lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Category:

ДАВИД ТУХМАНОВ: СКРОМНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ШЛЯГЕРОВ

11_cfcceb19f17b5e603bbe4a9c9fc2f995 (605x453, 166Kb)

Без песен этого композитора просто невозможно представить советскую эстраду 60-70-80 годов 20 века. Их исполняли во время парадов и на тихих семейных праздниках, они звучали на дискотеках и в радиоэфире, их пели самые именитые певцы и ребята во дворах под гитару. Простое перечисление всех шлягеров, которые он написал на протяжении трех десятилетий, заняло бы не одну страницу. Имя этого композитора - Давид Тухманов.

Песня «Последняя электричка» в исполнении Владимира Макарова была, пожалуй, первым всенародно популярным хитом Давида Тухманова. В 1966 году певец исполнил её по Всесоюзному телевидению, и дорога к славе для композитора была открыта. Хотя написал он эту незатейливую песенку аж в 1961 году, будучи еще студентом знаменитого Гнесинского музыкального училища. Ему был тогда 21 год. Он был молод и амбициозен. Сочинял инструментальные пьесы для фортепиано, увлекался джазом. К тому времени он уже закончил музыкальную школу при училище, куда мама привела его в пятилетнем возрасте. Мама – Вера Карасева - сама была музыкантом, сочиняла музыку. Она была хорошо знакома с Еленой Фабиановной Гнесиной – последней из пяти сестер-основателей знаменитого училища. К ней-то и попал на первую прослушку маленький Давид. Имя ему, кстати, перешло по наследству от деда, так же как и отчество – Федорович. А отец будущего композитора - Федор Давидович - был инженером. Его родовые корни уходят в знатный армянский дворянский род Туманянов, отпрысков князей Мамиконянов-Дсехских. Остается уточнить, что родился Давид Тухманов в Москве 20 июля 1940 года. 

david-tuhmanov-2 (400x323, 65Kb)

Одна из наиболее «легендарных» песен Тухманова середины 1960-х годов - «Эти глаза напротив». Её пел Валерий Ободзинский. Слова для неё написала Татьяна Сашко. В середине 60-х Татьяна Сашко стала женой Давида Тухманова, который до этого уже закончил Гнесинское училище, отслужил в армии и работал на радиостанции «Юность».



Сама Татьяна писала стихи, переводила прозу и пыталась стать певицей. На пластинках есть даже некоторые записи в её исполнении. Однако большой популярности сама Татьяна Сашко не добилась. Зато в музыкальных кругах в то время упорно говорили о том, что дома она чуть ли деспотично заставляет мужа Давида писать все новые и новые песни для эстрады, которые постепенно обретали популярность. Ходили слухи, что она просто буквально запирала Тухманова на ключ в комнате, пока он не напишет что-нибудь стоящее. Скорее всего, говоря современным языком, Татьяна была хорошим продюсером. Даже на художественных советах, где неизменно предварительно прослушивались все произведения, которые допускались потом к исполнении на эстраде, Татьяна представляла песни мужа. Самому Давиду Тухманову делать это было недосуг. По всей стране звучали его песни, а в лицо композитора знали немногие. Рассказывают даже, что в Доме творчества композиторов под фамилией Тухманов жил некоторое время некий гражданин, пока туда не приехал как-то сам Давид Федорович. 

TASS_574595-2 (328x550, 128Kb)

Песня «Как прекрасен этот мир» в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы» дала заглавие пластинке песен Давида Тухманова. Фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила этот диск в 1972 году. К этому времен песни Тухманова уже пели Валерий Ободзинский и Мария Лукач, Иосиф Кобзон и Майя Кристалинская, Александр Градский и квартет «Гайя».



Это была первая большая пластинка Тухманова, где он воплотил новую по тем временам идею сюитного построения альбома. Песни были объединены не общей тематикой, а настроением, единым музыкальным духом. Сам композитор отмечал влияние популярного альбома «Битлз» «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера». А поскольку западная музыка редко попадала в то время на широкую аудиторию слушателей, пластинка Тухманова была как бы струей свежего воздуха. Так же как и следующая большая работа – диск 1975 года «По волне моей памяти», идея создания которого принадлежит опять же тогдашней законной супруге композитора Татьяне Сашко. Она подбирала стихи классических поэтов – Бодлера, Мицкевича, вагантов, Сафо, а Тухманов написал на них музыку, соединив в одно целое эстраду, рок и классику. В результате – тираж в два с половиной миллиона экземпляров разошелся очень быстро, а фарцовщики стали продавать эту пластинку из-под полы. 
В том же 1975 году композитор пишет еще одну песню, без которой вот уже на протяжении десятилетий е обходится ни один праздник Победы. Тогда к 30 летию Победы, в Союзе композиторов был объявлен конкурс на лучшую песню о Великой Отечественной войне и поэт Владимир Харитонов предложил Давиду Тухманову создать такую песню. Так появилась песня "День Победы", но никакого места в конкурсе она не заняла.



Более того, из уст профессионалов прозвучали очень резкие критические высказывания. Музыку Тухманова посчитали фокстротом, а стихи Харитонова назвали легкомысленными. В результате песню сначала не брали ни на телевидение, ни на радио. Первой исполнительницей её была Татьяна Сашко. Потом «День победы» пел Леонид Сметанников. Но только в исполнении Льва Лещенко она обрела всенародную популярность. Лещенко исполнил её в концерте, посвященном Дню милиции. Запись транслировалась по Всесоюзному телевидению в прямом эфире, что было большой редкостью в то время, и песню просто не могли вырезать. А после этого никаких вопросов ни у кого уже не возникало.

tuhm01 (376x290, 83Kb)

Вообще в середине семидесятых Давид Тухманов был, как сказали бы сегодня, самым раскрученным композитором. Его песни звучали по всей стране, а Всесоюзный комитет по авторским правам исправно отчислял Тухманову гонорары. Злые языки говорили, что в месяц набегало до 30 тысяч. Это в то время, когда средняя зарплата инженера составляла 120 рублей. Тухманов же продолжал скромно выдавать на гора свои шлягеры, по-прежнему ставя перед собой разного рода творческие задачи. И песни рождались иногда совершенно неожиданно. Как-то его приятель из отдела культуры ЦК комсомола увидел на столе композитора новые стихи Владимира Харитонова – «колеса диктуют вагонные, где снова увидеться нам. Мои номера телефонные разбросаны по городам». Прочитал текст, приятель пожал плечами: «С таким текстом ничего пристойного сделать невозможно». — «Посмотрим», - с улыбкой ответил Тухманов, потому что мелодия новой тогда уже была у него готова. В общем, они даже поспорили тогда на бутылку коньяка. Ну а время показало, кто выиграл…




В начале 80-х Тухманов, повинуясь, если можно так выразиться, ритму времени и собственному художественному чутью, выпускает еще три новаторские авторские пластинки.

6625232344503158 (687x700, 524Kb)

В 1982 году выходит диск «НЛО», записанная с группой «Москва», где солистом был тогда Николай Носков. Это был чистый хард-рок, написанный на стихи поэтов-классиков. Это был больше студийный проект. Когда группа «Москва» попробовала как-то спеть пару песен на живом концерте, реакция публики была весьма сдержанная. Скорее здесь отразились эксперименты Давида Тухманова с электронными аранжировками. Так же как и в альбомах 1985 года - «Ступени» и «Сама любовь». Это были яркие мелодии с применением электронных синтезаторов. Следующим экспериментом композитора была группа «Электроклуб», которую Тухманов, по его словам, создал как чисто коммерческий проект. По поводу инструментального звучания название говорит само за себя. А вот вокалистами там были молодые Ирина Алегрова, Игорь Тальков, Виктор Салтыков. Тогда-то в конце восьмидесятых в исполнении «Электроклуба» и прозвучала впервые песня «Чистые пруды», которая потом стала своеобразной визитной карточкой Игоря Талькова.




Это было время перестройки. В стране жилось неспокойно. С одной стороны открывались новые возможности, с другой рушился старый устойчивый порядок. В судьбе Давида Тухманов, судя по всему, тоже наступил своеобразный перелом – как в творчестве, так и в личной жизни. В 1990 Тухманов едет по туристической визе в Германию и остается там жить в Кельне.

2854e45e3138051e1cc35ab2097 (470x464, 181Kb)

Ему 50. К тому времени он развелся с Татьяной Сашко, с которой прожил не один год. У них уже взрослая дочь. Расписался со второй женой Натальей, которая, пока Тухманов бы в Германии, через суд выписала его из пятикомнатной московской квартиры. Представителем композитора была все та же преданная первая жена Татьяна. Суд они выиграли. Тухманова прописали обратно, но домой он не вернулся. Прожил в Германии почти на птичьих правах около пяти лет. Зарабатывал тем, что играл на рояле в ресторанах, переписывал ноты для библиотек. Вообще ни от какой работы не отказывался. Согласитесь, довольно своеобразно выглядел автор патриотической песни про Победу в великой войне, наигрывающий популярные мелодии за роялем в ресторане для тех, кто войну проиграл… Но – такова судьба. Разве может пострадать от этого популярность песен композитора Давида Тухманова? 

1231255 (700x652, 147Kb)

В 1995 Тухманов вернулся в Москву. Хотя не совсем в Москву. Он стал жить где-то между Москвой и Израилем. На берегу теплого моря у него дом, в российской столице – студия. От своеобразно кризиса помогла избавиться третья жена по имени Любовь, с которой Давид Федорович познакомился вскоре после приезда в Кельн. Она к тому времени много лет проживала в Германии и была состоявшейся джазовой певицей и пианисткой. 

511bab6d53e32e8bcc119af7e532d0a7_XL (700x465, 317Kb)

Композитор по-прежнему пишет музыку, но от популярных песен обратился к более устойчивым классическим формам. Осенью 2001 года состоялась премьера спектакля "Мадлен, спокойно!", музыку к которому композитор написал специально для Людмилы Гурченко. Последней «глобальной» работой Тухманова стала опера «Царица», которую поставили в июле 2009 года на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. А еще в соавторстве со своим давним другом поэтом Юрием Энтиным он написал более ста детских песен.

65_tn3 (600x600, 185Kb)

Сергей Краснобород

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments