильевич выбрал добрую и услужливую Анастасию из рода Захарьевых-Юрьевых (впоследствии этот род прозовут Романовыми). Темноволосая, небольшого роста царица сыграла действительно важную роль в истории государства: она, судя по источникам того времени, была мудрой и благочестивой женщиной, которая, почти не вмешиваясь в царские дела, постоянно успокаивала вспыльчивого Ивана Грозного.
Супружеская жизнь ей протекала вполне размеренно: Анастасия занималась рукоделием, организовала свою мастерскую по вышиванию. Царица родила Ивану Грозному шестерых детей, большинство из которых умерли во младенчестве. Её здоровье из-за частых родов и болезней было основательно подорвано, а в 1559 году очередная болезнь буквально довела царицу до изнеможения. Она вскоре умерла в селе Коломенском, а в народе тут же стали говорить о том, что жену Ивана Васильевича отравили многочисленные неприятели. Эту версию частично подтверждают современные исследования, которые выявили в сохранившихся волосах царицы повышенное содержание ртути и мышьяка. Как бы то ни было, смерть Анастасии крайне опечалила Ивана Грозного: прервавшийся тринадцатилетний брак, пожалуй, самый счастливый из тех, что были у царя, повлиял на его политику: он, подозревая окружающих в её убийстве, начал полномасштабную войну с боярами и советниками.
Мария Темрюковна
Несмотря на всю горечь утраты, царь начал думать о поисках новой жены уже через неделю после смерти Анастасии. Это, однако, была не просто прихоть монарха, а предложение бояр, которые руководствовались не слишком строгими законами пристойности. Послы поскакали во все уголки страны, чтобы отыскать красавицу, достойную Ивана Грозного. В одном из таких уголков, уже за пределами государства — у кабардинского князя Темрюка — послы нашли невообразимой красоты девочку. 16-летняя Мария Темрюковна отправилась в Москву, где царь, как утверждает летопись того времени, «посмотрел её и полюбил».
Единственный ребёнок, которым царя одарила черкесская красавица, умер в возрасте двух месяцев. В источниках того времени Марию чаще всего называют «злонравной» и «на злые дела падущей»: действительно, в этом плане царица негативно влияла на Ивана Васильевича — она настраивала его против своих врагов, устраивала хитрые придворные интриги, получала удовольствие, наблюдая за казнями. Через пару лет Иван Грозный начал к жене охладевать: перестала его восхищать её красота, беседы с ней чаще всего перерастали в ссоры. В начале 1569 года Мария Темрюковна, вернувшись из длительной поездки, серьёзно захворала. Мария умерла, вероятнее всего, от воспаления лёгких, не совладав с тяжелой болезнью. Хотя опять же по городам гуляла молва, что царевну отравили враги.
Марфа Собакина
Смотр девиц после смерти жены стал уже для Ивана IV традиционной процедурой: на царский кастинг в этот раз привезли больше двух тысяч девушек, из них монарх отобрал сначала 24, потом 12, лишь после этого по совету Малюты Скуратова отдав своё предпочтение Марфе Васильевне. Обнажённых девиц, кстати, осматривал не только царь, но также бабки и доктор, специально выписанный из Кембриджа. То ли они ошиблись, то ли у Собакиной тут же нашлись очень влиятельные противники при дворе, но как бы то ни было цветущая и здоровая на момент свадьбы красавица скончалась через две недели после помолвки.
Как можно догадаться, в народе в очередной раз пошла молва об отравлении. Царь не на шутку разозлился, казнив около 20 человек, которые, вероятнее всего, никакого отношения к смерти царицы не имели. В то же время Грозный пошёл перед церковью на хитрость: овдовевший клялся духовенству, что невеста из-за болезни, мол, женой ему так и не стала. Духовенство против царя идти не решилось и поспешно разрешило тому жениться в четвёртый раз.
Анна Колтовская
Собирать ещё один смотр после предыдущего царь не захотел, просто решив выбрать претендентку, которая шла сразу за Марфой Собакиной. Решив все свои государственные дела и избавившись от тех, кто, по его мнению, хотел свергнуть царя, Иван Васильевич занялся делами семейными. Каноническое право четвёртый брак не допускало, однако монарх надавил на духовенство, которое в виде исключения разрешило ему взять в жёны Анну Колтовскую. Жена, как считали приближённые государя, не испытывала к мужу глубоких чувств.
Колтовская якобы была противницей опричнины, чем нажила себе множество врагов. Считается, что именно бояре смогли настроить царя против собственной супруги. Иван Грозный пошёл у них на поводу и постриг Анну в монахини. Брак не продержался и полугода, а царица, нареченная Дарьей, была заточена в подземную келью монастыря. После смерти Ивана Грозного её вроде бы хотели выпустить, но так этого и не сделали. Она скончалась в монастыре в 1626 году.
Анна Васильчикова
В этот раз царь, судя по всему, окончательно плюнул на церковные устои и женился в пятый раз без всякого на то разрешения. Некоторые историки, такие, например, как Карамзин или Соловьёв, даже не имели сведений об этом бракосочетании, так как документальные подтверждения были найдены позже. На свадьбе, которая предположительно прошла в 1575 году, присутствовал ограниченный круг людей, в том числе семь человек из рода Васильчиковых.
Церемония, конечно, из-за своей тайности была, что называется, не по чину: на ней не было даже великих бояр. Царицей семнадцатилетнюю Анну никто не называл, ей она фактически в скором времени и перестала быть. Пятый брак Ивана Грозного закончился так же, как и все предыдущие: через три месяца семейной жизни Васильчикова, будучи на момент помолвки абсолютно здоровой, скончалась якобы от «грудной болезни». При этом её тело вывезли из дворца тайно, захоронив в Суздальском девичьем монастыре.
Василиса Мелентьева
Существование шестой жены Ивана Грозного точно так и не доказано, а вся информация, которая о ней имеется, крайне скудна и противоречива. Кто-то называет её наложницей царя, кто-то — невенчанной женой, некоторые — выдуманным историческим персонажем. Несмотря на это, фигура Мелентьевой то и дело появляется в художественных произведениях, посвящённых Ивану IV. В год смерти Анны Васильчиковой царь якобы сделал Василису своей женой, но без брачного обряда. Поэтому приближённые называли её не иначе, как «женище» (кто-то вроде сожительницы).
По информации источников того времени, Мелентьева имела неосторожность уделять внимание некоему молодому человеку. У того голова упала с плеч сразу же, как об этом узнал Иван Грозный, а Василиса, по разным версиям, то ли была закопана заживо, то ли отправилась по проторенной бывшими жёнами царя тропе в монастырь. Как отмечают историки, даже если Мелентьева была реальной женщиной, она сыграла в жизни Ивана IV эпизодическую роль.
Мария Нагая
Шестая жена появилась у Ивана Грозного в 1580 году, ей стала дочь русского посла в Крыму Мария Нагая. Свадебный обряд, который опять же был незаконным с точки зрения церкви, прошёл в узком кругу приближённых к царю. Через два года после свадьбы Мария родила Ивану IVсына Дмитрия, чья судьба сложилась весьма трагично и который сегодня считается одним из самых почитаемых русских святых.
Ещё через два года после рождения сына Иван Грозный скончался, на престол взошёл его сын от первого брака Фёдор Иоаннович. Весь род Нагих был разослан по дальним городам и темницам, дома их были разорены. На Руси со смертью царя начался затяжной политический кризис.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru