wikipedia.org
Она родилась 120 лет назад, 27 августа, в дореволюционной Одессе, наполненной юмором, как солеными бычками на Привозе. В родном городе Бабеля, Катаева, Ильфа… Она еще в юном возрасте, решив стать актрисой, уехала из легендарной Одессы в большую Москву. Позже она скажет о себе и двух городах: "В Москве можно выйти на улицу одетой, как бог даст, и никто не обратит внимания. В Одессе мои ситцевые платья вызывают повальное недоумение – это обсуждают в парикмахерских, зубных амбулаториях, трамвае, частных домах. Всех огорчает моя чудовищная “скупость” – ибо в бедность никто не верит".
Через 65 лет после рождения Раневской в бедность ее по-прежнему никто не верил, кроме самых ближайших друзей. Почти чудовищную "щедрость" проявило и советское государство, присвоивФаине Георгиевне звание Народной артистки СССР – по совокупности достижений в искусстве.
Через 15 лет после высокого присвоения она категорически отказалась праздновать свое восьмидесятилетие. На том основании, что "старость – это просто свинство". |
О нашем народе, который, как известно, состоит из представителей обоих полов, Раневская была настолько невообразимого мнения, что ни одно советское издание не отважилось бы опубликовать ее философскую запись в записной книжке: "Народ у нас самый даровитый, добрый и совестливый. Но практически как-то складывается так, что постоянно, процентов на восемьдесят, нас окружают идиоты, мошенники и жуткие дамы без собачек. Беда!"
wikipedia.org |
По отношению к себе ирония Фаины Георгиевна еще безжалостней: "Как я завидую безмозглым! Поняла, в чем мое несчастье: скорее поэт, доморощенный философ, “бытовая дура” – не лажу с бытом. Урод я!"
Она не ладила с бытом с детства. И в этом – что-то почти фатальное, как порыв ветра, вырвавший в 1915 году деньги из ее рук. Об этой "шутке природы", случившейся с ней на заре театральной юности, она печально отозвалась: "Раневская – это потому, что я все роняю".
Она жила в комнате с видом на глухую стену. В комнате даже днем горел электрический свет. Это было не самое качественное жилое помещение в центре Москвы, и Раневская из-за царивших в комнате сумерек сравнивала себя с ведром, опущенным на дно колодца. Она постоянно шутила на эту тему, приводя в пример "более светлую жизнь" какого-нибудь знаменитого актера, режиссера или писателя. И очень любила свою домработницу, напоминавшую по виду и образу действий "городскую сумасшедшую". О катастрофическом единстве бытового кошмара и театрального искусства однажды сказала с присущей ей гипертрофической горечью: "Дома хаос, нет работницы – в артистки пошли все домработницы"
Раневская в детстве жила в большом деревянном доме, из окна которого однажды увидела, как по двору волокут мертвую лошадь. Актрисой "себя почувствовала очень рано": "…Испытываю непреодолимое желание повторять все, что делает дворник. Верчу козью ножку и произношу слова, значение которых поняла только взрослой. Изображаю всех, кто попадается на глаза. "Подайте Христа ради", - произношу вслед за нищим; "Сахарная мороженная", - кричу вслед за мороженщиком; "Иду на Афон Богу молиться", - шамкаю беззубым ртом и хожу с палкой скрючившись, а мне 4 года".
Ее родители были против, чтобы дочь стала актрисой. Она тайком покинула отчий дом и устроилась на работу в массовку. Потом были провинциальные сцены, сотни мелких и крупных ролей. И данное себе обещание бросить к чертовой матери всю эту сценическую ерунду. В конце концов она добилась того, что стала… театральной труппой. Один серьезный режиссер сказал, что она - "…и героиня, и травести, и грант-кокет, и благородный отец, и герой-любовник, и фат, и субретка, и драматическая старуха, и злодей. Все амплуа в ней одной".
Всю свою сценическую жизнь Раневская боялась одного: играть плохо. И никогда не боялась ни великих режиссеров, с которыми работала на сцене многочисленных театров, ни великих партнеров, с которыми снималась в кино. Ради "правды образа" шла на многочисленный жертвы. Ростислав Плятт, сыгравший в фильме "Подкидыш" роль Мули, вспоминал: "Фаина Георгиевна была в то время молодой женщиной, с гибкой и худой фигурой. Но она представляла свою героиню массивной, тяжелой. Актриса нашла "слоновьи" ноги и трудную поступь, для чего перед каждой съемкой обматывала ноги бинтами".
Фильм "Мечта" посмотрел в Белом доме президент США Франклин Рузвельт. После просмотра Рузвельт сказал: "На мой взгляд, это один из самых великих фильмов земного шара. Раневская – блестящая трагическая актриса".
Свою судьбу эта "блестящая трагическая актриса" назвала "шлюхой". Так и написала в своей "ненаписанной книге": "судьба-шлюха". А когда в 1983 году навсегда оставила сцену, то о своем решении сообщила директору театра имени Моссовета: "Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!"
Беспримерной попыткой "бесконечного начала" и была вся жизнь Фаины Георгиевны Раневской.Юмор, талант, резкость высказываний, колоссальная работоспособность, многочисленные анекдоты и невероятная горечь ощущений при взгляде на окружающих и окружающее. Ее боялись и стремились к дружбе с ней. Ее уважали, ненавидели и боготворили. А она боготворила Толстого, Чехова, Пушкина, Станиславского, деревья, не любила цветы и орден Ленина, выданный ей по случаю ее восьмидесятилетия. Медали и ордена она называла "похоронными принадлежностями", и о чем-то неведомом сумела в своей "ненаписанной книге" написать: "А может быть, поехать в Прибалтику? А если я там умру? Что я буду делать?"
wikipedia.org |
Ей было уже за восемьдесят, когда, по ее признанию, она "стала забывать свои воспоминания", но не перестала удивляться, что… "хватило ума глупо прожить жизнь". |
тницы. Поголовно все".
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru