lera_komor (lera_komor) wrote,
lera_komor
lera_komor

Category:

РЕТРО-МУЗЫКА. СТАРИННЫЙ ВСЕМ ИЗВЕСТНЫЙ РОМАНС "ДВЕ ГИТАРЫ"

de67d29cbcfda7198ea4616607d35d03 (564x699, 384Kb)

На мотив цыганской венгерки
Слова Аполлона Григорьева
Музыка Ивана Васильева


Две гитары, зазвенев,
Жалобно заныли…
С детства памятный напев,
Старый друг мой - ты ли?!

Припев:

Эх, раз, еще раз,
Еще мнго, много раз! 

Как тебя мне не узнать?!
На тебе лежит печать
Буйного похмелья,
Горького веселья...

Это ты, загул лихой,
Ты - слиянье грусти злой
С сладострастьем баядерки, –
Ты, мотив венгерки!

Квинты резко дребезжат,
Сыплют дробью звуки…
Звуки ноют и визжат,
Словно стоны муки.

Что за горе? Плюнь да пей!
Ты завей его, завей
Веревочкой горе!
Топи тоску в море!

Вот проходка по баскам
С удалью небрежной,
А за нею – звон и гам
Буйный и мятежный.

Перебор…и квинта вновь
Ноет-завывает.
Приливает к сердцу кровь,
Голова пылает.





Стихотворение Аполлона Григорьева "Цыганская венгерка" (см. ниже) описывает исполнение цыганским хором Ивана Васильева "подлинной" цыганской венгерки.



Юрий Морфесси

Фрагмент стихотворения, в свою очередь, тоже стал цыганским романсом в исполнении того же хора. В разных источниках мелодия варьируется. Иногда автором музыки указывается сам Иван Васильев

f9d9cdbeec6e03587df53546d2935f28 (700x297, 140Kb)
 

Аполло́н Алекса́ндрович Григо́рьев (16 [28] июля 1822Москва — 25 сентября [7 октября1864,Санкт-Петербург) — русский поэт, литературный и театральный критик, переводчик, мемуарист, идеолог почвенничества, автор ряда популярных песен и романсов.

grigoriev (431x572, 173Kb)

Иван Васильев(1810-1870)- композитор, гитарист, певец, руководитель цыганского хора в Москве "В Грузинах" в середине прошлого века.

vasilyev_i (361x389, 62Kb)

Васильев первым ввел в хоре ансамблевое пение. Он был автором популярных в быту романсов и песен  и стал первым цыганским композитором, чьи произведения издавались. Известно около двадцати опубликованных песен Васильева. Также ему принадлежит авторство цыганской песни "Две гитары" на стихи Апполона Григорьева. Именно Васильеву передал в 1848 году руководство своим хором И.О.Соколов.В 50-70-х годах хор прославился своим знаменитым исполнением русских песен и бытовых романсов в своеобразной хоровой манере московских цыган.

Две гитары 


Валентина Пономарева


Две гитары за стеной
Жалобно заныли…
О, мотив любимый мой,
Старый друг мой, ты ли?
Так…Так…Так…Так…
Подруга верная моя,
Гитара семиструнная,
Звени мне звонче соловья,
Ведь ночь такая лунная.
Так…Так…Так…Так…
Как тебя мне не узнать,
Ход твой в ре миноре
И мелодию твою
В частом переборе.
Так…Так…Так…Хоп, еще раз…
Печальной песнею тревожь,
Веселой – подзадоривай,
То, что милый мой хорош,
Как цветок лазоревый,
Так…Так…Так…Так…Мила-а-ая…

strongilla_irtlach_dve_gitari_za_stenoj (500x500, 171Kb)
Из репертуара Стронгиллы Иртлач, популярной ленинградской певицы конца 1930-х гг., турчанки по национальности .



Подлинная "цыганская венгерка" в исполнении Яна Табачника

АВТОРСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Цыганская венгерка


Аполлон Григорьев

Две гитары, зазвенев, 
Жалобно заныли... 
С детства памятный напев, 
Старый друг мой - ты ли? 

Как тебя мне не узнать? 
На тебе лежит печать - 
Буйного похмелья, 
Горького веселья! 

Это ты, загул лихой, 
Ты - слиянье грусти злой 
С сладострастьем баядерки - 
Ты, мотив венгерки! 

Квинты резко дребезжат, 
Сыплют дробью звуки... 
Звуки ноют и визжат, 
Словно стоны муки. 

Что за горе? Плюнь да пей!
Ты завей его, завей 
Веревочкой горе! 
Топи тоску в море! 

Вот проходка по баскам 
С удалью небрежной, 
А за нею - звон и гам, 
Буйный и мятежный. 

Перебор... и квинта вновь 
Ноет-завывает; 
Приливает к сердцу кровь, 
Голова пылает. 

Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка, 
С голубыми ты глазами, моя душечка! 

Замолчи, не занывай, 
Лопни, квинта злая! 
Ты про них не поминай... 
Без тебя их знаю! 
В них хоть раз бы поглядеть 
Прямо, ясно, смело... 
А потом и умереть - 
Плевое уж дело. 
Как и вправду не любить? 
Это не годится! 
Но, что сил хватает жить, 
Надо подивиться! 
Соберись и умирать, 
Не придет проститься! 
Станут люди толковать: 
Это не годится! 

Отчего б не годилось, 
Говоря примерно? 
Значит, просто всё хоть брось. 
Оченно уж скверно! 
Доля ж, доля ты моя, 
Ты лихая доля! 
Уж тебя сломил бы я,
Кабы только воля! 
Уж была б она моя, 
Крепко бы любила... 
Да лютая та змея, 
Доля, - жизнь сгубила. 
По рукам и по ногам 
Спутала-связала, 
По бессонными ночам 
Сердце иссосала! 
Как болит, то ли болит, 
Болит сердце - ноет... 
Вот что квинта говорит, 
Что басок так воет. 



Юл Бриннер и Алеша Дмитриевич. Редкое видео!
. . . . . . . . .
Шумно скачут сверху вниз 
Звуки врассыпную, 
Зазвенели, заплелись 
В пляску круговую. 
Словно табор целый здесь 
С визгом, свистом, криком 
Заходил с восторгом весь 
В упоенье диком. 
Звуки шепотом журчат 
Сладострастной речи... 
Обнаженные дрожат 
Груди, руки, плечи.
Звуки все напоены 
Негою лобзаний. 
Звуки воплями полны 
Страстных содроганий... 
Басан, басан, басана, 
Басаната, басаната, 
Ты другому отдана 
Без возврата, без возврата... 
Что за дело? ты моя! 
Разве любит он, как я? 
Нет - уж это дудки! 
Доля злая ты моя, 
Глупы эти шутки! 
Нам с тобой, моя душа, 
Жизнью жить одною, 
Жизнь вдвоем так хороша, 
Порознь - горе злое! 
Эх ты, жизнь, моя жизнь... 
К сердцу сердцем прижмись! 
На тебе греха не будет, 
А меня пусть люди судят, 
Меня Бог простит... 

Что же ноешь ты, мое 
Ретиво сердечко? 
Я увидел у нее 
На руке колечко!.. 
Басан, басан, басана,
Басаната, басаната! 
Ты другому отдана 
Без возврата, без возврата! 
Эх-ма, ты завей 
Веревочкой горе... 
Загуляй да запей, 
Топи тоску в море! 
Вновь унылый перебор, 
Звуки плачут снова... 
Для чего немой укор? 
Вымолви хоть слово! 
Я у ног твоих - смотри - 
С смертною тоскою, 
Говори же, говори, 
Сжалься надо мною!
Неужель я виноват 
Тем, что из-за взгляда 
Твоего я был бы рад 
Вынесть муки ада? 
Что тебя сгубил бы я 
И себя с тобою... 
Лишь бы ты была моя, 
Навсегда со мною. 
Лишь не знать бы только нам 
Никогда, ни здесь, ни там 
Расставанья муки... 

Слышишь... вновь бесовский гам, 
Вновь стремятся звуки... 
В безобразнейший хаос 
Вопля и стенанья 
Всё мучительно слилось. 
Это - миг прощанья. 
Уходи же, уходи, 
Светлое виденье!.. 
У меня огонь в груди 
И в крови волненье. 
Милый друг, прости-прощай, 
Прощай - будь здорова! 
Занывай же, занывай, 
Злая квинта, снова! 
Как от муки завизжи, 
Как дитя от боли, 
Всею скорбью дребезжи 
Распроклятой доли! 
Пусть больнее и больней 
Занывают звуки, 
Чтобы сердце поскорей 
Лопнуло от муки! 

<1857>



Шарль Азнавур

Источник:Википедия

Оформление мое

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments