Его называли неповторимым, гениальным и... «чокнутым». Он был действительно, что называется, не от мира сего. О его рассеянности и странностях характера в артистической среде ходили чуть ли не анекдоты. Вот несколько историй о том, каким Иннокентий Михайлович Смоктуновский остался в памяти тех, кому посчастливилось быть с ним знакомым.
Первый блин
На эпизодическую роль в фильме «Убийство на улице Данте» был приглашен малоизвестный актер. Михаил Козаков рассказывал: «Этот актер в кадре выглядел крайне зажатым, оговаривался, останавливался, извинялся... Ромм его успокаивал, объявлял новый дубль, но история повторялась... Михаил Ильич был сторонником малого количества дублей... А злополучный эпизод „кабачка“ снимали уже не меньше пятнадцати раз. Нонсенс! Съемка не ладилась, нервозность дебютанта передалась всем окружающим. На застопорившийся кадр ушла чуть ли не вся смена. Ассистенты режиссера предложили заменить бездарного актера. Ромм вдруг побагровел, стал злым (что с ним редко случалось) и шепотом сказал: „Прекратите мышиную возню! Актер же все чувствует. Ему это мешает. Неужели вы не видите, как он талантлив?! Снимается первый раз, волнуется. Козакову легче: у него большая роль, он знает — сегодня что-то не выйдет, завтра наверстает, а эпизод — это же дьявольски трудно! И артист этот еще себя покажет“. Надо сказать, что все, в том числе и я (к стыду своему), удивились словам Михаила Ильича о талантливости этого с виду ничем не примечательного провинциала. А им был Иннокентий Смоктуновский!»
О вкусах не спорят
История из книги Льва Дурова «Байки на бис».
В фильме «Високосный год» мы снимались вместе с Кешей Смоктуновским, и он все время называл меня учителем. То и дело подходил и спрашивал, правильно он играет или нет. Это могло показаться кокетством, но на самом деле для него всегда было важно проверить, то ли он делает или нет. Иннокентию Смоктуновскому часто не нравилось, как он играет. Однажды моя жена восхищенно сказала: «Как хорошо вы играете в «Ночном госте!» На что он заметил: «А у вас хороший вкус?»
Гамлет, которого не было
Еще одна история от Льва Дурова.
Однажды зимой мы с моим приятелем шли по городу и вдруг на переходе Садового кольца в сутолоке встретили Смоктуновского. Он нам стал рассказывать, что скоро будет сниматься в «Гамлете» и что ему это все не нравится, потому что, по его словам, Козинцев совсем не понимает, о чем надо снимать. И тут — прямо посреди Садового кольца и рядом с проходившими мимо людьми — он сыграл нам всего Гамлета. Это было потрясающе. У меня текли слезы.
«В фильме, — сказал он, когда закончил, — всего этого вы не увидите».
Опять этот Смоктуновский!
Дело было в Москве, в бытность Смоктуновского ведущим актёром МХАТа. Однажды после спектакля к нему подошёл незнакомый молодой человек и буквально взмолился:
— Иннокентий Михайлович! Дорогой! Моя любимая девушка никак не обращает на меня внимание. Не могли бы вы, выйдя из театра, подойти ко мне и сказать: «Привет, Вася!»?
Видимо, жалкий вид парня растрогал знаменитого актёра, и он решил ему подыграть. Сделал всё, как его просили. Реакция «статиста», однако, оказалась на редкость неожиданной: после произнесённых по сценарию слов, он раздражённо повернулся и громко проорал:
— Опять этот Смоктуновский! Ну до чего надоел!!!
Поразительно, но актёр совершенно не обиделся, проникнувшись взрывным решением недобросовестного партнёра...
Дедушка
Уехав из родной деревни Татьяновка в Томской области, Иннокентий Михайлович решил навестить свою многочисленную родню только более чем через 50 лет. Вот что он вспоминал об этом посещении: «Когда мы подъезжали к Татьяновке, то приблизительно километра за два от деревни стояла огромная толпа — мои родственники. Двоюродный брат и две двоюродные сестры нарожали детей, а те, в свою очередь, тоже рожали... Они не знали точного времени моего приезда, поэтому на дороге прождали несколько часов... Среди этой толпы стояло много детей и вся эта орава кричала мне: „Дедушка к нам приехал! Дедушка приехал!“ Я их моментально возненавидел за этого дедушку...»
Ясновидящий
Рассказывает Лев Дуров.
Как-то мы были на гастролях и меня поселили в очень неудобный номер: узкий какой-то, с крошечным окошком, с протертым до дыр ковриком. И вот зашел меня навестить Кеша Смоктуновский. Как только он оглядел номер, тут же меня спросил: «В этой комнате тебе никакие мысли в голову не приходят?» Я: «Приходят!» Кеша: «Давай я угадаю! Я сейчас напишу их на бумажке, а потом ты скажешь». Он написал что-то. Я говорю: «Мысли такие: «Не удавиться ли мне?» Кеша показывает свою запись. На бумаге написано: «Не удавиться ли мне?»
Кандидат в депутаты
В семидесятые годы артиста пригласили в один из областных центров как возможного кандидата в депутаты Верховного Совета СССР. Был организован пышный прием и банкет, на котором Смоктуновский произнес такой тост:
— Я хочу выпить за то, чтобы полки магазинов заполнились, а на столах наших избирателей появились такие же продукты, какие я вижу здесь.
В итоге кандидатуру его «благоразумно» сняли.
Иннокентий Смоктуновский с женой и дочкой на даче
Встреча со зрителем
Однажды ленинградское телевидение снимало встречу Смоктуновского со зрителями. Телевизионщики сразу предупредили актёра:
— Иннокентий Михайлович! Никаких импровизаций! Придерживайтесь строгого сценария: вопрос-ответ...
Однако написанного сценария он придерживался недолго. В один из моментов он встал со своего места, спустился со сцены в первый ряд и поднял с места какого-то мальчугана. С ним он торжественно вернулся на своё место, посадил его на колени и загадочным голосом промолвил:
— Вот ему я сейчас всё и расскажу!
Телевизионщики были в шоке...
Главное событие
В обычной жизни Смоктуновский был совершенно непредсказуем. Например, когда журналист спросил его о самом главном событии за год, он, подумав, ответил: «Учил дочь плавать».
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru