lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Category:

СТАРЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ. МЫСЛИ ПО ПОВОДУ

 
320 390
wikipedia.org 
Есть на свете неплохой современный фильм с самым обычным названием "Про любовь", построенный по модному принципу альманаха — несколько историй любви, объединенных лекцией о любви же. Одна из этих историй посвящена юной жительнице Японии, приехавшей в нашу столицу на фестиваль русской культуры и обожающей все русское, в том числе песни. В одном из эпизодов она берет гитару и...

"Гоп-стоп,
Мы подошли из-за угла. 
Гоп-стоп, 
Ты много на себя взяла. 
Теперь расплачиваться поздно, 
Посмотри на звёзды, 
Посмотри на это небо..."

Ну, и далее по тексту. И все это нежнейшим голосом, под звон гитары и явно без понимания того, о чем песня.

Смех смехом, а посмотришь — и задумаешься: был бы на их месте ты, что бы предложил? Может быть, что-нибудь такое:


"Спят курганы тёмные, 
Солнцем опалённые. 
И туманы белые
Ходят чередой. 
Через рощи шумные
И поля зелёные
Вышел в степь донецкую
Парень молодой".

В первых и лучших "Старых песнях о главном" эту вещь исполнил Николай Расторгуев: вместе с Советским Союзом ушел воспитываемый такими песнями культ труда (пусть и выродившийся в итоге непонятно во что), но ставка на ретро оказалась долговечнее любого проекта, хоть телевизионного, хоть геополитического: "Достояние республики", "Один в один", да и "Голос" частенько выезжает за счет песен, написанных в СССР. Поклонники оригинальных песен морщатся, заслышав новомодные переделки — но кто знает, может быть, для кого-то путь к старым песням лежит через новое исполнение?

...Уходит традиция застолий, а вместе с ней уходит и пение, объединяющее молодых и не очень людей: ведь Филиппа Киркорова или Михаила Круга, какими бы культовыми они ни были, представить в застольном репертуаре непросто. Зато "Хас-Булата" хоть и знают по-разному, но уж зачин помнят все. И пусть смеется некий сатирик над тем, что русский народ поет душою, якобы не знающей нот.

"Начали дружно, хором, но постепенно те, кто забыл или не знал дальше слова, замолкали. Я сошел с дистанции где-то в середине, когда начал проясняться вопрос о том, что молодая жена Хас-Булата состоит в нежных отношениях с князем, пытающимся выторговать ее у мужа. Честно говоря, я понятия не имел, что все закончится так скверно, мне почему-то всегда казалось, что они договорятся", - признается наивный герой повести "Парижская любовь Кости Гуманкова", повествуя о грандиозной пьянке советских людей, впервые выехавших "туда". И может быть, именно во время застолий сказывается одна из наших особенностей, да и не только русских: если душа просит песен, пой, не стесняйся! Не поэтому ли все мы до сих пор любим украинский в своем колорите мультфильм "Жил-был пес": "Ой тааам, на гори" и седовласый дед, роняющий слезу в рюмку. У какого русского не дрогнет при этом сердце?


630 300
wikipedia.org 

...И у какого русского не дрогнет сердце при виде Марка Наумовича Бернеса, поющего "Журавли", "Ну что сказать, мой старый друг", "Тучи над городом встали" или любую другую песню? Мало кто помнит сюжет фильма "Человек с ружьем", но разве не захочется подхватить вслед за Костей Жегулевым:

"Далека ты, путь-дорога.
Выйди ж, милая, встречай.
Мы простимся с тобой у порога,
Ты мне счастья пожелай".


Под обаяние этой песни попал даже Борис Гребенщиков, в симпатиях к "комиссарам в пыльных шлемах" вроде бы не замеченный. Искренность — не единственное качество талантливой песни, но одно из необходимейших, а здесь его, пожалуй, больше, чем в сотнях других, написанных много позже, и не только официальными композиторами. А песни Победы? Сколько бы ни ломалось копий, сколько бы ни доказывали с той и другой стороны, кто начал первым, "Темная ночь", "Москвичи" и другие вошли в сердце настолько прочно, что умрут, пожалуй, только вместе с тобой.

 
630 300
wikipedia.org 

"Старые песни, время не одолеть.
Я уверен, наши дети их не будут петь"…

- пел в 90-е Евгений Маргулис.

И впрямь, уходят в прошлое "своевременные" книги, "правильные" фильмы, современные дети хорошо, если что-то где-то слышали о Пушкине, — но как же можно оставить в прошлом песни, пережившие и многое и многих?

И после тяжелых ритмов, мудреных мелодий и композиторских загогулин нет-нет да и потянется рука к полке с записями Ободзинского, Трошина, Анны Герман, Утесова — в мир, которого никогда не было, но который мы любим и будем любить всегда.
 
Сергей Князев
 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments