lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Categories:

НОВЕЛЛА. "ПЕСНЯ- ПЬЕСКА, ПЕСНЯ- ДЕЙСТВО"

 
280 450
коллаж С. Расторгуева 
Смягчается времён суровость,
Теряют новизну слова.
Талант — единственная новость,
Которая всегда нова.
Борис Пастернак

Была невероятная тишина, солнечный сухой день, голубое небо. Стояла чудная осенняя погода, когда природа уже сменила свой наряд, а летнее тепло ещё не ушло. В канун выходных 7 октября 1934 года в Детском селе, которое когда-то называлось Царским селом, родилась девочка. Родители назвали еёстранным именем Новелла. Новелла в переводе с итальянского — новость. Новелла, как благая весть. Как впоследствии сказал Евгений Евтушенко, "давным-давно в русской поэзии не случалось ничего подобного…"

В 1961 году вышел из печати её первый поэтический сборник "Лирика". А в 1966 году, пятьдесят лет назад, Новелла Матвеева записала на фирме Мелодия свою первую пластинку, куда вошла и "Девушка из харчевни", песня, ставшая популярной не только в интеллигентской среде, но и далеко за её пределами. Помните, про тот самый гвоздь в стене, который метафорически оказался частью жизни героини песни.

В Советском Союзе это была первая пластинка, с которой член Союза писателей на всю страну запел под гитару песни собственного сочинения, не будучи членом Союза композиторов. На фоне существовавшей тогда цензуры это было событием. Хотя всё могло сложиться иначе, так как пятью годами раньше на Всесоюзной студии грамзаписи планировался выпуск пластинки с песнями Булата Окуджавы. Запись состоялась, а вот пластинка — нет. В конце 1961 года комсомольская пресса подняла хорошо организованную идеологическую шумиху вокруг песен Окуджавы, и запись легла на полку. В результате Новелла Матвеева стала первым самодеятельным автором, который под гитару заговорил с нами с пластинки своим выразительным музыкальным языком. Да и Булат Шалвович позднее признавался, что Новелла Матвеева была первой, кто взял в руки гитару. Вслед за ней её песни запели Владимир Высоцкий, Елена Камбурова, Татьяна и Сергей Никитины и ещё большая часть студенчества: кто на кухне, кто в дальних походах у костра.

Новелла Матвеева родилась и выросла в поэтической семье. Её отец Николай Николаевич Матвеев, известный под псевдонимом Матвеев-Бодрый, был поэтом, литературоведом, большим знатоком Дальнего Востока и действительным членом Всесоюзного географического общества. Как его назвала повзрослевшая дочь: "Это был тот же Дон Кихот! — один из последних романтиков нашего трудного времени".


630 300
wikimedia.org 


И дед её Николай Петрович Матвеев (литературный псевдоним Николай-Амурский) писал стихи, переводил с японского и занимался журналистикой. Он вырос в семье фельдшера русской православной миссии в Японии и был одним из первых европейцев, родившихся на острове Хоккайдо.

Её дядя Венедикт Николаевич Матвеев (литературный псевдоним Венедикт Март), поэт-футурист и переводчик древнекитайских поэтов, дружил с Сергеем Есениным и Даниилом Хармсом. В дань увлечению футуризмом дядя назвал своего сына сложным именем Уотт-Зангвильд-Иоанн. В последствие двоюродный брат Новеллы Матвеевой также стал поэтом, замечательным поэтом русского зарубежья, известным под псевдонимом Иван Елагин.

Её мама Надежда Тимофеевна Матвеева (в девичестве Малькова) преподавала литературу. Она тоже обладала поэтическим даром и печаталась под псевдонимом Матвеева-Орленева:

340 340
wikimedia.org 
Нет Пушкина,
Нет Тютчева,
Нет Фета,
Но все они сегодня говорят…

Надежда Тимофеевна читала маленькой дочери стихи Пушкина, чем и привила ей любовь к поэзии. Ещё она любила петьрусские и цыганские романсы и итальянские песни, и дочь унаследовала эту любовь к пению.

В 1968 году на экраны вышел фильм "Ещё раз про любовь", и почему-то все сразу решили, что прозвучавшая в этом фильме песня про моря и кораллы и про солнечного зайчика, который не линяет, непременно принадлежит Новелле Матвеевой. Многие до сих пор так думают и, что странно, уверенно пишут об этом в интернете, хотя в титрах фильма указаны композитор Александр Флярковский и поэт Роберт Рождественский. На самом деле женская песня про моря и кораллы и солнечного зайчика — это удачная стилизация Флярковского и Рождественского под уже известного и популярного в то время автора Новеллу Матвееву. Надо сказать, что к 1968 году у Новеллы Матвеевой вышло четыре сборника стихов и песен, а на фирме Мелодия были записаны две пластинки. Но, что забавно и отчасти объясняет путаницу с авторством "киношного зайчика", у Новеллы Матвеевой был свой "Солнечный зайчик", написанный ещё в 1962 году:

Я зайчик солнечный,
снующий
По занавескам в тишине
Живой,
По-заячьи жующий
Цветы обоев на стене...

Говорят, что когда Корней Чуковский услышал это стихотворение первый раз, он пришёл в такой восторг, что от радости прыгал через стул. В это легко можно поверить, если учесть, что импульсивный Корней Иванович был далеко не маленького роста, больше ста восьмидесяти сантиметров и, находясь в хорошем настроении, вполне мог позволить себе невинную забаву прыгать через стул.

Поэзия Новеллы Матвеевой одухотворённая, у неё своя интонация, своя душа. Её стихи и песни лишены штампа и складываются как-то по-особенному, будто бы по волшебству. Это необычное и лёгкое переплетение фантазии и реальности. Может потому, что она человек непубличный и предпочитала жить в гармонии с собой и с природой:


— Как ты можешь рассуждать про оливы,
Непричастная их шуму, их чуду?
— Я о них порасспросила у ивы –
Шелест листьев одинаков повсюду.

Когда в 1982 году фирма Мелодия выпустила большой диск с песнями Новеллы Матвеевой "Дорога — мой дом", Евгений Евтушенко в предисловии к нему написал: "Может быть сила её песен — их беззащитность. Хрупкий, почти детский голос, не меняющийся с годами, лёгкая, еле улавливаемая мелодия, как бы случайное прикосновение к гитарным струнам… Но какое ощущение внутренней чистоты!"

630 300
wikimedia.org 

Как сложилась песня у меня?
И сама не знаю, что сказать!
Я сама стараюсь
У огня
По частям снежинку разобрать.


Когда-то Корней Чуковский назвал Новеллу Матвееву "уходящая". Наверное, он имел в виду "уходящая натура". Так говорят только о больших мастерах. Доброе творчество Новеллы Николаевны зацепило своей красотой и романтикой не одно поколение и стало тем гвоздиком только уже не на стене, а в душе каждого.

Сергей Расторгуев

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments